Решение о признании отказа органа местного самоуправления не законным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата . с. Неверкино

Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Гришиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чекаевой Рамии Усмановны к администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 38 от 29.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Чекаева Р.У. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 38 от 29.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» и обязать администрацию поставить ее на учет. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой ветерана участника Великой Отечественной Войны. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района № 38 от 29.03.2010г. ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Чекаева Р.У. ссылается на то, что ею были представлены все необходимые документы, подтверждающие право быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она должна быть поставлена на учет, поскольку не имеет в собственности жилья, проживает в доме, который на праве собственности ей не принадлежит и находится в плачевном состоянии.

В судебное заседание Чекаева Р.У., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Представитель Чекаевой Р.У. - ФИО1, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, в объяснениях показал, что дом, в котором проживает Чекаева Р.У. достался ей от покойного мужа, которому, в свою очередь, перешел от его отца. ДОС постройки примерно 1945-1950 годов, находится в крайне ветхом состоянии. Никаких правоустанавливающих документов на дом не имеется, наследственных прав на дом не оформлялось. О том, что Чекаевой Р.У. было отказано в постановке на учет сельская администрация не уведомляла. Постановление было ею получено в начале октября 2010г. Считает, что обжалуемым постановлением нарушаются права Чекаевой Р.У., предусмотренные ФЗ РФ «О ветеранах», просит признать постановление администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 38 от 29.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» незаконным и обязать поставить Чекаеву Р.У. на учет.

Представитель органа местного самоуправления, чье решение обжалуется, ФИО2, действующая от имени главы администрации Октябрьского сельсовета на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных Чекаевой Р.У. требований. В объяснениях показала, что, фактически Чекаеву Р.У. незаконно не поставили на учет. При подаче Чекаевой Р.У. заявления о постановке на учет, ей был предложен образец заявления, в котором основаниями постановки на учет указано проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Действительно дом, в котором проживает Чекаева Р.У. ветхий, с протекающей крышей и прогнившими полами, без санузла и канализации. На момент вынесения постановления администрация по всем ветеранам и вдовам участников ВОВ администрация запрашивала сведения о наличии жилых помещений в собственности (справки из БТИ, выписки из ЕГПР), но эти основания по сути не рассматривались и во внимание не принималось, что право собственности на дом у Чекаевой Р.У. не зарегистрировано в установленном законом порядке. Также из объяснений ФИО2 следует, что постановление Чекаевой Р.У. не направлялось. По требованию представителя Чекаевой Р.У. постановление было ему выдано не ранее сентября 2010г.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Чекаевой Р.У. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Чекаева Рамия Усмановна является вдовой участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах». Данное обстоятельство подтверждается удостоверением (копия в гражданском деле (л.д 10).

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Чекаева Р.У. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района л.д.13).

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестра) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Чекаевой Р.У. на объекты недвижимости л.д. 9).

Данными паспорта, выпиской из похозяйственной книги подтверждается, что Чекаева Р.У. зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес л.д.17).

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Октябрьского сельсовета Неверкинского района Чекаева Р.У. обратилась 23.03.2010г. л.д. 16).

Постановлением главы администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 38 от 29.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» в постановке на учет ей отказано со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса, согласно которому допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ в постановке на учет Чекаевой Р.У. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обоснован.

Суд приходит к выводу о том, что, являясь вдовой участника Великой Отечественной Войны, Чекаева Р.У. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области»

В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Чекаева Р.У. была обязана представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно объяснениям представителя администрации Октябрьского сельсовета ФИО2 от Чекаевой Р.У. не потребовался полный объем вышеназванных документов, поскольку ей было предложено написать заявление о постановке на учет по основанию проживания в домовладении, не отвечающем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В ходе осмотра дома, где проживает Чекаева Р.У., было установлено ветхое его состояние и необходимость ремонта. О том, что дом не принадлежит Чекаевой Р.У. на праве собственности, было также известно и подтверждалось документально.

Ввиду изложенного, Чекаева Р.У. имела право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с положениями Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Ст. 17 вышеназванного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги.

Факт отсутствия у Чекаевой Р.У. зарегистрированного права собственности на жилые помещения подтвержден документально и сторонами не оспаривается.

В соответствии с вышеприведенными нормами действующего федерального законодательства, регламентирующего социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной Войны, данное обстоятельство является основанием для постановки заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления.

Кроме того, содержание обжалуемого постановления органа местного самоуправления - администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района Пензенской области противоречиво, в нем допущены ссылки на нормы закона (п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ), не подлежащие применению в данном конкретном случае, поскольку отсутствует факт предоставления Чекаевой Р.У. документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

По результатам рассмотрения заявления Чекаевой Р.У. суд приходит к выводу о том, что постановлением администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 38 от 29.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» Чекаевой Р.У. создаются препятствия к реализации прав, предусмотренных ФЗ «О ветеранах».

Также суд считает, что заявителем не допущено пропуска срока, установленного законом для обжалования решения органа местного самоуправления. Так, из объяснений сторон следует, что копия постановления была получена Чекаевой Р.У. не ранее сентября 2010г. С учетом изложенного, суд считает, что заявителем не пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Чекаевой Р.У.

Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления в течение 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом того, что орган местного самоуправления выступает в качестве лица, чье решение признано незаконным, указанный орган возмещает судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В связи с чем, с администрации Октябрьского сельсовета в пользу Чекаевой Рамии Усмановны надлежит взыскать 200 рублей в возмещение государственной пошлины, уплата которой документально подтверждена.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Чекаевой Рамии Усмановны удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района № 38 от 29.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий».

Обязать администрацию Октябрьского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, поставить на учет Чекаеву Рамию Усмановну в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Об исполнении решения суда администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района сообщить в Неверкинский районный суд и Чекаевой Р.У. не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения настоящего решения.

Взыскать с администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района в пользу Чекаевой Рамии Усмановны 200 (двести) рублей в счет возмещения понесенных судебных расходов (государственной пошлины).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 25 октября 2010г.

Судья Н.В. Абрамова