Решение о признании отказа органа местного самоуправления не законным



Дело Номер

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата. с. Неверкино

Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Гришиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куракова Михаила Васильевича к администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 6 от 26.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа в признании нуждающимся и постановке на учет Куракова М.В.и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Кураков М.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района № 6 от 26.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа в признании его нуждающимся и постановке на учет.В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном Великой Отечественной Войны, инвалидом 2 группы. В соответствии положениями Федерального Закона «О ветеранах Великой Отечественной Войны» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, постановлением администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района № 6 от 26.03.2010г. ему отказано в постановке на учет со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Кураков М.В. ссылается на то, что не является собственником объектов недвижимости, не является нанимателем по договору социального найма, проживает в доме сына и снохи. Считает, что обжалуемым постановлением нарушены его жилищные права и социальные гарантии участника ВОВ, установленные государством. С учетом изложенного, просит признать незаконным вышеназванное постановление и обязать администрацию Староандреевского сельсовета поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебное заседание Кураков М.В., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Представитель Куракова М.В. - ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, в объяснениях показала, что с 2006 года ее отец - Кураков М.В. проживает вместе с ними в их доме, который они строили сами для себя. Своего жилья отец не имеет. До того, как он стал проживать с ними, он жил в Адрес гражданским браком в доме одной женщины. Заявление о постановке на учет было написано отцом в марте 2010г., но до сентября 2010г. они не получали постановления, не знали о причинах отказа. На словах в администрации объясняли, что возможно будут предоставлены денежные средства на улучшение жилищных условий, но этого не произошло.

Представитель органа местного самоуправления, чье решение обжалуется - глава администрации Староандреевскогоо сельсовета Неверкинского района Коновалов Н.Р., не возражал против удовлетворения заявленных Кураковым М.В. требований. В объяснениях показал, что, при принятии решения об отказе в постановке Куракова М.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, было достоверно известно об отсутствии у него своего жилья и факте проживания в доме сына и снохи. Но указанное основание не рассматривалось, во внимание было принято состояние дома, которое явилось хорошим и соответствие жилой площади социальной норме на число проживающих.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Куракова М.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Кураков Михаил Васильевич является участником Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах». Данное обстоятельство подтверждается удостоверением (копия в гражданском деле (л.д 6).

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Кураков М.В. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района л.д. 8).

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестра) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Куракова М.В. на объекты недвижимости л.д. 9).

Данными паспорта, выпиской из похозяйственной книги подтверждается, что Кураков М.В. зарегистрирован и проживает по адресу: Адрес л.д.57).

Справками, выданными администрациями Сулеймановского сельсовета Неверкинского района (место рождения Куракова М.В.) и Старочирчимского сельсовета Камешкирского района (место его проживания до 2006 года), подтверждается, что Кураков М.В. не имел в собственности жилья в указанных селах л.д.10-11).

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрацию Староандреевского сельсовета Неверкинского района Кураков М.В. обратился, предоставив те документы, которые потребовали специалисты администрации Староандреевского сельсовета. Данное обстоятельство не опровергается объяснениями главы администрации Староандреевского сельсовета. Также из объяснений последнего следует, что администрацией самостоятельно запрашивались сведения из реестра о наличии права собственности.

Постановлением администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района № 6 от 26.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Куракову М.В. отказано в признании нуждающимся и постановке на учет со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса, согласно которому допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ в постановке на учет Куракова М.В. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обоснован.

Суд приходит к выводу о том, что, являясь участником Великой Отечественной Войны, Кураков М.В. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области»

В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Кураков М.В. был обязан представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно объяснениям главы администрации Староандреевского сельсовета Коновалова Н.Р. все необходимые документы при принятии решения имелись в наличии. О том, что Кураков М.В. не имеет своего жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма, было также известно и подтверждалось документально.

Ввиду изложенного, Кураков М.В. имел право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии с положениями Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Ст. 17 вышеназванного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги.

Факт отсутствия у Куракова М.В. зарегистрированного права собственности на жилые помещения, а также права пользования жилым помещением по договору социального найма подтвержден документально и сторонами не оспаривается.

В соответствии с вышеприведенными нормами действующего федерального законодательства, регламентирующего социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной Войны, данное обстоятельство является основанием для постановки заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

По результатам рассмотрения заявления Куракова М.В. суд приходит к выводу о том, что постановлением администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 6 от 26.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Куракову М.В. создаются препятствия к реализации прав, предусмотренных ФЗ «О ветеранах».

Также суд считает, что заявителем не допущено пропуска срока, установленного законом для обжалования решения органа местного самоуправления. Так, из объяснений сторон следует, что копия постановления была получена Кураковым М.В. не ранее сентября 2010г., до указанного времени заявитель не знал о причинах отказа и принятом решении. Данное обстоятельство не оспаривается представителем органа местного самоуправления, принявшего обжалуемое постановления. С учетом изложенного, суд считает, что заявителем не пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Куракова М.В. в полном объеме.

Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления в течение 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом того, что орган местного самоуправления выступает в качестве лица, чье решение признано незаконным, указанный орган возмещает судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В связи с чем, с администрации Староандреевского сельсовета в пользу Куракова Михаила Васильевича надлежит взыскать 200 рублей в возмещение государственной пошлины, уплата которой заявителем документально подтверждена.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Куракова Михаила Васильевича удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района № 6 от 26.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа в признании нуждающимся в жилом помещении Куракова Михаила Васильевича.

Обязать администрацию Староандреевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, поставить на учет Куракова Михаила Васильевича в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Об исполнении решения суда администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района сообщить в Неверкинский районный суд и Куракову М.В. не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения настоящего решения.

Взыскать с администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района в пользу Куракова Михаила Васильевича 200 (двести) рублей в счет возмещения понесенных судебных расходов (государственной пошлины).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 29 октября 2010г.

Судья Н.В. Абрамова