Решение от 16.12.2011г. о признании отказа Государственного Учереждения - Управление Пенсионного фонда РФ, незаконным



Дело № 2-1216/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Невельск                                                                                      16 декабря 2011 года

Невельский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи - Блажкевич О.Я.,

при секретаре - Головань Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Г. В., действующей в интересах Землякова В. Я. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Невельскому району Сахалинской области о признании отказа Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Невельскому району Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов, связанных с выездом на постоянное место жительство в сумме <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Ковалева Г.В. обратилась в суд в интересах Землякова В.Я. с иском к ГУ-Управление ПФ РФ по Невельскому району Сахалинской области о признании их отказа от от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, взыскании в пользу Землякова В.Я. стоимости проезда на постоянное место жительства в <адрес> в сумме <данные изъяты>, в обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Земляков Л.И., пенсионер по старости, обратился в ПФ РФ по Невельскому району Сахалинской области с заявлением о возмещении расходов, связанных с отъездом на постоянное место жительства в <адрес>, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано по причине того, что Положением о ГУ-Управление ПФ РФ по Невельскому району в полномочия ПФ РФ и его территориальных органов по Сахалинской области не входит решение вопросов по обеспечению неработающим пенсионерам их права на выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства в другую местность.

В судебное заседание истец Земляков В.Я. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

В судебном заседании представитель истца Ковалева Г.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просит суд удовлетворить их в полном объеме, дополнительно пояснила, что считает отказ ответчика в возмещении истцу расходов, связанных с отъездом на постоянное место жительства в <адрес> незаконным, в связи с чем просит взыскать с него стоимость расходов, связанных с проездом истца на постоянное место жительства в заявленном размере.

В судебном заседании представитель ответчика - ГУ -Управление ПФ РФ по Невельскому району Сахалинской области, Ефимова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, в обосновании своих возражений указала, что в соответствии с частью 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г., расходы, связанные с выездом пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей компенсируются за счет консолидированного бюджета Российской Федерации, в который, в силу статей 14-16 Бюджетного кодекса Российской Федерации, входят бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъектов. Согласно действующему Порядку выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Комитетом РФ по социально-экономическому развитию Севера от 10.11.1992 г., выплата данных расходов в размере произведенных затрат, в том числе на перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограмм на выезжающего и на каждого члена семьи, производится пенсионерам и инвалидам - центральными бухгалтериями администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающим факт получения пенсии. С учетом изложенного, обращает внимание на то обстоятельство, что ранее администрацией Сахалинской области, согласно распоряжению № 667-ра от 01.12.2004 г. и Постановлению № 26-па от 10.02.2006 г. фактически были признаны невыплаченные пенсионерам расходы на оплату выезда на новое место жительства задолженностью администрацией муниципальных образований, которые и являются надлежащими ответчиками по данной категории споров. При этом указывает, что в соответствии с пенсионным законодательством РФ, Положением о Пенсионном фонде РФ, в полномочия Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов по Сахалинской области не входило и не входит решение вопросов по обеспечению неработающим пенсионерам их права на выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное жительство в другую местность. Статьей 18 Федерального закона от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» закреплено, что средства бюджета Пенсионного фонда имеют строго целевое значение, а расходы, не предусмотренные бюджетом на соответствующий год, осуществляются только после внесения в него изменений в установленном федеральным законом порядке. Органы, участвующие в процедуре формирования и утверждения бюджета ПФР, не включали в бюджет ПФР средства на оплату стоимости выезда пенсионеров на новое место жительства, так как эти расходы являются нецелевыми, поскольку Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 не входит в систему законодательства о пенсионном страховании. Соответственно, денежные средства на указанные цели не предусматривались и не предусматриваются бюджетом ПФР. В соответствии с п. 2 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, в состав бюджетов, других фондов не входят и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд РФ является распорядителем средств бюджета РФ только в пределах субвенций, предусмотренных Государственной Думой РФ в законе о бюджете ПФР на очередной финансовый год, строго на цели, определенные этим законом, соответственно, Пенсионный фонд может нести ответственность по обязательствам бюджета РФ только в пределах указанных средств. С учетом изложенного, указывает, что поскольку Правительство Российской Федерации не приняло Правила компенсации расходов на оплату стоимости переезда пенсионеров к новому месту жительства и не определило Порядок финансирования соответствующих компенсаций за счет средств Пенсионного фонда РФ, возложение на него финансирования данных расходов противоречит законодательству Российской Федерации. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 г. N 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи, в том числе, пенсионерам, инвалидам, - в размере 100 процентов произведенных затрат. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Право истца на компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей как неработающего пенсионера ответчиком не оспаривается.

