РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата г. с. Неверкино Неверкинский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Абрамовой Н.В. при секретаре судебного заседания Гришиной Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецова Александра Алексеевича к администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о признании незаконным постановления администрации № 20 от 30.03.2010г. и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Кузнецов А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 30 марта 2010г. № 20 в части, касающейся отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет. В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном участником Великой Отечественной Войны. На основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20 от 30 марта 2010г. ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом посещении со ссылкой на п.3 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса, согласно которой граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.. Выражая несогласие с указанным постановлением, Кузнецов А.А. ссылается на то, что не является собственником жилого помещения, в котором проживает. Проживает он у сына. Указывает, что обжалуемое им постановление получено в конце сентября 2010г. С учетом изложенного просит постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20 от 30.03.2010г. признать незаконным в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий обязать администрацию Неверкинского сельсовета поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела Кузнецов А.А. в судебное заседание не явился. Айсин Ю.И. и Кузнецов В.А., представляющие интересы Кузнецова А.А. на основании доверенности, заявленные требования поддержали, просили суд признать обжалуемое постановление незаконным в части отказа в принятии Кузнецова А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В объяснениях Кузнецов В.А. показал, что его отец не имеет в собственности никаких жилых помещений, проживает вместе с ним (в доме представителя Кузнецова В.А.). Поскольку Кузнецов А.А. имеет право на постановку на учет, как участник ВОВ, не имеющий в собственности и по договору найма жилого помещения, отказ в постановке его на учет неправомерен. Представитель администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района - ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования признала частично. В объяснениях показала, что участник ВОВ - Кузнецов А.А. был ошибочно включен в постановление, как лицо, которому отказано в постановке на учет. Поскольку им подавалось заявление об осуществлении ремонта в доме, где он проживает, администрацией по существу не рассматривался вопрос о том имеет или не имеет Кузнецов А.А. право быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как не имеющий в собственности и по договору найма жилья. С учетом изложенного просила удовлетворить заявление Кузнецова А.А. частично - исключить его из постановления № 20 от 30.03.2010г., поскольку в отношении него сельской администрацией вопрос фактически не рассматривался. Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Кузнецова А.А. подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Кузнецов Александр Алексеевич является участником Ветераном Великой Отечественной Войны. Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Кузнецоы А.А. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района л.д.20). Согласно информации управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Кузнецова А.А.л.д. 17). Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается представителями Кузнецова А.А. с заявлением и необходимыми документами о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию Неверкинского сельсовета Неверкинского района Кузнецов А.А. не обращался. Вместе с тем, Кузнецов А.А. указан в постановлении администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20 от 30.03.2010г., как лицо, которому отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на п.3 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ л.д.14-15), положения которой предусматривают отказ в постановке на учет ввиду того, что не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (предусмотренный для истечения после намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий). Вышеназванное постановление органа местного самоуправления в указанной части не может считаться законным, поскольку в судебном заседании установлено, что в отношении Кузнецова А.А. вопрос фактически не рассматривался. Основания правомерности его постановки на учет не изучались, необходимые документы у него не запрашивались и самим им не представлялись. По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ без рассмотрения заявления по существу необоснован. Суд приходит к выводу о том, что, являясь участником ветераном Великой Отечественной Войны, Кузнецов А.А. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ. На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кузнецов А.А. был обязан представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности. Согласно объяснениям представителя администрации Неверкинского сельсовета - Кузнецовой Г.И. заявление и вышеназванные документы не были представлены, включение его в постановление произведено ошибочно. Ввиду изложенного суд приходит к выводу о том, что нет оснований рассматривать основания правомерности отказа, поскольку отсутствует сам факт рассмотрения заявления Кузнецова А.А. По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). По вышеизложенным основаниям обжалуемое постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20от 30.03.2010г., в части отказа в постановке на учет Кузнецова А.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подлежит отмене, поскольку в указанной части постановление не соответствует закону. Без отмены постановления в указанной части имеет место нарушения прав гражданина на рассмотрение его заявления о предусмотренных законом мерах социальной поддержки по существу. Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Кузнецова А.А. частично и считает правильным отменить постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20от 30.03.2010г., в части отказа в постановке на учет Кузнецова А.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Указанное в заявлении и поддержанное в судебном заседании представителями заявителя требование о постановке Кузнецова А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не подлежит рассмотрению в настоящем судебном заседании по существу, поскольку органом местного самоуправления, уполномоченным принять решение о постановке или отказе в постановке на учет, такое решение по сути не принято. Суд считает, что заявителем не допущено пропуска срока, установленного законом для обжалования решения органа местного самоуправления. Так, из объяснения представителей Кузнецова А.А., не оспариваемых представителем администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района о принятом решении об отказе в постановке на учет Кузнецову А.А. стало известно в сентябре 2010г. само постановление было им получено также в сентябре 2010г. С учетом изложенного, суд считает, что заявителем не пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. В данном случае суд считает правильным обязать администрацию Неверкинского сельсовета Неверкинского района исключить из постановления № 20 от 30.03.2010г. указание на то, что Кузнецову Александру Алексеевичу 1925 года рождения отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления не позднее 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда. Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Кузнецова Александра Алексеевича удовлетворить частично. Признать незаконным постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20 от 30.03.2010г. в части отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Кузнецова Александра Алексеевича. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2010г. Судья Н.В. Абрамова