Решение от 01.12.2011г. о возложении обязанности устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения по пути следования школьного автобуса



Дело № 2-899/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Невельск                                                                                       01 декабря 2011 года

Невельский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи - Блажкевич О.Я.,

при секретаре                               - Головань Т.С., Лимаренко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Невельского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Невельского городского округа, муниципальному унитарному предприятию «Невельское дорожное ремонтно-строительное управление», отделу капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Невельского городского округа, государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», Министерству транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области о возложении обязанности устранить нарушения с сфере безопасности дорожного движения по пути следования школьного автобуса по маршруту «с. Заветы Ильича - с. Ясноморское - с. Придорожное - МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Невельска»

УСТАНОВИЛ:

Невельский городской прокурор обратился в суд с иском интересах неопределенного круга лиц к администрации Невельского городского округа интересах неопределенного круга лиц к администрации Невельского городского округа о понуждении на пути следования школьного автобуса по маршруту «с. Заветы Тльича - с. Ясноморское - с. Придорожное - МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Невельска» установить в местах посадки и высадки детей специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей; провести профилирование дорожного полотна; произвести очистку кюветов на 7, 8, 9 км; укрепить обочину дороги в районе стока грунтовых вод на 8 км; укрепить бетонное ограждение на 9 км; очистить дорогу от селей на 14 км; укрепить бетонное ограждение на 11 км. В обоснование своих требований прокурор указал, что           Невельской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог, в ходе которой установлено, что перевозка детей школьным автобусом по маршруту «с.Заветы Ильича - с.Ясноморское - с.Придорожное - МОУ СОШ № 2 г.Невельска», - не соответствует требованиям государственных стандартов, что создает опасность причинения вреда жизни и здоровью детей. Так, согласно акта обследования дорожных условий по данному маршруту, установлено наличие ям и выбоин в грунтовом покрытии, разрушение обочины в районе стока грунтовых вод на 9 км. и бетонного ограждения на 11 км. Кроме того, на 7, 8 и 9 км. кюветы засыпаны грязью, на 9 км. подмыто барьерное ограждение, на 14 км. - дорога узкая, имеет выход селей на дорогу. Также узкая дорога на 9 и 15 км., в местах посадки и высадки детей отсутствуют специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей. Указывает, что выявленные нарушения не соответствуют требованиям пунктов 3.1.1 и 4.6.5 ГОСТ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 221, согласно которых покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а также устанавливающих, что отказы в работе наружных осветительных установок, связанных с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения. Также ссылается на нарушения подпункта 2.1.8 пункта 2.1 главы 2 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 г. № 44 «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов», согласно которых остановка для транспорта оборудуется навесом, огражденным с 3-сторон, должна быть защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м. со стороны дороги. Также указывает, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и их полномочия в указанной области являются расходными обязательствами муниципальных образований. Также ссылается на положения части 1 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. С учетом изложенного, делает вывод о нарушении администрацией Невельского городского округа обязательных требований законодательства Российской Федерации и, со ссылкой на положения статей 2, 18 Конституции Российской Федерации, статей 1-3, 12, 24 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд обязать ответчика на пути следования школьного автобуса по маршруту «с.Заветы Ильича - с.Ясноморское - с.Придорожное - МОУ СОШ № 2 г.Невельска»: установить в местах посадки и высадки детей специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей; провести профилирование дорожного полотна; произвести очистку кюветов на 7, 8 и 9 км.; укрепить обочину дороги в районе стока грунтовых вод на 8 км.; укрепить барьерное ограждение на 9 км.; очистить дорогу от селей на 14 км.; укрепить бетонное ограждение на 11 км.

Решением Невельского городского суда от 20 июня 2011 года вышеуказанные требования прокурора удовлетворены частично.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 16 августа вышеуказанное решение суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела определением Невельского городского суда от 13 сентября 2011 года в качестве соответчиков по делу привлечены МУП «Невельское дорожное ремонтно-строительное управление», Отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Невельского городского округа и государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Сахалинской области».

