Решение о признании незаконным отказа органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена с. Неверкино

Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Гришиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казаковой Зои Михайловны к администрации Березовского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 6 от 15.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» в части отказа Казаковой З.М. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Казакова З.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Березовского сельсовета Неверкинского района Пензенской области постановления № 6 от 15.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий». В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной Войны. На основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района № 6 от 15.03.2010г. ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Казакова З.М. ссылается на то, что ею были представлены все необходимые документы для постановки на учет, подтверждающие, что собственником объектов недвижимости она не является, принадлежащего жилья не имеет. Дом, в котором она проживает, не принадлежит ей на праве собственности. Обжалуемое постановление было получено 14.10.2010г., до этого времени администрация не сообщала о принятом решении. С учетом изложенного просит признать постановление администрации Березовского сельсовета Неверкинского района № 6 от 15.03.2010г. незаконным в той части, которой ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Березовского сель совета зарегистрировать ее в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании интересы Казаковой З.М. представлял адвокат Айсин Ю.И., действующий на основании ордера. Айсин Ю.И. просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, мотивируя тем, что дом, в котором проживает Казакова З.М. не принадлежит ей на праве собственности, зарегистрированном в установленном законом порядке. Дом остался после смерти мужа Казаковой, наследственные права на дом не оформлялись. У Казаковой З.М. имеются дети, которые наряду с ней могут претендовать на дом. В настоящее время Казакова З.М. проживает в указанном доме с дочерью. Также Айсин Ю.И. показал, что постановление получено Казаковой З.М. 14.10.2010г., что подтверждается штампом на выданной копии.

Глава администрации Березовского сельсовета Неверкинского района - Разина Н.М., действующая на основании Устава и удостоверения, в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения заявленных Казаковой З.М. требований. В объяснениях показала, что в момент подачи Казаковой З.М. заявления о постановке на учет предполагалось, что ей, в числе других ветеранов и вдов участников войны, будут выделены денежные средства на ремонт, ввиду чего был предоставлен бланк, полученный от районной администрации, где основанием постановки на учет было указано только одно - проживание в помещении, не отвечающем требованиям для жилых помещений. Фактически Казакова З.М. не имеет в собственности жилья, проживает в ветхом доме, не имеющем правоустанавливающих документов.

Суд, выслушав представителя Казаковой З.М., представителя органа местного самоуправления, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Казаковой З.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Казакова Зоя Михайловна является вдовой участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов - Казакова Степана Трофимовича. Данное обстоятельство подтверждается документами, находящимися в материалах дела (копия в гражданском деле л.д 14-16).

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Казакова З.М. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района л.д.17).

Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Казаковой З.М. на объекты недвижимости в виде жилых помещений л.д. 18).

Данными паспорта, а также содержанием справки, выданной администрацией Березовского сельсовета, подтверждается, что Казакова З.М. зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес.

Постановлением администрации Березовского сельсовета Неверкинского района № 6 от 15.03.2010г. Казаковой З.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 54 Жилищного Кодекса, без уточнения определенного основания отказа.

По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ необоснован.

Суд приходит к выводу о том, что, являясь вдовой участника Великой Отечественной Войны, Казакова З.М. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области»

В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Казакова З.М. была обязана представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно содержанию учетного дела на Казакову З.М., а также согласно объяснениям главы администрации Березовского сельсовета вышеназванные документы были представлены.

Ввиду изложенного, Казакова З.М. имела право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что не является собственником жилого помещения и нанимателем по договору социального найма.

В соответствии с положениями Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Факт отсутствия у Казаковой З.М. зарегистрированного права собственности на жилые помещения подтвержден документально и сторонами не оспаривается.

Ст. 17 вышеназванного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги.

В связи с изложенным суд считает, что сведения похозяйственной книги, согласно которым дом числится за Казаковой З.М., не являются подтверждением того, что заявитель является фактическим собственником дома.

Таким образом, без вывода о наличии или отсутствии у Казаковой З.М. оснований к постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, при наличии представленных ею документов, подтверждающих отсутствие зарегистрированного права собственности на какое-либо жилое помещение у Казаковой З.М., в постановке на учет ей было отказано, без каких-либо конкретных ссылок на закон в тот же день, когда было подано заявление - 15.03.2010г.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

По результатам рассмотрения заявления Казаковой З.М. суд приходит к выводу о том, что постановление администрации Березовского сельсовета Неверкинского района № 6 от 15.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» создаются препятствия к реализации прав Казаковой З.М., предусмотренных ФЗ «О ветеранах».

Кроме того, суд принимает во внимание, признание органом местного самоуправления заявленных требований и отсутствие возражений к их удовлетворению

Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Казаковой З.М. Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления в течение 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.

Также суд считает, что заявителем не допущено пропуска срока, установленного законом для обжалования решения органа местного самоуправления, поскольку копия постановления была вручена Казаковой З.М. 14.10.2010г. Данное обстоятельство подтверждается отметкой и штампом администрации Березовского сельсовета на копии постановления, выданной Казаковой З.М., и не оспаривается главой администрации Березовского сельсовета.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом того, что орган местного самоуправления выступает в качестве лица, чье решение признано незаконным, указанный орган возмещает судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В связи с чем, с администрации Березовского сельсовета в пользу Казаковой З.М. надлежит взыскать 200 рублей в возмещение государственной пошлины, уплата которой заявителем подтверждена документально.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Казаковой Зои Михайловны к администрации Березовского сельсовета Неверкинского района удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Березовского сельсовета Неверкинского района № 6 от 15.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» в части отказа Казаковой Зое Михайловне в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Березовского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, поставить на учет Казакову Зою Михайловну в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Об исполнении решения суда администрации Березовского сельсовета Неверкинского района сообщить в Неверкинский районный суд и Казаковой З.М. не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения настоящего решения.

Взыскать с администрации Березовского сельсовета Неверкинского района в пользу Казаковой Зои Михайловны 200 (двести) рублей в счет возмещения понесенных судебных расходов (государственной пошлины).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья Н.В. Абрамова