Решение о признании отказа органа местного самоуправления не законным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена. с. Неверкино

Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Гришиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вергазовой Муневери Абдулкадировны к администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления администрации № 6 от 23.03.2010г. в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Вергазова М.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 23 марта 2010г. № 6 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении», в части, которой ей отказано в постановке на учет. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой ветерана участника Великой Отечественной Войны. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района № 6 от 23.03.2010г. ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Вергазова М.А. ссылается на то, что ею были представлены все необходимые документы, подтверждающие право быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, она не имеет в собственности жилья. О том, что ей отказали в постановке на учет сельская администрация ее не уведомляла. Постановление было ею получено 18 октября 2010г. Считает, что обжалуемым постановлением нарушаются ее права, предусмотренные ФЗ РФ «О ветеранах», просит признать постановление администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района № 6 от 23.03.2010г. незаконным и обязать администрацию Сулеймановского сельского совета зарегистрировать ее в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание Вергазова М.А., будучи надлежащим образом уведомленной о дате и времени рассмотрения дела, явилась. Вергазова М.А. показала, что проживает в доме, который не принадлежит на праве собственности ей. Дом остался после мужа. Наследственные права на дом не оформлялись. Кроме нее на дом могут также претендовать трое ее детей. Никаких правоустанавливающих документов дом не имеет. Она в доме просто зарегистрирована, как по фактическому месту жительства. Проживает одна. В собственности никаких объектов недвижимости не имеет. О том, что возможно улучшить жилищные условия, ей сказали представители сельской администрации в начале марта 2010г. по этой причине она подписала заявление установленной формы, предоставленное в сельской администрации. После чего в дом, где проживает Вергазова М.А., приходила жилищная комиссия, обследовала жилищные условия. Вместе с тем, до 18 октября 2010г. она не получала письменного ответа на свое заявление. Постановление об отказе в постановке на учет было получено только 18 октября 2010 года. Постановление было принесено на дом специалистом администрации. После чего, не согласившись с принятым решением, Вергазова М.А. обратилась в суд.

Глава администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района - Абубекяров Ю.Х., действующий на основании Устава Сулеймановского сельского совета Неверкинского района, требования Вергазовой М.А. признал. В объяснениях показал, что по данным похозяйственной книги Вергазова М.А. числится зарегистрированной в доме по Адрес. Дом, в котором она проживает, имеет удовлетворительное состояние, поэтому было принято решение отказать ей в постановке на учет.

Из объяснений Абубекярова Ю.Х. также следует, что на момент вынесения постановления в администрации имелась информация, подтверждающая то, что Вергазова М.А. не является собственником объектов недвижимости. Вместе с тем, данное обстоятельство во внимание принято не было. Основополагающим обстоятельством при принятии решения было удовлетворительное состояние жилого помещения, в котором Веразова М.А. фактически проживает. Обстоятельства вручения постановления Вергазовой М.А.. ему доподлинно не известны. Несмотря на то, что им подписан список лиц, которым вручены постановления администрации о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и об отказе в постановке на учет, сам он постановления не вручал. Со слов Абубекярова Ю.Х., это должен был сделать специалист. По почте постановления не направлялись, заявителям по всей видимости устно сообщалось о принятых решениях.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Вергазовой М.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Вергазова Муневеря Адбулкадировна Дата обезличена года рождения является ветераном Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Данное обстоятельство подтверждается удостоверением (копия в гражданском деле (л.д 8).

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Вергазова М.А. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района л.д.14).

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестра) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Вергазовой М.А. на объекты недвижимости л.д.13).

Данными паспорта, а также содержанием справки, выданной администрацией Сулеймановскогоо сельсовета, подтверждается, что Вергазова М.А. зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес. проживает одна л.д. 15).

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Сулеймановского сельсовета Неверкинского района Вергазова М.А. обратилась Дата обезличенаг. л.д. 8).

Постановлением главы администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района № 6 от 23.03.2010г. Вергазовой М.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса, согласно которому допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ по указанным основаниям необоснован.

Суд приходит к выводу о том, что, являясь вдовой ветерана Великой Отечественной Войны, ФИО1 умершего Дата обезличена года имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области»

В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Вергазова М.А. была обязана представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно объяснениям главы администрации Сулеймановского сельсовета на момент принятия решения по заявлению Вергазовой М.А. сторон все вышеназванные документы имелись в наличии.

Так, в учетном деле вдовы участника Великой Отечественной Войны, ветерана Великой Отечественной Войны Вергазовой М.А. имеются следующие документы: паспорт, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой в ЕГРП не зарегистрированы права Вергазовой М.А. на объекты недвижимости; справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», согласно которой Вергазова М.А. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района по данным реестра объектов капитального строительства; документы (удостоверения), подтверждающие, что ФИО1 умерший Дата обезличена года является ветераном ВОВ; выписки из домовой и похозяйственной книги, подтверждающие факт регистрации и проживания Вергазовой М.А. в доме Номер обезличен по Адрес

Ввиду изложенного, Вергазова М.А. имела право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Довод главы администрации Сулеймановского сельсовета о том, что Вергазова М.А. фактически проживает и зарегистрирована по адресу: дом Адрес, при наличии сведений об отсутствии у Вергазовой М.А. зарегистрированных прав на недвижимое имущество, не может являться состоятельным.

Также суд принимает во внимание объяснения главы администрации Сулеймановского сельсовета в той части, что при принятии решения об отказе в постановке Вергазовой М.А.. на учет не принималось во внимание то обстоятельство, что домовладение, в котором проживает заявительница, не принадлежит ей на праве собственности.

В соответствии с положениями Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Ст. 17 вышеназванного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги.

Факт отсутствия у Вергазовой М.А. зарегистрированного права собственности на жилые помещения подтвержден документально и сторонами не оспаривается.

В соответствии с вышеприведенными нормами действующего федерального законодательства, регламентирующего социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной Войны, данное обстоятельство является основанием для постановки заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления.

Кроме того, содержание обжалуемого постановления органа местного самоуправления - администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района Пензенской области противоречиво, в нем допущены ссылки на нормы закона (п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ), не подлежащие применению в данном конкретном случае, поскольку отсутствует факт предоставления Вергазовой М.А. документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

По результатам рассмотрения заявления Вергазовой М.А. суд приходит к выводу о том, что постановлением администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района № 6 от 23.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» в той части, в которой отказано в постановке на учет Вергазовой М.А. создаются препятствия к реализации прав заявительницы, предусмотренных ФЗ «О ветеранах».

Также суд считает, что заявителем не допущено пропуска срока, установленного законом для обжалования решения органа местного самоуправления. Так, из объяснения Вергазовой М.А. следует, что о принятом решении и мотивах отказа в постановке на учет она сама узнала 18 октября 2010 г., получив постановление № 6 от 23.03.2010г., которое на дом принес специалист сельской администрации. С данным обстоятельством глава администрации так же согласился.

С учетом изложенного, суд считает, что заявителем не пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Вергазовой М.А.

Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления в течение 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Вергазовой Муневери Абдулкадировны удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района № 6 от 23.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Вергазовой Муневеря Абдулкадировны.

Обязать администрацию Сулеймановского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, поставить на учет Вергазову Муневерю Абдулкадировну в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Об исполнении решения суда администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района сообщить в Неверкинский районный суд и Вергазовой М.А. не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения настоящего решения.

Взыскать с администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района в пользу Вергазовой М.А. 200 (двести) рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья Н.В. Абрамова