Решение о признании постановления органа местного самоуправления незаконным



Дело №2-592-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                             с. Неверкино

Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Гришиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чигаковой Ольги Михайловны к администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о признании незаконным постановления администрации № 20 от 30.03.2010г. в части отказа в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Чигакова О.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 30 марта 2010г. № 20 в части, касающейся отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой ветерана участника Великой Отечественной Войны. На основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20 от 30 марта 2010г. ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом посещении. Выражая несогласие с указанным постановлением, Чигакова О.М. ссылается на то, что не является собственником жилого помещения, в котором проживает. Зарегистрированного в установлененном законом порядке права собственности не имеет.Указывает, что обжалуемое им постановление получено в конце сентября 2010г. С учетом изложенного просит постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20 от 30.03.2010г. признать незаконным в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий обязать администрацию Неверкинского сельсовета поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, Чигакова О.М. не явилась.

Адвокат Айсин Ю.И., действующий в интересах Чигаковой О.ИМ. на основании ордера, заявленные требования поддержал. Указал, что Чигакова проживает в доме, который в 1952 году построил ее покойный ныне муж. В силу возраста проживает с дочерью У Чигаковой О.М. с ее покойным мужем имеется 4 детей. Никто из них не оформлял наследственных прав на дом.

Орган местного самоуправления, чье решение обжалуется - администрация Неверкинского сельсовета Неверкинского района не направила в судебное заседание своего представителя. Из поступившего в суд письменного заявления следует, что действующая на основании доверенности главы администрации Неверкинского сельсовета - Кузнецова Г.И., просит рассмотреть дело в ее отсутствие и указывает, что признает и просит удовлетворить заявленные требования.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Чигаковой О.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Чигакова Ольга Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ является вдовой участника ветерана Великой Отечественной Войны - ФИО1. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле доказательствами (л.д.13-15, 17).

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Чигакова О.М. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района (л.д.18).

Согласно информации управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Чигаковой О.М. (л.д. 19).

Вместе с тем, Чигаковой О.М. постановлением администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20 от 30.03.2010г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Вышеназванное постановление органа местного самоуправления в указанной части не может считаться законным, поскольку в судебном заседании установлено, что Чигакова О.М. имеет право на постановку в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд приходит к выводу о том, что, являясь вдовой участника ветерана Великой Отечественной Войны, Чигакова О.М. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области»

В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Куликов С.А. был обязан представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно содержанию учетного дела все необходимые документы были представлены.

В соответствии с положениями Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Ст. 17 вышеназванного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги.

Факт отсутствия у Чигаковой О.М. зарегистрированного права собственности на жилые помещения подтвержден документально и сторонами не оспаривается.

Ввиду чего суд делает вывод о том, что имелись основания для постановки Чигаковой О.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она не является собственником объектов недвижимости, а также не является нанимателем по договору социального найма.

По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

По вышеизложенным основаниям обжалуемое постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20 от 30.03.2010г., в части отказа в постановке на учет Чигакову О.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, подлежит отмене, поскольку в указанной части постановление не соответствует закону.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Чигаковой О.М. и считает правильным отменить постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20 от 30.03.2010г., в части отказа в постановке на учет Чигаковой О.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд считает, что заявителем не допущено пропуска срока, установленного законом для обжалования решения органа местного самоуправления. Так, из объяснения представителя заявительницы, подтвержденных копией постановления с отметкой о дате вручения, о принятом решении об отказе в постановке на учет Чигаковой О.М. стало известно в сентябре 2010г. само постановление было им получено также в сентябре 2010г. С учетом изложенного, суд считает, что заявителем не пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. В данном случае суд считает правильным обязать администрацию Неверкинского сельсовета Неверкинского района исключить из постановления № 20 от 30.03.2010г. указание на то, что Чигаковой Ольге Михайловне отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления не позднее 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Чигаковой Ольги Михайловны удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района № 20 от 30.03.2010г. «Об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет» в части отказа в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет Чигаковой Ольги Михайловны.

Обязать администрацию Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, поставить на учет Чигакову Ольгу Михайловну в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения.

        Судья                                                                                                 Н.В. Абрамова