Дело № 2-422-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Неверкинский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Игошиной Л.В., при секретаре Гришиной Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Неверкино Пензенской области гражданское дело по заявлению Сиротиной Александры Петровны о признании постановления администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области № 30 от 11 мая 2011 года «О признании ветеранов Великой Отечественной Войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» незаконным и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Сиротина А.П. обратилась в суд с заявлением о признании постановления администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области № 30 от 11 мая 2011 года «О признании ветеранов Великой Отечественной Войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» незаконным и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В судебном заседании Сиротина А.П. поддержала свое заявление и суду пояснила, что она является вдовой участника Великой Отечественной Войны ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и в связи с 65-летием со дня Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах». Постановлением главы администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области № 30 от 11 мая 2011 года ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, сославшись на п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, так как не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы. При подаче заявления в администрацию Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области ею прилагались следующие документы: копия паспорта, копия пенсионного удостоверения, выписка из ЕГРП о наличии прав на недвижимое имущество, справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», копия свидетельства о браке, копия свидетельства о смерти, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. В соответствии с законом Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», признаются граждане, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 1 указанного закона, в том числе являющиеся членами семьи погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ. Пункт 2 статьи 2 предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего закона: проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. Домовладение, в котором она проживает и зарегистрирована, а также является собственником, не соответствует требованиям, установленным для жилых помещений. Согласно акту обследования домовладения от ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором она проживает, имеет большой процент износа и требует капитального ремонта. Довод администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о том, что она не имеет право на улучшение жилищных условий, считает необоснованным. Данное постановление администрации было ею получено в конце мая 2011 года, после того как она обратилась в администрацию. Просит признать постановление главы администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области № 30 от 11 мая 2011 года «О признании ветеранов Великой Отечественной Войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» незаконным и поставить ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представитель администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, в суд поступило письменное заявление главы администрации ФИО1 о рассмотрении дела в их отсутствие, требования заявителя признают в полном объеме. Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, считает заявление Сиротиной А.П.обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям. Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на жилище, а также обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилье. Часть 3 указанной статьи Конституции Российской Федерации регламентирует, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного жилищного и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945г» от 07.05.2008 № 714 (в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) закреплено право на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В судебном заседании установлено, что Сиротина Александра Петровна является вдовой участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах». Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копией свидетельства о браке, копией свидетельства о смерти, копией пенсионного удостоверения, копией справки отдела военного комиссариата Пензенской области по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО2 проходил службу в рядах Советской армии с ноября 1943 года по ноябрь 1946 года. Постановлением главы администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области № 305 от 11.05.2011 «О признанииВетеранов Великой Отечественной Войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» Сиротиной А.П. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ, согласно которому допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы. Однако, такая позиция администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, по мнению суда, является неправомерной и ущемляющей права заявителя, противоречащей конституционным принципам справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина. Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ Сиротиной А.П. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Как следует из заявления Сиротиной А.П., она обратилась к главе администрации Неверкинского сельсовета ФИО1 с заявлением и необходимыми документами о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, в качестве основания постановки на учет, указав - проживание в домовладении, не отвечающем требованиям для жилых помещений (отсутствие водопровода, канализации, туалета; дом имеет большую степень изношенности, в зимний период времени стены дома промерзают, температурный режим занижен). В материалах дела имеется акт проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого жилой дом, принадлежащий Сиротиной А.П., имеет следующую характеристику: дом деревянный, ветхий, крыша железная, комнаты не изолированные, отопление индивидуальное газовое, водопровод и канализация отсутствуют. Таким образом, орган местного самоуправления, принимавший решение по заявлению Сиротиной А.П. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, сделав вывод о неудовлетворительном состоянии принадлежащего ей жилого помещения, без достаточной к тому мотивации, отказал в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд приходит к выводу, вопрос о наличии (отсутствии) предусмотренных законом оснований к постановке на учет Сиротиной А.П. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией Неверкинского сельсовета <адрес> фактически не рассматривался. Основания правомерности (неправомерности) ее постановки на учет администрацией не изучались, необходимые документы у нее не запрашивались. По результатам анализа норм действующего законодательства и исследования представленных доказательств, суд считает, что отказ без рассмотрения заявления по существу, без приведения мотивированных оснований принятия определенного решения необоснован. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Сиротина А.П., являясь вдовой участника Великой Отечественной Войны, имеет право на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренное ст. 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ. На территории <адрес> вышеназванные меры социальной поддержки реализуются в порядке, предусмотренном законом <адрес> №-ЗПО от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории <адрес>». В соответствии с положениями ст. 2 вышеназванного закона для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Сиротина А.П. была обязана представить в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, к которому приобщить: документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; выписку из домовой книги или из похозяйственной книги либо копию финансового лицевого счета; документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства; документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности. Только анализ совокупности всех представленных документов позволяет органу местного самоуправления сделать обоснованный вывод по существу постановленного вопроса. По смыслу закона, суд при рассмотрении дела об оспаривании решения органа местного самоуправления должен выяснить соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). По вышеизложенным основаниям обжалуемое постановление администрации Неверкинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке на учет Сиротиной А.П. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, подлежит отмене, поскольку в указанной части постановление не соответствует закону, т.к. имеет место нарушения прав гражданина на рассмотрение по существу его заявления о предоставлении предусмотренных законом мер социальной поддержки. Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Ввиду изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения заявления Сиротиной А.П. частично и считает правильным отменить постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области № 30 от 11.05.2011 в части отказа в постановке на учет Сиротиной А.П. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вместе с признанием обжалуемого постановления незаконным в части отказа в принятии Сиротиной А.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд считает необходимым обязать администрацию рассмотреть заявление Сиротиной А.П. в установленном законом порядке с вынесением мотивированного решения по существу указанного в заявлении основания. Срок обращения с заявлением в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, Сиротиной А.П. нарушен не был, поскольку о нарушении своих прав заявителю стало известно только в конце мая 2011 года. Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, и доказательств в его опровержение суду представлено не было. При таких обстоятельствах, заявление Сиротиной А.П. подлежит удовлетворению частично. На основании ч. 1 и ч. 3 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Суд, признавая заявление Сиротиной А.П. обоснованным в части, считает необходимым обязать администрацию Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области рассмотреть заявление Сиротиной А.П. в установленном законом порядке с вынесением мотивированного решения по существу указанного в заявлении основания. Указанная обязанность должна быть выполнена органом местного самоуправления не позднее 30 дней со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании подп. 3 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Сиротина А.П. освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем с администрации Неверкинского сельсовета <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей в бюджет муниципального образования <адрес>. Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Сиротиной Александры Петровны удовлетворить частично. Признать незаконным постановление администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области № 30 от 11.05.2011 в части отказа в признании Сиротиной Александры Петровны нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области рассмотреть заявление Сиротиной Александры Петровны в установленном законом порядке с вынесением мотивированного решения по существу заявленного основания постановки на учет. Об исполнении решения суда администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области сообщить в Неверкинский районный суд Пензенской области и Сиротиной А.П. не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения настоящего решения. Взыскать с администрации Неверкинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области в бюджет муниципального образования Неверкинского района Пензенской области государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей, от уплаты которой по закону освобожден заявитель. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вынесения. Судья Л.В. Игошина