Решение о признании отказа органа местного самоуправления не законным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена. с. Неверкино

Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Бибарсовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Еникеевой Мякбули Исхаковны к администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 4 от 30.03.2010г. «Об отказе ветеранам Великой Отечественной войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Еникеева М.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района № 4 от 30.03.2010г. «Об отказе ветеранам Великой Отечественной войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части отказа в принятии ее учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой ветерана участника Великой Отечественной Войны. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 4 от 30.03.2010г. ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Еникеева М.И. ссылается на то, что ею были представлены все необходимые документы, подтверждающие право быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она должна быть поставлена на учет, поскольку не имеет в собственности жилья, проживает в доме у сына, с его семьей. О том, что ей отказали в постановке на учет сельская администрация ее не уведомляла. Постановление было ею получено в начале октября 2010г. Считает, что обжалуемым постановлением нарушаются ее права, предусмотренные ФЗ РФ «О ветеранах», просит признать постановление администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 4 от 30.03.2010г. незаконным в части отказа в принятии ее на учет и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании Еникеева М.И. заявленные требования поддержала, в объяснениях показала, что дом, в котором она проживает вместе с сыном и его семьей, строил ее покойный муж. Никаких правоустанавливающих документов на дом не имеется, наследственных прав на дом не оформлялось. Ее 5 детей также могут претендовать на дом, поэтому она не может считаться собственницей.

Представитель Еникеевой М.И. - ФИО1, действующий на основании доверенности, показал, что является внуком заявительницы. За Еникеевой М.И. не зарегистрировано право собственности на дом, в котором она проживает. В похозяйственной книге ответственным лицом указан сын Еникеевой М.И. - ФИО2 (его отец). После подачи заявления о постановке ан учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Еникеевой М.И. сказали ждать. О принятом решении не сообщали до того времени, пока он сам (представитель) не обратился в начале октября 2010г. в администрацию и не получил копию постановления.

Глава администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района - Акчурин Н.К., действующий на основании Устава Бигеевского сельсовета Неверкинского района, не возражал против удовлетворения заявленных Еникеевой М.И. требований. В объяснениях показал, что согласно разъяснениям, которые давало сельским администрациям управление градостроительства Пензенской области, предполагалось, что жилье могут получить только те ветераны, которые вообще не имеют никакого жилья, поэтому всем ветераном следовало разъяснять возможность писать заявления на улучшение жилищных условий, исходя из того, что будут выделяться денежные средства на ремонт. Ввиду этого от ветеранов ВОВ, вдов участников ВОВ отбирались заявления, в которых основанием постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий указывалось проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Вместе с тем, на момент вынесения постановления администрация по всем ветеранам и вдовам участников ВОВ администрация запрашивала сведения о наличии жилых помещений в собственности (справки из БТИ, выписки из ЕГПР), но эти основания по сути не рассматривались. Во внимание принималось только состояние домов, где проживают заявители. Копия постановления была выдана представителю Еникеевой М.И. в октябре 2010г., до этого постановление ей не вручалось.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Еникеевой М.И. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Еникеева Мякбуля Исхаковна является вдовой участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах». Данное обстоятельство подтверждается удостоверением (копия в гражданском деле (л.д 15-16).

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Еникеева М.И. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района л.д.17).

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестра) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Еникеевой М.И. на объекты недвижимости л.д.18).

Данными паспорта, выпиской из похозяйственной книги подтверждается, что Еникеева М.И. зарегистрирована и проживает по адресу: ... В качестве владельца дома указан ФИО2, сама Еникеева М.И. указана в выписке с качестве матери владельца дома.

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Бигеевсакого сельсовета Неверкинского района Еникеева М.И. обратилась 26.03.2010г. л.д. 14).

Постановлением главы администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района № 4 от 30.03.2010г. «Об отказе ветеранам Великой Отечественной войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в постановке на учет ей отказано со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса, согласно которому допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ по указанным основаниям необоснован.

Суд приходит к выводу о том, что, являясь вдовой участника Великой Отечественной Войны, Еникеева М.И. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области»

В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Еникеева М.И. была обязана представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно объяснениям главы администрации Бигеевского сельсовета на момент принятия решения по заявлению Еникеевой М.И. все вышеназванные документы имелись в наличии.

Так, в учетном деле вдовы участника Великой Отечественной Войны Еникеевой М.И. имеются следующие документы: паспорт, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой в ЕГРП не зарегистрированы права заявителя на объекты недвижимости; справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», согласно которой Еникеева М.И. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района по данным реестра объектов капитального строительства; документы (удостоверения), подтверждающие, что Еникеева М.И. является пользователем льгот, предусмотренных ст. 21 ФЗ «О ветеранах»; выписки из домовой и похозяйственной книги.

Ввиду изложенного, Еникеева М.И. имела право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом суд принимает во внимание объяснения главы администрации Бигеевского сельсовета в той части, что при принятии решения об отказе в постановке Еникеевой М.И. на учет не принималось во внимание то обстоятельство, что домовладение, в котором проживает заявительница, не принадлежит ей на праве собственности.

В соответствии с положениями Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Ст. 17 вышеназванного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги.

Факт отсутствия у Еникеевой М.И. зарегистрированного права собственности на жилые помещения подтвержден документально и сторонами не оспаривается.

В соответствии с вышеприведенными нормами действующего федерального законодательства, регламентирующего социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной Войны, данное обстоятельство является основанием для постановки заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления.

Кроме того, содержание обжалуемого постановления органа местного самоуправления - администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области противоречиво, в нем допущены ссылки на нормы закона (п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ), не подлежащие применению в данном конкретном случае, поскольку отсутствует факт предоставления Еникеевой М.И. документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

По результатам рассмотрения заявления Еникеевой М.И. суд приходит к выводу о том, что постановлением администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 4 от 30.03.2010г. «Об отказе ветеранам Великой Отечественной войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в той части, в которой отказано в постановке на учет Еникеевой М.И. создаются препятствия к реализации прав заявительницы, предусмотренных ФЗ «О ветеранах».

Также суд считает, что заявителем не допущено пропуска срока, установленного законом для обжалования решения органа местного самоуправления. Так, из объяснений сторон следует, что копия постановления была получена Еникеевой М.И. только в начале октября 2010г. С учетом изложенного, суд считает, что заявителем не пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Еникеевой М.И.

Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления в течение 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом того, что орган местного самоуправления выступает в качестве лица, чье решение признано незаконным, указанный орган возмещает судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В силу положений ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ. Еникеева М.И., обратившись в суд за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах, освобождается от уплаты государственной пошлины. В соответствии с положениями гражданско-процессуального законодательства в таком случае взыскание производится в доход государства с лица, чье решение признано незаконным. В связи с чем, с администрации Бигеевского сельсовета в федеральный бюджет надлежит взыскать 200 рублей в возмещение государственной пошлины. Поскольку именно в таком размере физическим лицом оплачивается государственная пошлина при подаче заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Еникеевой Мякбули Исхаковны удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района № 4 от 30.03.2010г. «Об отказе ветеранам Великой Отечественной войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Еникеевой Мякбули Исхаковны

Обязать администрацию Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, поставить на учет Еникееву Мякбулю Исхаковну в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Об исполнении решения суда администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района сообщить в Неверкинский районный суд и Еникеевой М.И. не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения настоящего решения.

Взыскать с администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района в федеральный бюджет 200 (двести) рублей в счет возмещения судебных расходов (государственной пошлины), от которых освобожден заявитель.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 25 октября 2010г.

Судья Н.В. Абрамова