Решение о признании постановления органа местного самоуправления незаконным



Дело №2-586-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена. с. Неверкино

Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Гришиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ахмеровой Мяфтюхи Мусеевны к администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления администрации № 6 от 23.03.2010г. в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Ахмерова М.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 23 марта 2010г. № 6 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении», в части, которой ей отказано в постановке на учет. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой ветерана участника Великой Отечественной Войны. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района № 6 от 23.03.2010г. ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Ахмерова М.М. ссылается на то, что ею были представлены все необходимые документы, подтверждающие право быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, она не имеет в собственности жилья. О том, что ей отказали в постановке на учет сельская администрация ее не уведомляла. Постановление было ею получено 23.09.2010 года. Считает, что обжалуемым постановлением нарушаются ее права, предусмотренные ФЗ РФ «О ветеранах», просит признать постановление администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района № 6 от 23.03.2010г. незаконным и обязать администрацию Сулеймановского сельского совета зарегистрировать ее в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание Ахмерова М.М., будучи надлежащим образом уведомленной о дате и времени рассмотрения дела, не явилась.

Представитель Ахмеровой М.М.. - Айсин Ю.И., действующий на основании ордера Номер обезличен от Дата обезличена года, показал, что Ахмерова М.М. является вдовой участника ВОВ ФИО1, проживает в доме, который не принадлежит ей на праве собственности. Ахмерова М.М. в доме просто зарегистрирована, как по фактическому месту жительства. Вместе с ней проживает ее сын и сноха. Сама Ахмерова М.М. в собственности никаких объектов недвижимости не имеет. О том, что возможно улучшить жилищные условия, ей сказали представители сельской администрации в начале марта 2010г. по этой причине Ахмерова М.М. подписала заявление установленной формы, предоставленное в сельской администрации. После чего в дом, где проживает Ахмерова М.М., приходила жилищная комиссия, обследовала жилищные условия. Вместе с тем, до сентября 2010г. она не получала письменного ответа на свое заявление. Постановление об отказе в постановке на учет было получено только 23.09.2010 году, за указанное постановление она расписалась (штамп в постановлении. Постановление было принесено на дом специалистом администрации. После чего, не согласившись с принятым решением, Ахмерова М.М. обратилась в суд.

Глава администрации Сулеймановского сельсовета го района - Абубекяров Ю.Х., действующий на основании Устава Сулеймановского сельского совета Неверкинского района, требования Ахмеровой М.М. признал в полном объеме. В объяснениях показал, что по данным похозяйственной книги Ахмерова М.М. числится зарегистрированной в доме по Адрес, поэтому и было ошибочно принято решение отказать ей в постановке на учет.

Из объяснений Абубекярова Ю.Х. также следует, что на момент вынесения постановления в администрации имелась информация, подтверждающая то, что Ахмерова М.М. не является собственником объектов недвижимости. Вместе с тем, данное обстоятельство во внимание принято не было. По почте постановления не направлялись, заявителям по всей видимости устно сообщалось о принятых решениях.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Ахмеровой М.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Ахмерова Мяфтюха Мусеевна Дата обезличена года рождения является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов ФИО1 Данное обстоятельство подтверждается удостоверением (копия в гражданском деле (л.д 8).

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Ахмерова М.М. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района л.д.14).

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестра) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Ахмеровой М.М. на объекты недвижимости л.д.13).

Данными паспорта, а также содержанием справки, выданной администрацией Сулеймановскогоо сельсовета, подтверждается, что Ахмерова М.М. зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес проживает с сыном и снохой л.д. 15).

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Сулеймановского сельсовета Неверкинского района Ахмерова М.М. обратилась Дата обезличена. л.д. 8).

Постановлением главы администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района № 6 от 23.03.2010г. Ахмеровой М.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса, согласно которому допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ по указанным основаниям необоснован.

Суд приходит к выводу о том, что, являясь вдовой ветерана Великой Отечественной Войны, Ахмерова М.М. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ.

На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области»

В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Ахмерова М.М. была обязана представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Согласно объяснениям главы администрации Сулеймановского сельсовета на момент принятия решения по заявлению Ахмеровой М.М. сторон все вышеназванные документы имелись в наличии.

Так, в учетном деле вдовы участника Великой Отечественной Войны, Ахмеровой М.М. имеются следующие документы: паспорт, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой в ЕГРП не зарегистрированы права Ахмеровой М.М. на объекты недвижимости; справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», согласно которой Ахмерова М.М. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района по данным реестра объектов капитального строительства; документы (удостоверения), подтверждающие, что Ахмерова М.М. является вдовой ветерана ВОВ; выписки из домовой и похозяйственной книги, подтверждающие факт регистрации и проживания Ахмеровой М.М. в доме Номер обезличен по Адрес.

Глава администрации Сулеймановского сельсовета заявление Ахмеровой М.М. признал в полном объеме.

В соответствии с положениями Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Ст. 17 вышеназванного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги.

Факт отсутствия у Ахмеровой М.М. зарегистрированного права собственности на жилые помещения подтвержден документально и сторонами не оспаривается.

Ввиду изложенного, Ахмерова М.М. имела право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с вышеприведенными нормами действующего федерального законодательства, регламентирующего социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной Войны, данное обстоятельство является основанием для постановки заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления.

Кроме того, содержание обжалуемого постановления органа местного самоуправления - администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района Пензенской области противоречиво, в нем допущены ссылки на нормы закона (п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ), не подлежащие применению в данном конкретном случае, поскольку отсутствует факт предоставления Ахмеровой М.М. документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

По результатам рассмотрения заявления Ахмеровой М.М. суд приходит к выводу о том, что постановлением администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района № 6 от 23.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» в той части, в которой отказано в постановке на учет Ахмеровой М.М. создаются препятствия к реализации прав заявительницы, предусмотренных ФЗ «О ветеранах».

Также суд считает, что заявителем не допущено пропуска срока, установленного законом для обжалования решения органа местного самоуправления. Так, из объяснения представителя Ахмеровой М.М. - Айсина Ю.И. следует, что о принятом решении и мотивах отказа в постановке на учет Ахмерова М.М., которой 97 лет узнала 23.09.2010 года, получив постановление № 6 от 23.03.2010г., которое на дом принес специалист сельской администрации. По почте постановление не получали. С учетом изложенного, суд считает, что заявителем не пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Ахмеровой М.М.

Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления в течение 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом того, что орган местного самоуправления выступает в качестве лица, чье решение признано незаконным, указанный орган возмещает судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В связи с чем, с администрации Сулеймановского сельсовета в пользу Ахмеровой М.М. надлежит взыскать 200 рублей в возмещение государственной пошлины, уплата которой заявителем документально подтверждена.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Ахмеровой Мяфтюхи Мусеевны удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района № 6 от 23.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Ахмеровой Мяфтюхи Мусеевны.

Обязать администрацию Сулеймановского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, поставить на учет Ахмерову Мяфтюху Мусеевну в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Об исполнении решения суда администрации Сулеймановского сельсовета Неверкинского района сообщить в Неверкинский районный суд и Ахмеровой М.М. не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья Н.В. Абрамова