Решение о признании отказа органа местного самоуправления не законным



Дело 2-536-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата . с. Неверкино

Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Бибарсовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Денишевой Мярзии Алтынбаевны к администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о признании незаконным постановления администрации  № 37 от 06.07.2010г. и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Денишева М.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 06 июля 2010г. № 37 в части, касающейся отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной Войны. На основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 37 от 06 июля 2010г. ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом посещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Денишева М.А. ссылается на то, что не является собственником жилого помещения, в котором проживает. Проживает в квартире, которая на праве собственности принадлежит ФИО1 и ФИО2 Указывает, что обжалуемое ею постановление получено в конце сентября 2010г. С учетом изложенного просит постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 37 от 06.07.2010г. признать незаконным в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий обязать администрацию Неверкинского сельсовета поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Будучи надлежащим образом извещенной о дне, времени и месте рассмотрения дела Денишева М.А. в судебное заседание не явилась.

Адвокат Айсин Ю.И., представляющий интересы Денишевой М.А. на основании ордера, заявленные требования поддержал, просил суд признать обжалуемое постановление незаконным в части отказа в принятии Денишевой М.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тем основаниям, что она не является ни собственником, ни нанимателем по договору социального найма, а проживает в квартире дочери.

Свидетель ФИО1 показала, что является дочерью заявительницы. Мать проживает с ней в квартире, которую она получала по договору социального найма и которую впоследствии приватизировала пополам с сыном. Ее мать в собственности не имеет жилья. Вместе они проживают примерно с 2009 года, до этого мать проживала в Адрес в доме, который отец продал. В заявлении о постановке на учет мать указала в качестве основания – проживание в помещении, не отвечающем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Вместе с тем, никто из администрации не приходил к ним с проверкой жилищных условий и состояния квартиры.

Глава администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района -  Ендуткин А.И., действующий на основании Устава, заявленные требования не признал. Просил отказать в удовлетворении, ссылаясь на то, что Денишева М.А. обеспечена жильем, соответствующим по площади социальной норме, а также находящимся в нормальном состоянии. Также из объяснений Ендуткина А.И. следует, что при принятии решения учитывались те основания, которые были указаны з\ Денишевой М.А. в заявлении о постановке на учет. То обстоятельство, что она юридически не является собственницей объекта недвижимости, не повлияло на принятое решение.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Денишевой М.А. подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации  «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Денишева Мярзия Алтынбаевна является вдовой участника Великой Отечественной Войны.

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Денишева М.А. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района л.д.24).

Согласно информации управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Денишевой М.А. л.д. 25).

Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается представителем Денишевой М.А. в заявлении, с которым Денишева М.А. обратилась о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в качестве основания указано – проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Как следует из объяснений представителя органа местного самоуправления иные основания правомерности постановки Денишевой М.А. на учет не изучались, необходимые документы у нее не запрашивались и самой Денишевой М.А. не представлялись. При этом глава администрации Неверкинского сельсовета не привел доказательств тому, что заявленное Денишевой М.А. основание было должным образом проверено. Так, из показаний свидетеля ФИО1 следует, что обследования жилищных условий не проводилось. В представленном администрацией Неверкинского сельсовета учетном деле на Денишеву М.А. акт обследования также отсутствует.

Таким образом, по результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что заявление не было должным образом рассмотрено по существу.

Суд приходит к выводу о том, что, являясь вдовой участника Великой Отечественной Войны, Денишева М.А. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области»

В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Денишева М.А. была обязана представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона;  документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;  документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно установленным фактическим обстоятельствам дела вышеназванные документы не были представлены, а указанное заявителем основание не было должным образом проверено.

По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

По вышеизложенным основаниям обжалуемое постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 37 от 06.07.2010г., в части отказа в постановке на учет Денишевой М.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, подлежит отмене, поскольку в указанной части постановление не соответствует закону. Без отмены постановления в указанной части имеет место нарушения прав гражданина на рассмотрение его заявления о предусмотренных законом мерах социальной поддержки по существу по предусмотренным законом основаниям.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Денишевой М.А. частично и считает правильным отменить постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 37 от 06.07.2010г., в части отказа в постановке на учет Денишевой М.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. В данном случае суд считает правильным обязать администрацию Неверкинского сельсовета Неверкинского района исключить из постановления № 37 от 06.07.2010г. указание на то, что Денишевой Мярзие Алтынбаевне 1923 года рождения отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления не позднее 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Денишевой Мярзии Алтынбаевны удовлетворить частично. Признать незаконным постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 37 от 06.07.2010г. в части отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Денишевой Мярзии Алтынбаевны.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2010г.

         Судья Н.В. Абрамова