решение об удовлетворении иска об изъятии земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 27 » октября 2010 года

Нестеровский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Домино Л.Т.,

с участием прокурора Косолаповой М.В.

при секретаре Вощевской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нестеровского района к администрации муниципального образования «Нестеровский район» об изъятии земельного участка, на котором обнаружено кладбище времен первой мировой войны и обеспечении проведения работ по благоустройству воинского захоронения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Нестеровского района обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого сослался на следующие обстоятельства. Ассоциацией международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» выявлено воинское захоронение времен первой мировой войны, расположенное в черте <данные изъяты> ул.<адрес> западнее территории гражданского кладбища, согласно представленным данным на этом месте погребены 339 российских и 165 германских солдат. Данное захоронение расположено на землях, находящихся в частной собственности Р.А.П.. Считая, что земли, на которых расположено воинское захоронение, как имеющее историко-культурное назначение, подлежат изъятию из оборота, прокурор просил обязать администрацию изъять данные земли у собственника, восстановить воинское захоронение и обеспечить проведение благоустроительных работ.

В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены, прокурор просил обязать администрацию оформить вышеуказанный участок в муниципальную собственность в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить проведение благоустроительных работ на территории воинского захоронения.

Уточнение заявленных требований было обосновано тем, что в настоящее время имеется решение Совета депутатов МО «Нестеровский район» о даче согласия на обмен данного земельного участка на муниципальные земли и собственник земли Р.А.П. в судебном заседании подтвердила своё решение о передаче земельного участка в муниципальную собственность.

Данную позицию поддержала в судебном заседании прокурор Косолапова М.В.

Представитель администрации МО «Нестеровский район» Л.А.А. иск признал, при этом пояснил, что процедура переоформления земли требует временных затрат, в настоящее время депутаты районного Совета приняли решение об обмене земельного участка, на котором расположено воинское захоронение на равноценные муниципальные земли, после чего на воинском захоронении будут проведены соответствующие благоустроительные работы.

Привлеченная к участию в деле в качестве 3-го лица Р.А.П. пояснила, что она согласна передать в муниципальную собственность принадлежащий ей на праве собственности земельный участок, на котором выявлено кладбище воинов. По этому поводу ею подано заявление в <адрес> Совет депутатов.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

Истцом в суд представлены распоряжение главы МО «Нестеровский городской округ» № 167-р от 26 июня 2007 года, в соответствии с которым Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» разрешены работы по эксгумации останков немецких военнослужащих, захороненных в г.Нестерове западнее территории гражданского кладбища, а также письмо Ассоциации «Военные мемориалы», в соответствии с которым за исходящим № 5 от 21 апреля 2008 года главе администрации МО «Нестеровский городской округ» сообщалось, что в г.Нестерове проведена работа по установлению границ кладбища времен первой мировой войны в районе <адрес> и приложена схема расположения кладбища.

Судом исследовано также письмо Ассоциации «Военные мемориалы» на имя главы администрации МО «Нестеровский городской округ» (исходящий № 24 от 22 декабря 2008 года), в котором Ассоциация просит изъять земельный участок в границах кладбища I – МВ у землепользователя с последующим землеотводом Ассоциации «Военные мемориалы» для обустройства и обслуживания, а также представление прокурора от 26 мая 2009 года, в котором обращается внимание на бездействие администрации МО «Нестеровский район» и где указывается на то, что главе администрации МО «Нестеровский район» предлагалось устранить нарушение законодательства об увековечении памяти погибших, указывая на то, что на органы местного самоуправления Законом возложена ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление их могил.

В соответствии со ст.10 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 года № 4292-1 (в редакции от 23.07.2008 года) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.

Согласно Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии об уходе за военными могилами в Российской Федерации и Федеративной Республики Германии, подписанного 16 декабря 1992 года, Правительства указанных стран предоставляют друг другу безвозмездно и на неограниченный срок используемые под военные захоронения обеих сторон участки земли как место вечного покоя погибших воинов, вопросы об изменении границ участков, используемых под военные захоронения подлежат разрешению по соглашению договаривающихся сторон или уполномоченными организациями.

