Дело №2-593-2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с. Неверкино Неверкинский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Абрамовой Н.В. при секретаре судебного заседания Гришиной Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Еникеева Али Харисовича к администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 4 от 30.03.2010г. «Об отказе ветеранам Великой Отечественной Войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части отказа Еникееву А.Х. в постановке на учет и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилья, УСТАНОВИЛ: Еникеев А.Х. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района № 4 от 30.03.2010г. «Об отказе ветеранам Великой Отечественной войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части отказа ему в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном участником Великой Отечественной Войны. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 4 от 30.03.2010г. ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Еникеев А.Х. ссылается на то, что им были представлены все необходимые документы, подтверждающие право быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Она должна быть поставлена на учет, поскольку не имеет в собственности жилья, проживает в доме с дочерью. Дом остался от ее мужа. О том, что ей отказали в постановке на учет сельская администрация ее не уведомляла. Постановление было ею получено 20.09.2010г. Считает, что обжалуемым постановлением нарушаются ее права, предусмотренные ФЗ РФ «О ветеранах», просит признать постановление администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 4 от 30.03.2010г. незаконным в части отказа в принятии ее на учет и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании Еникеев А.Х. поддержал заявленные требования. В объяснениях показал, что проживает в доме, который строил еще его отец. Никаких правоустанавливающих документов на дом не имеется, после смерти отца наследственные права на дом не оформлялись. Глава администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района - Акчурин Н.К., действующий на основании Устава Бигеевского сельсовета Неверкинского района, не возражал против удовлетворения заявленных требований. Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Еникеевым А.Х. требования подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Еникеев Али Харисович является ветераном участником Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах». Данное обстоятельство подтверждается удостоверением, справкой военкомата (копия в гражданском деле (л.д 15-16). Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Еникеев А.Х. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района (л.д.18). Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестра) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Еникеева А.Х. на объекты недвижимости (л.д.19). Данными паспорта, выпиской из похозяйственной книги подтверждается, что Еникеев А.Х. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, проживает вместе с женой (л.д.10). С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Бигеевского сельсовета Неверкинского района Еникеев А.Х. обратился 30.03.2010г. Постановлением главы администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района № 4 от 30.03.2010г. «Об отказе ветеранам Великой Отечественной войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в постановке на учет ему отказано со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса, согласно которому допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ необоснован. Суд приходит к выводу о том, что, являясь ветераном участником Великой Отечественной Войны, Еникеев А.Х. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ. На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Еникеев А.Х. был обязан представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности. Согласно объяснениям главы администрации Бигеевского сельсовета, представленным доказательствам, на момент принятия решения по заявлению Еникеева А.Х. все вышеназванные документы имелись в наличии. В соответствии с положениями Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Ст. 17 вышеназванного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги. Факт отсутствия у Еникеева А.Х. зарегистрированного права собственности на жилые помещения подтвержден документально и сторонами не оспаривается. Ввиду изложенного, Еникеев А.Х. имел право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не является собственником и нанимателем по договору социального найма жилого помещения. В соответствии с вышеприведенными нормами действующего федерального законодательства, регламентирующего социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной Войны, данное обстоятельство является основанием для постановки заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления. Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). По результатам рассмотрения заявления Еникеева А.Х. суд приходит к выводу о том, что постановлением администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления № 4 от 30.03.2010г. «Об отказе ветеранам Великой Отечественной войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в той части, в которой отказано в постановке на учет Еникееву А.Х. создаются препятствия к реализации прав заявителя, предусмотренных ФЗ «О ветеранах». Также суд считает, что заявителем не допущено пропуска срока, установленного законом для обжалования решения органа местного самоуправления. Так, из объяснений сторон следует, что копия постановления была получена Еникеевым А.Х. в конце сентября 2010г. Данное обстоятельство не оспаривается главой органа местного самоуправления, чье решение обжалуется. С учетом изложенного, суд считает, что заявителем не пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Еникеева А.Х. Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления в течение 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом того, что орган местного самоуправления выступает в качестве лица, чье решение признано незаконным, указанный орган возмещает судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. В силу положений ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ Еникеев А.Х., обратившись в суд за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах, освобождается от уплаты государственной пошлины. В соответствии с положениями гражданско-процессуального законодательства в таком случае взыскание производится в доход государства с лица, чье решение признано незаконным. В связи с чем, с администрации Бигеевского сельсовета в федеральный бюджет надлежит взыскать 200 рублей в возмещение государственной пошлины. Поскольку именно в таком размере физическим лицом оплачивается государственная пошлина при подаче заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления. Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Еникеева Али Харисовича удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района № 4 от 30.03.2010г. «Об отказе ветеранам Великой Отечественной Войны в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части отказа Еникееву А.Х. в постановке на учет. Обязать администрацию Бигеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, поставить на учет Еникеева Али Харисовича в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Об исполнении решения суда администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района сообщить в Неверкинский районный суд и Еникееву А.Х. не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения настоящего решения. Взыскать с администрации Бигеевского сельсовета Неверкинского района в доход государства 200 (двести) рублей в счет возмещения судебных расходов (государственной пошлины), от уплаты которой в силу закона освобождена заявительница. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения. Судья Н.В. Абрамова