Решение опризнании отказа органа местного самоуправления не законным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена. с. Неверкино

Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Бибарсовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никтининой Екатерины Васильевны к администрации Илим-Горского сельского совета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 5 от 29.03.2010г. и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Никитина Е.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Илим-Горского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 29 марта 2010г. № 5 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», в части, касающейся отказа в постановке ее на учет. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной Войны - ФИО1. На основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Вместе с тем, вышеназванным постановлением ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом посещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Никитина Е.В. ссылается на то, что ею были представлены все документы, дом, в котором она проживает не является ее собственностью. Жилых помещений в собственности она не имеет. С учетом изложенного, просит признать постановление администрации Илим-Горского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 29 марта 2010г. № 5 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным в части, касающейся отказа в постановке ее на учет и понудить администрацию Илим-Горского сельсовета зарегистрировать ее в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Будучи надлежащим образом извещенной о дне, времени и месте рассмотрения дела Никитина Е.В. в судебное заседание не явилась.

Представители Никитиной Е.В. - ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали, просили суд признать обжалуемое постановление незаконным в части отказа в принятии Никитиной Е.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В объяснениях показали, что, документально подтвержден факт, что Никитина Е.В. является вдовой участника ВОВ. Данное обстоятельство является основанием к тому, чтобы в установленном законом порядке в отношении нее сельской администрацией был решен вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку Никитина Е.В. не имеет в собственности жилья, не является нанимателем по договору социального найма. В доме, где она в настоящее время проживает, она просто зарегистрирована. Дом остался от покойного мужа, никаких правоустанавливающих документов на дом не имеется. Поскольку единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация, по мнению представителей Никитиной Е.В., и у последней отсутствует зарегистрированное право собственности, Никитина Е.В. Также из объяснений представителей Никтиной Е.В. следует, что о принятом решении - об отказе в постановке на учет Никитина Е.В. узнала только в сентябре 2010г., когда ее представитель ФИО2 получил в сельской администрации копию постановления. До этого времени ее не уведомляли о принятом решении. Сама она, в силу преклонного возраста, не обращалась в администрацию, поскольку наряду с другими ветеранами ... ждала ранее обещанных администрацией средств на улучшение жилищных условий.

Глава администрации Илим-Горского сельсовета Неверкинского района - ФИО4, полномочия которого подтверждены документально, не высказал возражений относительно заявленных требований. Вместе с тем показал, что на момент подачи Никитиной Е.В. в числе прочих ветеранов ВОВ, заявления об улучшении жилищных условий, предполагалось, что ветеранам будут предоставлены денежные средства на улучшение жилищных условий. Впоследствии такая статья расходов не подтвердилась, ввиду чего администрация, исходя из того, что Никитина Е.В. проживает в доме с удовлетворительными условиями, не поставила ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Форма заявления, которое написала Никитина Е.В. стандартная. Поскольку предполагалось, что Никитина Е.В. проживает в собственном доме, с достаточной жилой площадью, ей в администрации был предложен бланк заявления о постановке на учет в связи с проживанием в доме, не отвечающем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. При этом не рассматривался вопрос о том, является ли Никитина Е.В. собственником жилого помещения.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Никитиной Е.В. подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Никитина Екатерина Васильевна имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Данное обстоятельство подтверждается представленным в судебное заседание удостоверением л.д.20).

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Никитина Е.В. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района л.д.18).

Согласно информации управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Никитиной Е.В. л.д. 19).

Данными паспорта, сведениями домовой книги, а также объяснениями сторон подтверждается, что Никитина Е.В. зарегистрирована и проживает по адресу: ... л.д.5, 13-17).

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию Илим-Горского сельсовета Неверкинского района Никитина Е.В. обратилась Дата обезличенаг.

Постановлением администрации Илим-Горского сельсовета Неверкинского района № 5 от 29.03.2010г. Никитиной Е.В., в числе других лиц отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет л.д. 24-26).

