Мотивированное решение
составлено 06 сентября 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2010 года Невьянский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А.,
при секретаре Уфимцевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Женсагурова С.Е. к администрации Невьянского городского округа об оспаривании действий органа местного самоуправления,
установил:
Женсагуров С.Е. обратился в суд с иском к администрации Невьянского городского округа о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления Невьянского городского округа; возложении обязанности на ответчика изготовить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: ...., и утвердить его; возложить обязанность на ответчика предоставить указанный земельный участок в аренду с приложением проекта его границ; возложить обязанность на ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка для ведения подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
В обоснование иска Женсагуров С.Е. указал, что 00.00.0000 им подано на имя главы Невьянского городского округа заявление о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Место нахождения земельного участка: ..... Земельный кодекс не предъявляет специальных требований к оформлению заявления о предоставлении земельного участка. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Достоверность сведений, указанных в заявлении, подтверждается подписью заявителя. На его заявлении в его присутствии Глава администрации А. наложил резолюцию «В. для решения»; проставлена подпись и дата 00.00.0000» В. снял копию плана границ земельного участка, обвел фломастером земельный участок площадью 00 соток, который определил для него, затем на заявлении уполномочил архитектурный отдел подготовить документы. Но до настоящего времени в его адрес какая-либо информация о предоставлении ему земельного участка не поступала.
В судебном заседании истец Женсагуров С.Е. уточнил адрес испрашиваемого им земельного участка: ...., 00. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители ответчика – администрации Невьянского городского округа, и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа - М., в ходе рассмотрения дела по существу возражала в удовлетворении иска, пояснив, что 00.00.0000 Женсагуров С.Е обратился с заявлением в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Но земельные участки по ...., в ...., в настоящее время сформированы органом местного самоуправления и будут предоставляться под строительство жилых домов индивидуальной застройки. Женсагуров С.Е. имеет право на общих условиях принять участие в торгах и приобрести земельный участок на данных условиях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что 00.00.0000 Женсагуров С.Е. обратился с заявлением на имя Главы Невьянского городского округа, содержащим просьбу о выделении земельного участка 00 га, расположенного по адресу: ...., для ведения личного подсобного хозяйства, в аренду. (л.д. 00). Данное заявление принято органом местного самоуправления 00.00.0000 (00(зем)).
Письмом от 00.00.0000 за 00 от имени Главы городского округа Т. Женсагурову С.Е. сообщено, что земельные участки по .... будут предоставляться на торгах с разрешенным использованием – под строительство жилых домов индивидуальной застройки. (л.д.00).
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Право управления и распоряжения органом местного самоуправления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, закреплено также в положениях подпункта 5 пункта 1 ст. 10 Областного закона от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
Из указанных положений следует, что основанием для предоставления земельного участка, равно как и его изъятия в установленном законом порядке, является решение органа местного самоуправления, реализующего властные полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Указанное решение является первичным по отношению ко всем дальнейшим действиям, вытекающим из предоставления и изъятия земельного участка.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, земельный участок, испрашиваемый истцом, расположен в границах городского поселения – .....
Его местоположение соответствует участку 00, по ...., согласно схеме застройки северо-восточной части ..... Данная схема утверждена постановлением Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 за 00-п. (л.д. 00). Согласно данному постановлению установлено разрешенное использование участков – под строительство жилых домов индивидуальной застройки.
Согласно п. 1, 2, 4, 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса (пункт 2).
Спорный земельный участок сформирован, а именно: проведены землеустроительные работы; осуществлен его государственный кадастровый учет. Данное обстоятельство подтверждено кадастровым паспортом земельного участка от 00.00.0000, выданным Территориальным отделом 00 Управления Роснедвижимости по ..... (л.д. 00). Кроме того, утвержден градостроительный план данного участка, о чем свидетельствует постановление Главы администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 00-п. (л.д. 00). Также определены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, проведена оценка рыночной стоимости земельного участка. (л.д. 00).
Органом местного самоуправления принято решение о проведении аукциона по продаже данного земельного участка, о чем свидетельствует постановление Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 за 00-п «Об организации и проведении аукциона по продаже земельных участков». (л.д. 00).
О проведении аукциона опубликовано сообщение в средстве массовой информации 00.00.0000. (л.д. 00).
Указанные действия ответчика выполнены в соответствии с требованиями ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядка организации работы по предоставлению земельных участков в собственность или аренду путем проведения торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.07.2005 N 543-ПП).
Данный участок внесен в Перечень свободных земельных участков .... (л.д. 00).
При этом, сторонами не оспаривается, что на момент обращения Женсагурова С.Е. с заявлением в администрацию Невьянского городского округа, работы по формированию испрашиваемого земельного участка не были проведены. Вид разрешенного использования земельным участком органом, осуществляющим властные полномочия в области земельных отношений, определен не был.
Как пояснил истец, указанный земельный участок предполагался для предоставления заинтересованным лицам для личного подсобного хозяйства.
Действительно, 00.00.0000 за 00 главой органа местного самоуправления вынесено постановление, согласно которому утверждена схема размещения участков под личное подсобное хозяйство в ...., разработанная комитетом архитектуры и градостроительства Невьянского городского округа. Новой улице отраженной на схеме, присвоено название «И.». (л.д. 00). Однако указанное постановление было отменено постановлением органа местного самоуправления от 00.00.0000 00-п. (л.д. 00).
Из пояснений представителя ответчика следует, что постановление 00 отменено органом местного самоуправления в пределах своей компетенции. Кроме того, схема, подлежащая приложению к указанному постановлению, отсутствует, так как не была разработана.
Суд считает, что применительно к настоящему спору, с учетом исследованных доказательств и вышеприведенных норм права, наличие заявления Женсагурова С.Е., содержащего просьбу о выделении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, само по себе не влияет на реализацию органом местного самоуправления предоставленных законом властных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах суд полагает, что действия ответчика по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства не может ставиться в зависимость от факта обращения истца с просьбой о выделении земельного участка под личное подсобное хозяйство.
При этом постановление Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 N 00 "Об отмене постановления главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 00-п и утверждении схемы застройки северо-восточной части .... под строительство жилых домов индивидуальной застройки», в соответствии с которым утверждена схема застройки северо-восточной части .... под строительство жилых домов индивидуальной застройки, в том числе, на испрашиваемый истцом земельный участок, в установленном порядке не оспаривалось и является действующим.
Поскольку орган местного самоуправления является правомочным лицом по распоряжению землями населенных пунктов, находящимися в черте ...., принял решение об использовании испрашиваемого истцом земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, суд полагает, что действия ответчика не нарушают права и законные интересы заявителя. А соответственно оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанностей изготовить проект границ земельного участка и утвердить его, предоставить указанный земельный участок в аренду истцу с разрешенным использованием – под личное подсобное хозяйство, у суда не имеется.
Так как ответчик сформировал участок для целей, связанных с индивидуальным жилищным строительством, порядок предоставления земельных участков, регламентированный ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае не применим.
Ссылки истца Женсагурова С.Е. о том, что отказ администрации Невьянского городского округа противоречит нормам Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» суд отвергает исходя из права ответчика по распоряжению земельными участками.
Требования Женсагурова С.Е. удовлетворению не подлежат.
Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 00 рублей, согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на истца.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Женсагурову Садихану Елтаевичу в удовлетворении исковых требований к администрации Невьянского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Невьянский городской суд.
Председательствующий – (И.А. Балакина)