Решение о признании отказа органа местного самоуправления не законным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата г. с. Неверкино

Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Бибарсовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шабаева Павла Павловича к администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления администрации № 6 от 26.03.2010г. и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Шабаев П.П. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 26 марта 2010г. № 6 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном участником Великой Отечественной Войны. На основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 26 марта 2010г. № 6 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ему отказано в постановке на учет со ссылкой на п. 2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Шабаев П.П. ссылается на то, что им были представлены все необходимые документы: пенсионное удостоверение, выписка из домовой книги, выписка из ЕГРП, справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», подтверждающие, что собственником объектов недвижимости он не является, принадлежащего на праве собственности жилья не имеет. Дом, в котором он проживает, не является его собственностью. Сам дом постройки 1953 года, не имеет водопровода, канализации и внутреннего санузла. Выражая несогласие с постановлением, указывает, что юридически значимым обстоятельством является несоответствие требованиям закона для жилых помещений домовладения, в котором он проживает. С учетом изложенного просит признать вышеназванное постановление незаконным и обязать администрацию Старовндреевского сельсовета зарегистрировать его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание Шабаев П.П., будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, не явился. Представители Шабаева П.П. - ФИО1 и Айсин Ю.И., действующие на основании доверенности, просили удовлетворить заявленные требования, изменив основания последних, ссылаясь на то, что Шабаев П.П. не является собственником объектов недвижимости, в том числе и домовладения, в котором он проживает с женой. По этим основаниям просили признать обжалуемое постановление незаконным и обязать поставить Шабаева П.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Из объяснений представителя заявителя - Шабаева В.П. также следует, что дом, в котором проживает его отец (Шабаев П.П.) остался от его родителей. Право собственности на указанный дом ни за кем не зарегистрировано. Никаких правоустанавливающих документов на дом не имеется, отцу он не дарился, не завещался. Заявление и документы, подтверждающие право отца претендовать на улучшение жилищных условий, Шабаев П.П. сдал в сельскую администрацию 23.03.2010г. При этом при подаче заявления специалистами сельской администрации было разъяснено, что подавшим заявление ветеранам будут выделены денежные средства на ремонт. Вместе с тем, уже 26.03.2010г. было вынесено постановление об отказе в постановке на учет. Вынося указанное постановление, не учли, что отец не является собственником жилого помещения, в котором проживает. Из объяснений представителей также следует, что о принятом решении об отказе в постановке на учет им стало известно в сентябре 2010 года при получении постановления заказной корреспонденцией. До этого, содержание постановления до сведения Шабаева П.П. никто не доводил, копию ему не направляли.

Глава администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района - Коновалов Н.Р., действующий на основании Устава Староандреевского сельсовета Неверкинского района, требования Шабаева П.П. признал. В объяснениях показал, что на период, когда Шабаев П.П. подал заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предполагалось, что всем ветеранам, проживающим в домах с не очень хорошими бытовыми условиями, будут выделяться федеральные средства на проведение ремонта. По этой причине все ветераны, в том числе и Шабаев П.П., в заявлениях указывали, что проживают в домовладениях, не отвечающих требованиям для жилых помещений. Впоследствии выяснилось, что средства нм указанные цели выделяться не будут. На момент принятия решения об отказе в постановке на учет, у администрации имелась информация о том, что Шабаев П.П. не является собственником дома, в котором проживает, поскольку право собственности за ним не зарегистрировано. Вместе с тем, это основание никак не было учтено. Вывод об отсуствии права на постановку в очередь нуждающихся делали на основании состояния дома, которое сочли удовлетворительным. Копия постановления была направлена Шабаеву П.П. по почте заказным письмом в сентябре 2010г. До этого времени копия не вручалась, но, он полагает, что о принятом решении Шабаев П.П. должен был знать.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Шабаева П.П. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Шабаев Павел Павлович, Дата года рождения является участником инвалидом Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Данное обстоятельство подтверждается удостоверением (копия в гражданском деле л.д 11).