         В силу части 1 статьи 3 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 4520-1 от 19.02.93 г. (в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 г.), гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе, неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4 указанного Закона, гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обязан разрешать гражданские дела на основании, в том числе, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что указанное Постановление Правительства РФ от 11.08.1992 г. № 572 является действующим, следовательно, оно подлежит применению, и, в совокупности с нормами Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающим и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», предоставляет право пенсионерам, получающим трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, на возмещение понесенных ими расходов по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

      Согласно пункту 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2122-1, Пенсионный фонд РФ обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 указанного Положения. В силу пункта 6 Положения, средства ПФР направляются, в частности, на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" полномочия по выплате государственных пенсий закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

       Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Земляков В.Я. в момент реализации права на оплату расходов по выезду из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, являлся неработающим пенсионером и указанным Законом № 4520-1 от 19.02.93 г. определен в качестве источника финансирования для данной категории граждан - Пенсионный фонд РФ, суд делает вывод о том, что отказ ответчика в возмещении таких расходов истцу является незаконным, в связи с чем требования Ковалевой Г.В., заявленные в интересах истца Землякова В.Я. о признании незаконным отказа ответчика в возмещении расходов, связанных с выездом на постоянное место жительство в <адрес>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, также как и требования истца о взыскании расходов, связанных с его проездом на постоянное место жительство.

        Суд не принимает доводы ответчика об отсутствии финансирования данных компенсационных расходов, поскольку, как указано выше, Законом определен их источник финансирования - Пенсионный фонд Российской Федерации, и в силу статьи 238 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, как получатель бюджетных средств при исполнении бюджета имеет право на компенсацию в размере недофинансирования, которая осуществляется в соответствии с судебным актом.

       В судебном заседании установлено, что Земляков В.Я. является неработающим пенсионером по старости и имеет право на оплату переезда к новому месту жительства. В ДД.ММ.ГГГГ истец переехал на новое место жительства в <адрес>, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте последнего.

Из представленных представителем истца расчетов по возмещению вышеуказанных расходов истцу, подтвержденного представленными документами (проездными документами: авиабилет от ДД.ММ.ГГГГ сообщением <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, посадочным талоном, автобусным билетом от ДД.ММ.ГГГГ сообщением Невельск-Южно-Сахалинск; счетами от ДД.ММ.ГГГГ по договору от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ договору от ДД.ММ.ГГГГ, чеком ордером от ДД.ММ.ГГГГ, чеком от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ) подтверждается заявленный истцом расчет расходов, понесенных им на выезд к постоянному месту жительства в размере <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах по делу, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования в части взыскания в пользу истца с ГУ - УПФ РФ по Невельскому району расходов по оплате стоимости проезда на постоянное место жительства в сумме <данные изъяты> обоснованны и подлежат удовлетворению. Поскольку по существу данные расходы связаны с выездом к постоянному месту жительства, правильно считать требования о взыскании расходов, связанных с выездом на постоянное место жительства.

Учитывая принимаемое решение, в соответствии со статьей 333.19 п.1 п.п.1 Налогового кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с ГУ - УПФ РФ по Невельскому району в местный бюджет государственную пошлину в сумме 1626 рублей 74 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ковалевой Г. В., действующей в интересах Землякова В. Я. - удовлетворить.

Признать отказ ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Невельскому району Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ Землякову В. Я. в возмещении расходов, связанных с выездом на постоянное место жительство в <адрес> - незаконным.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Невельскому району Сахалинской области расходы, связанные с выездом на постоянное место жительства в пользу Землякова В. Я. в сумме <данные изъяты>.

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Невельскому району Сахалинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1626 (одна тысяча шестьсот двадцать шесть) рублей 74 коп.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2011 года.

Председательствующий судья:                                                               О.Я. Блажкевич