Решение от 21.11.2011г. о понуждении исполнить требования ФЗ, устранить выявленные нарушения пожарной безопасности



Дело № 2-1051/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Невельск                                                                                         21 ноября 2011 года

Невельский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи - Блажкевич О.Я.,

при секретаре                               - Головань Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Невельского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Невельские коммунальные сети», комитету по управлению имуществом администрации Невельского городского округа о понуждении исполнить требования Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», устранить выявленные нарушения пожарной безопасности

УСТАНОВИЛ:

Невельский городской прокурор обратился в суд с иском интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Невельские коммунальные сети», комитету по управлению имуществом администрации Невельского городского округа о понуждении исполнить требования федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности, а именно заменить отправленные на перезарядку огнетушители соответствующим количеством заряженных огнетушителей на котельных: котельная № 10, районная котельная, котельной «Вакканай»; убрать горючие материалы, хранящиеся под лестничным маршем на котельной № 10; выполнить пункты 2,7 и 8 предписания, вынесенного инспектором УТЭН № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ. В основание своих требований указал, что в сентябре 2011 года Невельской городской прокуратурой совместно с государственным инспектором УТЭН Ростехнадзора и сотрудником ТО НД Невельского района проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности на котельных МУП «Невельские коммунальные сети» в период подготовки к отопительному периоду 2011-2012, а также проверка исполнения предписания вынесенного инспектором УТЭН Ростехнадзора № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам данной проверки были выявлены нарушения правил пожарной безопсности, а именно огнетушители, отправленные на перезарядку, не заменены соответствующим количеством заряженных огнетушителей, под лестничным маршем допущено хранение горючих материалов; огнетушители, отправленные с предприятия на перезарядку, не заменены соответствующим количеством заряженных огнетушителей; не выполнены пункты 2, 7 и 8 предписания, вынесенного инспектором УТЭН Ростехнадзора № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно внутри обвалования резервуаров хранения нефтепродуктов отсутствуют датчики сигнализаторов довзрывных концентраций (ДВК), срабатывающих при достижении концентрации паров нефтопродуктов 20% нижнего концентрационного предела распространения пламени,- предписано разработать проект и установить датчики сигнализаторы ДВК; монтаж уравномеров резервуаров не осуществлен, отсутствует аппаратурный контроль уровня нефтепродуктов, то есть параметра, определяющего взрывоопасность процесса; склад мазута котельной «Вакканай» не соответствует требованиям пожарной безопасности, а именно, в непосредственной близости от резервуаров хранения мазута и технологического трубопровода мазута котельной «Вакканай» ООО «НБТФ-Сервис» построен склад угля, устроен золоотвал, труба котельной находится на расстоянии 10 метров от дыхательной аппаратуры резервуара хранения мазута. Таким образом, в ходе проверки установлено, что должностными лицами МУП «Невельские коммунальные сети» нарушаются требования пожарной безопасности, а также нарушаются требования промышленной безопасности и эксплуатации опасного производственного объекта, предусмотренные ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Выявленные нарушения закона требуют устранения, так как эксплуатация опасных объектов с нарушением требований пожарной безопасности может привести к тяжким последствиям, причинению вреда жизни и здоровью граждан, что недопустимо. В обоснование своих требований прокурор ссылается также на ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правила пожарной безопасности, утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, Конституцию РФ.

В судебном заседании прокурор Хрусталева М.А. заявила уточнения требований, принятые судом, в окончательной форме требования предъявлены к ответчикам о понуждении исполнить требования федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности, а именно заменить отправленные на перезарядку огнетушители соответствующим количеством заряженных огнетушителей на котельных: котельная № 10, районная котельная, котельной «Вакканай»; убрать горючие материалы, хранящиеся под лестничным маршем на котельной № 10; обязать исполнить требования Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно устранить нарушения, указанные в п. 2, 7, предписания инспектора УТЭН Ростехнадзора № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно установить внутри обваловывания резервуаров хранения нефтепродуктов датчики сигнализаторов довзрывных концентраций, срабатывающих при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % нижнего концентрационного предела распространения пламени; осуществить монтаж уровнемеров резервуаров, обеспечить аппаратурный контроль уровня нефтепродуктов, то есть параметра, определяющего взрывоопасность процесса; устранить нарушения, указанные в п. 8 предписания инспектора УТЭН Ростехнадзора № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Хрусталевой М.А заявила письменный отказ от требований в части возложения на ответчиков обязанности исполнить требования федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ устранить выявленные нарушения, а именно заменить отправленные на перезарядку огнетушители соответствующим количеством заряженных огнетушителей на котельных: котельная № 10, районная котельная, котельной «Вакканай»; убрать горючие материалы, хранящиеся под лестничным маршем на котельной № 10; устранения нарушений, указанных в пункте 8 предписания инспектора УТЭН Ростехнадзора № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ заявлен в связи с добровольным исполнением требований прокурора и согласованием п. 8 предписания с Ростехнадзором.