Как следует из объяснения главы администрации Илим-Горского сельсовета ФИО4 Никитиной Е.В. было предложено написать заявление такой формы, то есть со ссылкой на проживание в доме, не отвечающем требованиям для жилых помещений. Иные основания постановки ее на учет Никитина Е.В. в заявлении не указала, в представленном в суд бланке заявления, иных оснований не имеется. л.д.23).

Отказывая Никитиной Е.В. в постановке на учет и признании нуждающейся в жилом помещении, администрация Илим-Горского сельсовета сослалась на ст. 54 Жилищного Кодекса РФ, которая предусматривает, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1). Не представлены документы, предусмотренные ч.4 ст. 52 ЖК РФ, то есть подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (предусмотренный для истечения после намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий).

Часть 2 указанной статьи регламентирует, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Вышеназванное требование закона при принятии решения в отношении Никитиной Е.В. не выполнено.

Суд приходит к выводу, что, Никитина Е.В. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области»

Согласно ст. 1 вышеназванного закона Пензенской области его действие распространяется на членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, к каковым относится Никитина Е.В.

В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Никитина Е.В. была обязана представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно объяснениям главы администрации Илим-Горского сельсовета, в полном объеме вышеназванные документы от Никитиной Е.В. не требовали, поскольку предполагали не выделение жилья, а денежных средств на ремонт уже имеющегося. Поэтому не рассматривались иные основания постановки на чет, кроме предложенного самой же администрацией.

При этом, суд учитывает, что указанное в постановлении основание к отказе постановки на учет Никитиной Е.В. необоснованно, поскольку Никитиной Е.В. не представлялись документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу, что Никитиной Е.В. необоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как основание постановки на учет было предложено самим органом местного самоуправления, иные основания при принятии решения об отказе не рассматривались. Допущенное органом местного самоуправления нарушение является существенным, нарушающим право гражданина на рассмотрение его заявления о предусмотренных законом мерах социальной поддержки по существу.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Никитиной Е.В. частично. Удовлетворению подлежит требование об исключении Никитиной Е.В. из списка лиц, которым постановлением администрации Илим-Горского сельсовета Неверкинского района № 5 от 29.03.2010г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, чтобы впоследствии Никитина Е.В. имела право на рассмотрение заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, которые сочтет нужными указать и обосновать соответствующими документами.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявления, суд считает необходимым обязать администрацию Илим-Горского сельсовета исключить из постановления от 29 марта 2010г. № 5 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» указание на отказ в постановке на учет Никитиной Екатерины Васильевны. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления в течение 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.

Также суд считает, что заявителем не пропущен срок, установленный законом для обжалования решения органа местного самоуправления. Факт получения копии постановления в сентябре 2010г. представителем органа местного самоуправления не оспаривается. Доказательств тому, что Никитиной Е.В. сообщалось о принятом решении, либо направлялась копия постановления, не представлено. Таким образом, суд считает, что трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, следует исчислять с сентября 2010г.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом того, что орган местного самоуправления выступает в качестве лица, чье решение признано незаконным, указанный орган возмещает судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В связи с чем, с администрации Илим-Горского сельсовета в пользу Никитиной Е.В. надлежит взыскать 200 рублей в возмещение документально подтвержденных расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Никитиной Екатерины Васильевны удовлетворить частично. Признать незаконным постановление администрации Илим-Горского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 29 марта 2010г. № 5 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», в части, касающейся отказа в постановке на учет Никитиной Екатерины Васильевны.

Обязать администрацию Илим-Горского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение - исключить из постановления от 29 марта 2010г. № 5 указание на отказ в постановке на учет Никитиной Екатерины Васильевны.

Взыскать с администрации Илим-Горского сельсовета Неверкинского района в пользу Никитиной Екатерины Васильевны 200 (двести) рублей в счет возмещения понесенных судебных расходов (государственной пошлины).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме вынесено 25 октября 2010г.

Судья Н.В. Абрамова