В предварительном судебном заседании Невельский городской прокурор в лице старшего помощника прокурора Хрусталевой М.А. заявила письменное ходатайство об отказе от исковых требований в части возложения обязанностей на ответчиков на пути следования школьного автобуса по маршруту «с.Заветы Ильича - с.Ясноморское - с.Придорожное - МОУ СОШ № 2 г.Невельска»: установить в местах посадки и высадки детей специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей; провести профилирование дорожного полотна; произвести очистку кюветов на 7, 8 и 9 км.; укрепить обочину дороги в районе стока грунтовых вод на 8 км.; очистить дорогу от селей на 14 км.; укрепить бетонное ограждение на 11 км, поскольку данные требования исполнены в добровольном порядке.

Определением Невельского городского суда от 01 ноября 2011 года, вступившим в законную силу, производство по данному гражданскому делу прекращено в части отказа прокурора от вышеуказанной части иска и принятии его судом.

Определением Невельского городского суда от 01 ноября 2011 года в качестве соответчика по делу привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.

В судебном заседании прокурор Хрусталева М.А. настаивала на удовлетворении исковых требований в оставшейся части, а именно в возложении обязанности на пути следования школьного автобуса по маршруту «с.Заветы Ильича - с.Ясноморское - с.Придорожное - МОУ СОШ № 2 г.Невельска» укрепить барьерное ограждение на 9 км. Просила исковые требования удовлетворить, возложить ответственность на надлежащего ответчика.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Невельского городского округа, действующая на основании доверенности, Сидорова Н.А., возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку укрепление барьерного ограждения на указанном участке дороги не относится к компетенции администрации Невельского городского округа, поскольку граница муниципального образовании «Невельский городской округ» заканчивается на 5 км автомобильной дороги Невельск-Томари -аэропорт «Шахтерск», далее начинается участок дороги, отнесенной в ведение региона, в связи с чем считает, что администрация Невельского городского округа не является надлежащим ответчиком по делу, просит в удовлетворении требований к администрации Невельского городского округа - отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», действующая на основании доверенности, Глубшева А.А. возражала против удовлетворения требований к их учреждению, пояснила, что для решения вопроса о возможности проведения работ по укреплению барьерного ограждения необходимо получить техническое заключение, для подготовки технической документации и прохождения государственной экспертизы в этих целях требуется значительное время. После получения технического заключения необходимо пройти процедуру согласования по выделению бюджетных средств их областного бюджета на эти цели. Проектно-изыскательные работы невозможно провести без согласования с Управлением железной дороги, так как барьерное ограждение на 9 км указанной автомобильной дороги ограждает автомобильную дорогу от железной дороги, прилегает к смежным землям железной дороги. после решения всех этих вопросов и получения технического заключения о способе решения данной проблемы можно говорить о возложении обязательств по устранению указанных нарушений. Просит в удовлетворении требований отказать. При этом представитель ответчика не отрицала факт подмытия барьерного ограждения на указанном участке дороги и необходимости его укрепления, также подтвердила, что указанный участок дороги относится к их ведению.

В судебное заседание представители ответчика МУП «НДРСУ» Ботина Л.Д., Ботин В.А., действующие на основании доверенностей, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, согласно их письменного заявления просят рассмотреть дела в их отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика - отдела капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Невельского городского округа не явился, о времени и месте судебного заседания извещены, об отложении рассмотрения дела не просили.

В судебное заседание представитель ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства, не явился, о времени и месте судебного заседания извещены, согласно письменного ходатайства просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно письменных возражений представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области следует, что считают себя ненадлежащими ответчиками по данному гражданскому делу, так как не являются собственником в отношении автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной областной собственности, тогда как только собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственником автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной областной собственности, выступает ГКУ «Управление Сахалинавтодор», учреждение, подведомственное Министерству. Право на оперативное управление автомобильной дороги «Невельск- Томари- аэропорт «Шахтерск» передано ОГУ «Управление Сахалинавтодор» (в настоящее время ГКУ «управление Сахалинавтодор») распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ -р «О закреплении государственного имущества Сахалинской области на праве оперативного управления за ОГУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Установка барьерного ограждения на указанной автодороге была осуществлена в 2007 году в количестве 3 162 метров на общую сумму 10,3 млн.рублей в рамках целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Сахалинской области в 2007-2012 годах». Осуществление барьерного ограждения связано с проведением работ по реконструкции, производимой в плановом порядке путем включения мероприятия в адресную инвестиционную программ и план дорожных работ с выделением финансовых средств на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ.