Определением Невельского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ прокурора от части исковых требований принят судом и производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании прокурор Хрусталева М.А. исковые требования в оставшейся части поддержала, а именно просила возложить на МУП «НКС» обязанность исполнить требования Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно устранить нарушения, указанные в п. 2, 7, предписания инспектора УТЭН Ростехнадзора № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно установить внутри обваловывания резервуаров хранения нефтепродуктов датчики сигнализаторов довзрывных концентраций, срабатывающих при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % нижнего концентрационного предела распространения пламени; осуществить монтаж уровнемеров резервуаров, обеспечить аппаратурный контроль уровня нефтепродуктов, то есть параметра, определяющего взрывоопасность процесса.

В судебном заседании представитель ответчика - МУП «Невельские коммунальные сети» Кочубей В.В. не возражал против удовлетворения исковых требований и возложении обязанности на их предприятие устранить выявленные нарушения, просил установить срок исполнения решения суда 6 месяцев, поскольку на устранение выявленных нарушений необходимы значительные материальные затраты и время, поскольку это процесс трудоемкий.

В судебном заседании представитель ответчика - комитета по управлению имуществом администрации Невельского городского округа, Костюкевич В.В., возражала протии удовлетворения требований к Комитету по управлению имуществом, так как считает его ненадлежащим ответчиком, не возражали против удовлетворения требований по существу к МУП «НКС».

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно положений статьи 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняется здоровье людей.

Правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяют положения ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ( в редакции от 19.07.2011 N 248-ФЗ) - (далее - Закон), которые определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, его положениями закреплено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Согласно положений статьи 37 Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно п. 1 - 4 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ N 313 от 18 июня 2003 г. (далее - Правила), Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно пункта 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно положений части 1 статьи 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.

Согласно требований прокурора, последний просит суд обязать ответчиков исполнить требования закона, а именно устранить нарушения, указанные в п. 2, 7, предписания инспектора УТЭН Ростехнадзора № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно установить внутри обваловывания резервуаров хранения нефтепродуктов датчики сигнализаторов довзрывных концентраций, срабатывающих при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % нижнего концентрационного предела распространения пламени; осуществить монтаж уровнемеров резервуаров, обеспечить аппаратурный контроль уровня нефтепродуктов, то есть параметра, определяющего взрывоопасность процесса

Согласно акта поверки Сахалинского управления Ростехнадзора № 10-148/14-41-нх от ДД.ММ.ГГГГ, указанным органом была проведена проверка в отношении МУП «Невельские коммунальные сети», в ходе данной проверки установлены нарушения правил пожарной безопасности, в том числе внутри обвалования резервуаров хранения нефтепродуктов отсутствуют датчики сигнализаторов довзрывных концентраций (ДВК), срабатывающих при достижении концентрации паров нефтопродуктов 20% нижнего концентрационного предела распространения пламени; монтаж уравномеров резервуаров не осуществлен, отсутствует аппаратурный контроль уровня нефтепродуктов, то есть параметра, определяющего взрывоопасность процесса, то есть нарушены п. 2.6.27 и п. 2.6.5 ПБ 09-560-03 «Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефетопродуктов».

По итогам данной проверки государственным инспектором Сахалинского Управления Ростехнадзора директору МУП «Невельские коммунальные сети» вынесено предписание № 10-148/14-41-нх от ДД.ММ.ГГГГ об устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства и иных нормативных правовых актов РФ в сфере пожарной безопасности (далее - Предписание), а именно:

- по п.2 Предписания, согласно которого внутри обвалования резервуаров хранения нефтепродуктов отсутствуют датчики сигнализаторов довзрывных концентраций (ДВК), срабатывающих при достижении концентрации паров нефтопродуктов 20% нижнего концентрационного предела распространения пламени,- предписано разработать проект и установить датчики сигнализаторы ДВК;

- по п. 7 Предписания, согласно которого монтаж уравномеров резервуаров не осуществлен, отсутствует аппаратурный контроль уровня нефтепродуктов, то есть параметра, определяющего взрывоопасность процесса, - предписано обеспечить резервуары всеми необходимыми приборами контроля.

Как следует из материалов дела, в целях проверки исполнения требований вышеуказанного предписания, в сентябре 2011 года Невельской городской прокуратурой совместно с государственным инспектором УТЭН Ростехнадзора в сентябре 2011 года проведена проверка исполнения вынесенного вышеуказанного Предписания, в ходе которой было выявлено, что в частности, пункты 2 и 7 не исполнены.

