о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.



                                                                                                                 Дело № 2-211\2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    09 августа 2011 года                                                                                          пос. Усвяты

Невельский районный суд Псковской области в составе

председательствующего федерального судьи Алексеенко С.М.,

истца Давыдовой Л.П.,

представителя ответчика Отдела Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Усвятском районе Псковской областиЖуковой Н.И.,

при секретаре Рыжаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ДАВЫДОВОЙ ЛАРИСЫ ПАВЛОВНЫ к Отделу Пенсионного фонда РФ (государственномуучреждению)вУсвятскомрайоне Псковской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л :

    Давыдова Л.П. обратилась в суд с иском к Отделу Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Усвятском районе Псковской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и возложении обязанности по назначению пенсии с 25 мая 2011 года.

    В судебном заседании Давыдова Л.П. исковые требования поддержала в полном объёме и пояснила, что, имея необходимый 30-летний стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, 25 мая 2011 года она обратилась в Отдел ПФР в Усвятском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, однако своим решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии, не включив в стаж лечебной деятельности в льготном порядке с применением к календарному периоду коэффициента 1 год за 1 год 6 месяцев периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребёнком, а также с применением к календарному периоду коэффициента 1 год за 1 год 3 месяца время нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истица считает отказ в назначении пенсии незаконным, так как в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 28 января 2004 года при назначении досрочной трудовой пенсии могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

Представитель Отдела Пенсионного Фонда в Усвятском районе Псковской области Жукова Н.И. считает, что иск удовлетворению не подлежит в связи с отсутствием у Давыдовой Л.П. требуемого льготного стажа работы, поскольку стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, определяется в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Время нахождения Давыдовой Л.П. в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребёнком должно исчисляться в календарном порядке, поскольку в данные периоды отсутствует факт работы в должности, для которой предусмотрен порядок льготного исчисления стажа.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.            

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочное назначение пенсии по старости обладают лица, осуществляющие лечебную деятельность в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Давыдова Л.П. является матерью Д.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Д.К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из ксерокопии трудовой книжки Давыдовой Л.П. видно, что она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности <данные изъяты>     

Как установлено судом, работая в должности <данные изъяты>, Давыдова Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребёнком, работая в должности <данные изъяты> истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ** Давыдовой Л.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия специального медицинского стажа.

В решении ответчика указано об исчислении в календарном порядке периодов нахождения Давыдовой Л.П. в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также время отпуска по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, по мнению пенсионного органа, по состоянию на 25 мая 2011 года (на день обращения Давыдовой Л.П. за назначением льготной пенсии) стаж, дающий право на досрочную пенсию, составил 29 лет 00 мес. 18 дней.

Данный вывод Отдела Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Усвятском районе Псковской области нельзя признать правильным по следующим основаниям.

Давыдова Л.П. находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуске по уходу за ребёнком, то есть данный период времени имел место до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Кроме этого, в указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 01 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также стаж работы по специальности.

Согласно п.7 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, секретариата ВСЦПС от 29 ноября 1989 г. № 23\24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет» время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также стаж работы по специальности, в том числе: при назначении государственных пенсий, а также в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет учитывается в том же порядке, как работа или соответствующая учёба, в период которых предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведённых правовых норм, суд приходит к выводу, что время нахождения Давыдовой Л.П. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учётом характера её работы в указанный период, подлежит включению в льготный стаж работы для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном порядке с применением к календарному периоду коэффициента 1 год за 1 год 6 месяцев.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г. «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

ДД.ММ.ГГГГ у Давыдовой Л.П. родилась дочь <данные изъяты>, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в декретном отпуске по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Следовательно, период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, вызванной беременностью и родами, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы.

Таким образом, период нахождения Давыдовой Л.П. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном порядке с применением к календарному периоду коэффициента 1 год за 1 год 3 месяца.

Давыдова Л.П. обратилась за назначением пенсии 25 мая 2011 года. На этот день её стаж работы, связанной с лечебной деятельностью (с учётом периодов нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком), составлял 30 лет. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Давыдова Л.П. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии.

На основании п. 1 и 2 статьи 19 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а днём обращения считается день приёма заявления установленной формы со всеми документами, то есть с 25 мая 2011 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу расходы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

                                                                       р е ш и л :

Исковые требования Давыдовой Ларисы Павловны удовлетворить.

Обязать Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усвятском районе Псковской области зачесть в стаж работы Давыдовой Ларисы Павловны для досрочного назначения трудовой пенсии периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяца;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребёнком в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по беременности и родам в льготном порядке с применением к календарному периоду коэффициента 1 год за 1 год и 3 месяца.

Обязать Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усвятском районе Псковской области назначить Давыдовой Ларисе Павловне пенсию с 25 мая 2011 года.

Взыскать с Отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усвятском районе Псковской области в пользу Давыдовой Ларисы Павловны <данные изъяты> рублей расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                             С.М.Алексеенко

Мотивированное решение составлено 12 августа 2011 года.