При таких обстоятельствах дела, суд, в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав прокурора, явившихся представителей ответчиков, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, статьей 1 которого установлено, что его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу статей 2, 12 Закона, под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно раздела 1 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст, в редакции Приказа Ростехрегулирования от 08.12.2005 N 306-ст и Приказа Росстандарта от 12.11.2010 N 474-ст. (далее - Стандарт), последний устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах

Согласно п. 3.1 Стандарта к техническому средству организации дорожного движения отнесены: дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.

Согласно п. 3.11 Стандарта ограждение дорожное: устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).

Согласно п. 8.1.2 Стандарта удерживающие ограждения (далее - ограждения) устанавливают на обочинах автомобильных дорог.

ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Росстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 (далее - ГОСТ), установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 4.4.3 ГОСТа поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение 5 сут. после обнаружения дефектов.

Согласно п. 4.4.4 ГОСТа не допускаются к эксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, сколами бетона до арматуры, а деревянные и металлические стойки и балки - с механическими повреждениями или уменьшенным расчетным поперечным сечением.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно подпункта 2.1.8 пункта 2.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН», транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, маршрут следования школьного автобуса «с.Заветы Ильича - с.Ясноморское - с.Придорожное - МОУ СОШ № 2 г.Невельска» проходит по автомобильной дороге Невельск - Томари- аэропорт «Шахтерск», что подтверждается в том числе техническим паспортом на указанную дорогу, письменным сообщением МУП «НДРСУ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно перечня автомобильных дорог общего пользования областного значения Сахалинской области, утвержденного Постановлением администрации Сахалинской области от 09.08.2004 года № 119-па «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования областного значения Сахалинской области, к данному виду дорог относится участок дороги Невельск - Томари - аэропорт «Шахтерск» от границы г. Невельска (5 +330) до границы территории аэропорта «Шахтерск».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что 9 км автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт «Шахтерск» относится к участку автомобильной дороги общего пользования областного значения Сахалинской области.

Как следует из материалов дела, согласно акта обследования дорожных условий на школьном маршруте «с.Заветы Ильича - с.Ясноморское - с.Придорожное - МОУ СОШ № 2 г.Невельска» от 03.02.2011 г., составленного с участием ОГИБДД ОВД по МО «Невельский городской округ» и ООО «Утес», установлены нарушения в сфере безопасности дорожного движения, в том числе: на 9 км. подмыто барьерное ограждение.

Согласно акта комиссии от 21.03.2011 года, комиссией произведено обследование школьных маршрутов, в том числе школьного маршрута «с. Заветы Ильича - с. Ясноморск - с. Придорожное - МОУ «СОШ» № 2», в результате обследования выявлено, что на 9 км дороги подмыто барьерное ограждение в 4-х местах.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Невельского городского округа с участием ОГАИ ОВД по МО «Невельский городской округ», МУП «НДРСУ», ООО «Утес» и дорожного мастера Холмской дистанции пути станции Невельск, составлен акт обследования дорожных условий на школьном маршруте с.Заветы Ильича - с.Ясноморское - с.Придорожное - МОУ СОШ № 2 г.Невельска», согласно которого отмечены нарушения, в том числе: на 9 км. подмыто барьерное ограждение; на 9 км. водоотводная труба не засыпана грунтом.

По результатам обследования комиссия пришла к выводу о необходимости проведения для осуществления безопасной перевозки детей следующих неотложных мероприятий, в том числе: укрепление барьерного ограждения на 9 км данной дороги.