Согласно письменного сообщения МУП «Невельские коммунальные сети» от ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя городского прокурора, главного государственного инспектора Ростехнадзора, первого заместителя мэра Невельского городского округа следует, что данным предприятием не исполнены п. 2 и 7 вышеуказанного Предписания № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ, датчики ДВК не установлены, по п.7 решается вопрос проектирования по монтажу уравномеров, данный вопрос будет разрешен в 2012 году.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что в целях выполнения п. 7 Предписания, МУП «НКС» заключили с ООО «Сахморпроект» договор от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение проектной документации по установке двух емкостей для мазута.

В судебном заседании представитель ответчика - МУП «Невельские коммунальные сети», Кочубей В.В. не отрицал факта того, что в настоящее время пунткы 2 и 7 вышеуказанного Предписания предприятием не исполнены.

Согласно положений п. 2.6.27 и п. 2.6.5 ПБ 09-560-03 «Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов», утвержденных постановлением Гостехнадзора России от 20.05.2003 года № 33 следует, что для проведения операций по приему, хранению и отпуску нефти и нефтепродуктов стальные вертикальные резервуары, в зависимости от свойств хранимого продукта, должны быть оснащены техническими устройствами, основными из которых являются, в том числе, приборы контроля, сигнализации и защиты (2.6.5); резервуарные парки хранения нефти и нефтепродуктов должны оснащаться датчиками сигнализаторов довзрывных концентраций (ДВК), срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродукта 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР) (2.6.27).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на МУП «Невельские коммунальные сети» имеются нарушения требований законодательства по соблюдение правил пожарной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые до настоящего времени не устранены, в связи с чем суд находит обоснованными требования прокурора о возложении на надлежащего ответчика обязанности по исполнению требований закона, а именно устранить вышеуказанные нарушения, указанных в п.2 и 7 Предписания.

Как установлено в судебном заседании учредителем МУП «Невельские коммунальные сети» является Комитет управления имуществом администрации Невельского городского округа, данное предприятие является самостоятельным юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, что следует из Устава данного предприятия.

Согласно п. 1.5 Устава МУП «НКС» предприятие не несет ответственности по обязательствам государства и мунициального образования, а государство и муниципальное образование не несут по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Соглдасно п. 2.1 Устава МУП «НКС» предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.

Согласно п.3.1 Устава МУП «НКС» имущество предприятия, переданное ему учредителем, является муниципальной собственностью.

В судебном заседании установлено, что резервуары хранения нефтепродуктов, на которых выявлены нарушения требования промышленной безопасности МУП «НКС», переданы последнему в аренду Комитетом по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района в соответствии с договором аренды основных средств от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема передачи имущества по договору аренды основных средств от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах дела, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является МУП «Невельские коммунальные сети», в связи с чем удовлетворяет требований прокурора о возложении на данное лицо обязанности устранить нарушения, указанные в п. 2, 7, предписания инспектора УТЭН Ростехнадзора № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно установить внутри обваловывания резервуаров хранения нефтепродуктов датчики сигнализаторов довзрывных концентраций, срабатывающих при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % нижнего концентрационного предела распространения пламени; осуществить монтаж уровнемеров резервуаров, обеспечить аппаратурный контроль уровня нефтепродуктов, то есть параметра, определяющего взрывоопасность процесса.

В части требований к комитету по управлению имуществом администрации Невельского городского округа - в удовлетворении отказать, поскольку МУП «НКС» являясь самостоятельным юридическим лицом, несет ответственность за обеспечение правил пожарной безопасности на объектах предприятия.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 204 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, учитывая, что решение суда должно быть исполнимым, руководствуясь принципами разумности и справедливости, учитывая длительность процесса разработки проектной документации для устранения выявленных нарушений и значительные финансовые затраты, учитывая, что ответчик является муниципальным предприятием, учитывая согласие прокурора и ответчиков, суд приходит к выводу установить срок исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 204 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Невельского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить частично.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Невельские коммунальные сети» исполнить требования Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно: устранить нарушения, указанные в п. 2, 7, предписания инспектора УТЭН Ростехнадзора № 10-148/14-НХ от ДД.ММ.ГГГГ:

установить внутри обваловывания резервуаров хранения нефтепродуктов датчики сигнализаторов довзрывных концентраций, срабатывающих при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % нижнего концентрационного предела распространения пламени; осуществить монтаж уравнемеров резервуаров, обеспечить аппаратурный контроль уровня нефтепродуктов, то есть параметра, определяющего взрывоопасность процесса

- в срок в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В части требований к комитету по управлению имуществом администрации Невельского городского округа - в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течении 10 дней с момента вынесения решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено судом 25 ноября 2011 года.

Председательствующий судья:                                                    О.Я. Блажкевич