В соответствии с Постановлением Правительства № 33 от 13 января 1995 года «О мерах по реализации межправительственных соглашений об обеспечении сохранности и порядке содержания российских (советских) воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено определить в соответствии с межправительственными соглашениями, предусмотренными настоящим постановлениям, земельные участки для иностранных воинских захоронений, взять их на учет и обеспечить предоставление этих участков в постоянное пользование организациям, уполномоченным Правительством Российской Федерации на выполнение задач по реализации указанных соглашений с освобождением в установленном порядке от платы за такие участки.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 года № 1026 организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации на реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях, определена Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы».

Представитель данной Ассоциации ФИО6 в суде подтвердил, что в ходе поисковых работ с участием специалистов нахождение на данных землях воинского захоронения достоверно установлено, информация своевременно доведена до администрации МО «Нестеровский район», для обеспечения благоустроительных работ необходим особый правовой статус данной земли, то есть необходимо её изъятие у частного лица.

В рамках исполнения вышеуказанных Законов, Постановлением администрации Калининградской области от 7 июля 1999 года № 396 «О мерах по обустройству, обеспечению сохранности и порядке содержания иностранных воинских захоронений второй мировой войны на территории Калининградской области» органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить в установленном порядке в соответствии с градостроительной документацией предоставление земельных участков в постоянное пользование ассоциации «Военные мемориалы».

Приведенные Законы обязывают органы местного самоуправления содержать воинские захоронения в надлежащем состоянии.

Сторонами не оспаривается, что в городе Нестерове по <адрес> установлено фактическое расположение места воинского захоронения.

Суд считает, что данное обстоятельство является основанием для обращения земли, занятой захоронением, в муниципальную собственность, так как в соответствии со статьями 94 и 99 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых территорий, имеющие историко-культурное значение, в том числе и земли воинских захоронений, должны быть изъяты из оборота с установлением для них особого правового режима.

Как следует из представленных материалов, начиная с 2007 года администрации МО «Нестеровский район» было известно о наличии воинского захоронения в г.Нестерове, западнее территории гражданского кладбища, о чём свидетельствуют распоряжения главы от 20 апреля 2007 года и от 26 июня 2007 года о разрешении выполнения работ по эксгумации останков воинов, сообщение представителя ассоциации «Военные мемориалы» с приложением схемы границ захоронения, с ходатайством об изъятии данного земельного участка, сообщения главы администрации прокурору о планируемых работах по вопросу благоустройства данного захоронения.

В суд представлена выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которой следует, что 11000 кв.м земли по улице <адрес> 1 в городе Нестерове принадлежит на праве личной собственности гр.Рудневой.

Непринятие в течение длительного времени мер по обращению земельного участка, на котором расположено воинское захоронение, в муниципальную собственность подтверждает обоснованность иска прокурора.

Из представленных в суд документов видно, что в настоящее время администрацией МО «Нестеровский район» с согласия районного Совета депутатов начата процедура обмена земли, на которой имеется находящийся в частной собственности участок земли, на иной участок земли, находящийся в муниципальной собственности. Представленное суду решение Совета депутатов об обмене земельного участка, письменное заявление собственника Р.А.П. о передаче в муниципальную собственность свидетельствует о том, что в настоящее время вопрос о землях находится на стадии документального оформления.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а также указывается, что в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд учитывает признание иска ответчиком, считая его не противоречащим закону и не нарушающим прав и законных интересов иных лиц.

Руководствуясь ст.ст.194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Нестеровский район» произвести оформление земельного участка, на котором обнаружено кладбище времен первой мировой войны по <адрес> в г.Нестерове в муниципальную собственность до 1 ноября 2011 года и обеспечить проведение работ по благоустройству данного воинского захоронения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Нестеровский районный суд в течение 10 суток со дня его изготовления в мотивированном виде.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 1 ноября 2010 года.

Судья: Л.Т. Домино

Решение вступило в законную силу 12 ноября 2010 года.