Согласно акта комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией с участием ст. помощника прокурора Хрусталевой М.А. проведено обследование дорожных условий на пути следования автобуса школьного автобуса по маршруту «с.Заветы Ильича - с.Ясноморское - с.Придорожное - МОУ СОШ № 2 г.Невельска», в ходе данного обследования выявлены нарушения, в том числе на 9 км подмыто барьерное ограждение на участках дороги Невельск-Томари- аэропорт «Шахтерск» (км 8+575, км 8+ 715, км 8+ 785). Выводы комиссии, что перевозка детей по данному маршруту не соответствует требованиям нормативных государственных стандартов.

Как следует из материалов дела и технического паспорта на указанную автомобильную дорогу, барьерное ограждение на 9 км данной дороги из бетона, отделяет дорогу от насыпи.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что бетонное барьерное ограждение на 9 км автомобильной дороги Невельск-Томари- аэропорт «Шахтерск» не соответствует установленным законодательством требованиям к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, соответственно не соответствует требованиям безопасности организации дорожного движения.

В судебном заседании сторонами не оспаривался факт подмытия бетонного барьерного ограждения на указанном участке автомобильной дороги и необходимость в его укреплении.

Безопасность жизни и здоровья человека и гражданина гарантирована Конституцией РФ.

Наличие вышеуказанного нарушения создает угрозу безопасности участникам дорожного движения на указанном участке дороги, в том числе угрозу безопасности следования школьного автобуса, в котором пассажирами выступают несовершеннолетние дети - школьники.

При этом, разрешая споро, суд учитывает, что обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогам, обеспечение безопасности жизни и здоровья детей - являются одними из главных задач государства, играют первостепенное значение в определении направлений политики государства и их реализации.

При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности на надлежащего ответчика по укреплению барьерного ограждения на 9 км дороги на пути следования школьного автобуса по вышеуказанному маршруту обоснованны и правомерны и подлежащими удовлетворению в части к надлежащему ответчику по делу.

При решение вопроса, кто является надлежащим ответчиком, на кого возложить обязанность по устранению выявленного нарушения безопасности дорожного движения суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями части 3 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации

Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 21.09.2011 года № 384 (далее - Положение), министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, подчиняется Правительству Сахалинской области, определяет в силу своих полномочий государственную политику в сфере формирования и развития общественной дорожной сети на территории области.

Согласно п. 3.18 и 3.28 Положения, министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области проводит проверки по внутриведомственному государственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях; осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Согласно п. 3.29 Положения министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения через подведомственные учреждения и государственные унитарные дорожные предприятия Сахалинской области, созданные с целью выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, необходимых для обеспечения сохранности автомобильных дорог, улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния и безопасной эксплуатации.

Реализацией функций, связанных с оперативным управлением, развитием и формированием сети автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной областной собственности, возложена на ГКУ «Управление Сахалинавтодор» (далее - Управление).

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области от 15.03.2007 года № 181-р «О закреплении государственного имущества Сахалинской области на праве оперативного управления за областным государственным учреждением «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» автомобильная дорога Невельск-Томари - аэропорт «Шахтерск» передана в оперативное управление ОГУ «Управление Сахалинавтодор» как дорога общего пользования.

Согласно общих положений Устава Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» (далее- Устав) оно создано в соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 23.12.2010 года № 956-р путем изменения типа осуществления областного государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», его учредителем выступает министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства Сахалинской области, в своей деятельности подчиняется данному министерству, является самостоятельным юридическим лицом.

Согласно п. 2.2 Устава предметом деятельности Управления является осуществление в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий в сфере использования автомобильных дорог на территории Сахалинской области и осуществление на ни дорожной деятельности.

