РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с. Неверкино Неверкинский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Абрамовой Н.В. при секретаре судебного заседания Гришиной Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Апанаева Хамзи Хусяиновича к администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района о признании незаконным постановления администрации № 15 от 29.03.2010г. и о понуждении к регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилья, УСТАНОВИЛ: Апанаев Х.Х. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района Пензенской области от 29 марта 2010г. № 15 «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий». В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном участником Великой Отечественной Войны. На основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г.», законом Пензенской области от 27.02.2010г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района № 15 от 29.03.2010г. ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса. Выражая несогласие с указанным постановлением, Апанаев Х.Х. ссылается на то, что им были представлены все необходимые документы: пенсионное удостоверение, выписка из домовой книги, выписка из ЕГРП, справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», подтверждающие, что собственником объектов недвижимости он не является, принадлежащего на праве собственности жилья не имеет. Дом, в котором он проживает, постройки сороковых годов 20 века, санузел отсутствует, воды нет, дом ветхий, полы сгнили, дом практически непригоден для проживания. Считает, что обжалуемым постановлением нарушаются его права, предусмотренные ФЗ РФ «О ветеранах», просит признать постановление администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района № 15 от 29.03.2010г. незаконным и обязать администрацию Октябрьского сельского совета зарегистрировать его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представитель Апанаева Х.Х. - Апанаев А.Х., действующий на основании доверенности, показал, что является сыном Апанаева Х.Х. Апанаев Х.Х. проживает в <адрес> в доме, права собственности на который не имеет. Дом остался Апанаеву Х.Х. от его отца. Поэтому дом не может считаться находящимся в собственности Апанаева Х.Х. Иных прав на недвижимое имущество за Апанаевым Х.Х. не зарегистрировано. Все необходимые для постановки на учет документы были сданы Апанаевым Х.Х. в сельскую администрацию в марте 2010г. и до октября 2010г. они ждали получения сертификата. Но до октября 2010г. он не получал никаких решений и постановлений по данному вопросу. Постановление об отказе в постановке на учет было им получено только в ноябре, после чего, не согласившись с принятым решением, он обратился в суд. Орган местного самоуправления, чье решение обжалуется, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не направил своего представителя. В суд поступило заявления главы администрации Октябрьского сельсовета Ляпина Н.С., заверенное печатью, в котором она просит рассмотреть дело в свое отсутствие, указывает, что требования Апанаева Х.Х. признает в полном объеме и просит удовлетворить. Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы и доказательства по делу, считает, что заявление Апанаева Х.Х. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) от 07.05.2008г. № 714 закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Апанаев Хямзя Хусяинович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является участником инвалидом Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Данное обстоятельство подтверждается удостоверением (копия в гражданском деле л.д 9). Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным реестра объектов капитального строительства Апанаев Х.Х. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района (л.д.11). Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестра) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права Апанаев Х.Х. на объекты недвижимости (л.д.13). Данными паспорта, а также содержанием справки, выданной администрацией Октябрьского сельского совета, подтверждается, что Апанаев Х.Х. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Проживает вместе с сыном. (л.д. 10). Выпиской из домовой книги подтверждается, что Апанаев Х.Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрацию Октябрьского сельсовета Неверкинского района Апанаев Х.Х. обратился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Постановлением главы администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района № 15 от 29.03.2010г. Апанаеву Х.Х. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса, согласно которому допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ по указанным основаниям необоснован. Суд приходит к выводу, что являясь участником инвалидом Великой Отечественной Войны, Апанаев Х.Х. имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ. На территории Пензенской области вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010г. «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Апанаев Х.Х. был обязан представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности. Согласно объяснениям сторон все вышеназванные документы были представлены. Такими документами явились: паспорт, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой в ЕГРП не зарегистрированы права Апанаева Х.Х. на объекты недвижимости; справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», согласно которой Апанаев Х.Х. не числится собственником объектов недвижимости на территории Неверкинского района по данным реестра объектов капитального строительства; документы (удостоверения), подтверждающие, что Апанаев Х.Х. является инвалидом ВОВ; выписки из домовой и похозяйственной книги, подтверждающие факт регистрации и проживания Апанаева Х.Х. в <адрес> в <адрес>. В соответствии с положениями Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Ст. 17 вышеназванного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги. Факт отсутствия у Апанаева Х.Х. зарегистрированного права собственности на жилые помещения подтвержден документально и сторонами не оспаривается. Также представителем ответчика не представлено доказательств, опровергающих доводы заявителя и его представителя о том, что на дом, в котором проживает Апанаев Х.Х., в равной с ним степени имеют право его дети, ввиду чего ФИО1 не может считаться фактическим собственником домовладения. В связи с изложенным суд считает, что сведения похозяйственной книги, согласно которым дом числится за Апанаевым Х.Х., не являются подтверждением того, что заявитель является фактическим собственником дома. Ввиду изложенного, Апанаев Х.Х. имел право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку не является собственником жилого помещения и не является нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, содержание обжалуемого постановления органа местного самоуправления противоречиво, в нем допущены ссылки на нормы закона (п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ), не подлежащие применению в данном конкретном случае, поскольку отсутствует факт предоставления Апанаевым Х.Х. документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). По результатам рассмотрения заявления Апанаева Х.Х. суд приходит к выводу о том, что постановление администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района № 15 от 29.03.2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» создаются препятствия к реализации прав Апанаева Х.Х., предусмотренных ФЗ «О ветеранах». Также суд считает, что причины пропуска, установленного законом для обжалования решения органа местного самоуправления, являются уважительными. Так, из объяснения представителя Апанаева Х.Х. следует, что о принятом решении и мотивах отказа в постановке на учет он узнал в октябре 2010г., получив постановление № 15 от 29.03.2010г. 22.10.2010г., что также подтверждается отметкой на самом постановлении. С учетом изложенного, суд считает, что заявителем не пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Апанаева Х.Х. Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления в течение 30 дней, со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда. Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Апанаева Хамзи Хусяиновича удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации Октябрьского сельсовета Неверкинского района Пензенской области № 15 от 29 марта 2010г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий». Обязать администрацию Октябрьского сельсовета Неверкинского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, поставить на учет Апанаева Хамзи Хусяиновича в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 10 ноября 2010г. Судья Н.В. Абрамова