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Шабаев П.П., а также его жена Шабаева В.И. не числятся собственниками объектов недвижимости на территории Неверкинского района л.д.13).

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестра) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Шабаева П.П. на объекты недвижимости л.д.16).

Данными паспорта, сведениями домовой книги, а также содержанием справки, выданной администрацией Староандреевского сельсовета, подтверждается, что ФИО2 зарегистрирован и проживает по адресу: Адрес. Проживает вместе с женой л.д. 17-20).

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрацию Староандреевского сельсовета Неверкинского района Шабаев П.П. обратился 23.03.2010г. л.д. 9). Согласно объяснениям сторон им было написано заявление установленной формы, к которому были приобщены документы, подтверждающие его статус ветерана ВОВ, и проживания по указанному адресу.

Постановлением главы администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района № 6 от 26.03.2010г. Шабаеву П.П. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса, согласно которому допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ по указанным основаниям необоснован.

Суд приходит к выводу, что, являясь участником инвалидом Великой Отечественной Войны, Шабаев П.П. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области»

В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Шабаев П.П. был обязан представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно объяснениям сторон все вышеназванные документы были представлены. Кроме того, из объяснений главы администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района следует, что ряд документов, в частности выписка из ЕГПР запрашивалась непосредственно администрацией.

Суд принимает во внимание, что на момент принятия решения об отказе в постановке на учет Шабаева П.П. орган местного самоуправления обладал достоверной информацией о том, что за последним не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости. Вместе с тем, как следует из объяснений представителя органа местного самоуправления - главы администрации Староандреевского сельского совета, данное основание фактически не рассматривалось, поскольку всем ветеранам было отказано по причине того, что стало известно об отсутствии средств для финансирования ремонта их жилых домов.

В соответствии с положениями Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Ст. 17 вышеназванного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги.

Факт отсутствия у Шабаева П.П. зарегистрированного права собственности на жилые помещения подтвержден документально и сторонами не оспаривается. Также суд принимает во внимание, что глава органа местного самоуправления, чье решение обжалуется Шигаевым П.П., признал заявленные требования.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

По результатам рассмотрения заявления Шабаева П.П. суд приходит к выводу о том, что постановление администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района № 6 от 26.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» создаются препятствия к реализации прав Шабаева П.П., предусмотренных ФЗ «О ветеранах».

Также суд считает, что заявителем не пропущен срок, установленный законом для обжалования решения органа местного самоуправления. Факт направления копии постановления Шабаеву П.П. в сентябре 2010г. подтвердил глава Староандреевской сельской администрации. Иных доказательств, подтверждающих, что о принятом решении Шабаев П.П. узнал ранее сентября 2010г., в судебное заседание не представлено. Таким образом, суд считает, что трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, следует исчислять с сентября 2010г.

Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Шабаева П.П.

Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления в течение 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом того, что орган местного самоуправления выступает в качестве лица, чье решение признано незаконным, указанный орган возмещает судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В силу положений ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ. Шабаев П.П., являясь ветераном Великой Отечественной Войны, обратившись в суд за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах, освобождается от уплаты государственной пошлины. В соответствии с положениями гражданско-процессуального законодательства в таком случае взыскание производится в доход государства с лица, чье решение признано незаконным. В связи с чем, с администрации Староандреевского сельсовета в федеральный бюджет надлежит взыскать 200 рублей в возмещение государственной пошлины. Поскольку именно в таком размере физическим лицом оплачивается государственная пошлина при подаче заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Шабаева Павла Павловича удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области № 6 от 26 марта 2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в части, касающейся отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях и постановке на учет Шабаева Павла Павловича, Дата года рождения.

Обязать администрацию Староандреевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, поставить на учет Шабаева Павла Павловича в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Взыскать с администрации Староандреевского сельсовета Неверкинского района в федеральный бюджет 200 (двести) рублей в счет возмещения понесенных судебных расходов (государственной пошлины).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья Н.В. Абрамова