Согласно Устава (раздел 3) к компетенции Управления, в том числе отнесено: осуществление функций заказчика-застройщика по содержанию, ремонту, строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, по разработке проектно-сметной документации, по развитию производственных баз областных государственных, унитарных предприятий дорожного хозяйства и необходимых производств, по проведению необходимых обследований и испытаний и другим мероприятиям, необходимым для организации выполнения комплекса дорожных дорог; организация выполнения работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования в соответствии с планом дорожных работ, утверждаемым Правительством Сахалинской области и в пределах сумм, установленных законом Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий год; осуществление оперативного управления сетью автомобильных дорог; привлечение на конкурсной основе предприятий для выполнения проектных, дорожных строительных и ремонтных работ, а также работ по содержанию автодорог и сооружений на них; оперативное распоряжение финансовыми средствами, выделяемыми из областного бюджета, субвенциями, субсидиями и дотациями, выделяемыми из федерального бюджета, а также другими (прочими) финансовыми средствами, привлекаемыми для финансирования дорожных работ, и обеспечение их целевого использования; проведение в установленном порядке конкурсов на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, а также объектов производственного назначения дорожной отрасли; приемка дорожных работ в соответствии с действующими стандартами, нормами и проектной документацией, а также организация приемки законченных строительством или ремонтом объектов.

При таких обстоятельствах дела, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу возложить обязанность по устранению выявленных нарушений безопасности дорожного движения - по укреплению барьерного ограждения на 9 км автомобильной дороги Невельск- Томари - аэропорт «Шахтерск» по пути следования школьного маршрута по указанному маршруту - на ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», к компетенции которого относится решение данного вопроса.

При этом, в силу вышеизложенного, суд приходит к выводу освободить от ответственности по данному спору министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, которое, реализуя свои полномочия в сфере обеспечения дорожного хозяйства, учредило Управление, наделив его соответствующими функциями.

Также суд приходит к выводу освободить от ответственности по данному спору администрацию Невельского городского округа, полномочия которой не распространяются на обеспечение безопасности дорожного движения на спорном участке дороги Невельск - Томари - аэропорт «Шахтерск».

Также суд приходит к выводу освободить от ответственности по данному спору МУП «НДРСУ», в полномочия которого, как следует из материалов дела и договора от ДД.ММ.ГГГГ С, дополнительного соглашения к указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ и приложений к ним, входит содержание автомобильной дороги на указанном участке, но не входят полномочия по ремонту, укреплению барьерных ограждений.

При таких обстоятельствах дела, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу удовлетворить требования прокурора в части возложения обязанности на ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» по пути следования школьного автобуса по маршруту «с. Заветы Ильича - с. Ясноморское - с. Придорожное - МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Невельска» на 9 км автомобильной дороги Невельск- Томари - аэропорт «Шахтерск» укрепить барьерное ограждение, в части требований к остальным ответчикам - в удовлетворении отказать.

Кроме того, учитывая положения статьи 204 ГПК РФ, то обстоятельство, что решение суда должно быть исполнимо, что для решения вопроса о способе укрепления барьерного ограждения требуется проведение ряда мероприятий, в том числе проектно-изыскательных работ, разработки технического заключения, согласования процедур для получения финансирования данных работ, суд, руководствуясь принципами разумности и справедливости, приходит к выводу установить срок исполнения ответчиком данного решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя ответчика - ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» о том, что для решения вопроса о возможности проведения работ по укреплению барьерного ограждения необходимо получить техническое заключение, провести проектно-изыскательные работы, что для подготовки технической документации и прохождения государственной экспертизы в этих целях требуется значительное время, что необходимо согласовать вопросы с управлением железной дороги - собственником смежного земельного участка, суд не расценивает как основание для отказа в удовлетворения требований, поскольку решение данных вопросов не освобождает от ответственности устранить выявленные нарушения безопасности дорожного движения на указанном участке дороги.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 204 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Невельского городского прокурора - удовлетворить частично.

Обязать государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» на пути следования школьного автобуса по маршруту «с. Заветы Ильича - с. Ясноморское - с. Придорожное - МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Невельска» укрепить барьерное ограждение на 9 км автомобильной дороги Невельск-Томари - аэропорт Шахтерск в срок - до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований к ответчикам: администрации Невельского городского округа, муниципальному унитарному предприятию «Невельское дорожное ремонтно-строительное управление», отделу капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Невельского городского округа, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области - оказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течении 10 дней с момента вынесения решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено судом 06 декабря 2011 года.

Председательствующий судья:                                                    О.Я. Блажкевич