Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации« 10 » декабря 2010 года
Нестеровский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Белеховой В.А.,
при секретаре Казаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бояровой Е.С. к Управлению пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) о признании права на льготную пенсию в связи с педагогической деятельностью и включении периодов работы в трудовой стаж,
установил:
Боярова Е.С. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное), в котором просит включить в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, время ее работы в должности старшей пионервожатой в Замковской средней школе Нестеровского района Калининградской области с 15 августа 1985 года по 25 августа 1986 года, признать за ней право на льготную пенсию в связи с педагогической деятельностью, назначить такую пенсию с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, с 03 ноября 2010 года. В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что она уже более 25 лет осуществляет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, поэтому приобрела право на досрочную трудовую пенсию. 03 ноября 2010 года она обратилась в отдел пенсионного фонда в Нестеровском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, однако в назначении трудовой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, так как не было включено время ее работы в должности старшей пионервожатой.
В судебном заседании истица заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что оспариваемый период трудового стажа полностью подтверждается записями в трудовой книжке. Работая в должности старшей пионервожатой, она выполняла педагогическую деятельность, связанную с воспитательным процессом, поэтому считает, что этот период трудовой деятельности должен быть включен ей в стаж для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Представитель Управления пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от них в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. От ответчика также поступили возражения по предъявленному иску, из которых следует, что они не согласны с заявленными исковыми требованиями, так как считают, что должность старшей пионервожатой в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, не может быть включена, так как указанная должность не предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, которым определены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия. В связи с этим они считают, что из-за отсутствия необходимого специального стажа право на досрочное назначение трудовой пенсии у истицы не возникло.
Суд, выслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Бояровой Е.С. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.27 п.1, подп.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 года № 378 ФЗ) право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что отказ органов пенсионного фонда в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью обусловлен тем, что в трудовой стаж не засчитан период ее работы в должности старшей пионервожатой, в связи с этим отсутствует необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии 25-летний педагогический стаж.
Как следует из трудовой книжки истицы, она начала работать с 15 августа 1985 года в должности старшей пионервожатой в Замковской средней школе (приказ по РОНО № 195 от 14.08.1985 года), затем была переведена воспитателем группы продленного дня. С 21 февраля 1987 года истица назначена учителем начальных классов Замковской средней школы Нестеровского района и по настоящее время работает в этой должности.
Трудовая книжка работника в соответствии со ст.66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже.
В материалах дела имеется архивная справка, выданная архивным отделом администрации МО «Нестеровский район» №Б-20 от 10 августа 2010 года, из которой следует, что истица с 15 августа 1985 года (приказ №195 от 14 августа 1985 года) работала старшей пионервожатой в Замковской средней школе, затем приказом № 83 от 1 сентября 1986 года была назначена воспитателем группы продленного дня в связи с выходом из частично оплачиваемого отпуска с 25 августа 1986 года.
Суд не может согласиться с доводами пенсионного фонда о том, что вышеуказанный период не подлежит включению в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, и считает, что отказ пенсионного фонда в этой части не основан на законе по следующим основаниям.
Как следует из Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 в редакции Постановления от 26.05.2009 года № 449), должность старшей пионервожатой в этом списке не предусмотрена, однако в указанном Списке предусмотрена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Суд считает, что, несмотря на то, что должность пионервожатой вышеуказанным списком не предусмотрена, однако истица в этот период трудовой деятельности работала в школе, занималась педагогической деятельностью, поэтому считает, что эта должность аналогична должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, предусмотренной Списком.
Вместе с тем согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, действовавшим в период работы истицы в указанной должности, в специальный стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа в школах в качестве штатных пионервожатых.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п.4 данного Положения период работы в должности пионервожатой засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, а также в ряде его определений и учитывая, что ст.ст.6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и ст.55 ч.1 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Однако законодатель не предпринял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности пионервожатой.
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, вышеуказанный период подлежит включению в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как ею выработано не менее 2/3 от стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истицы на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Как следует из материалов дела, Боярова Е.С. в отдел пенсионного фонда РФ в Нестеровском районе обратилась с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью 03 ноября 2010 года.
С учетом включения в трудовой стаж периода работы в должности старшей пионервожатой с 15 августа 1985 года по 25 августа 1986 года на момент обращения истицы в орган пенсионного фонда право на назначение ей досрочной трудовой пенсии у нее возникло, так как у нее имелся необходимый 25- летний стаж работы, связанный с педагогической деятельностью.
В соответствии со ст.19 п.1, п.2 ФЗ РФ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения Бояровой Е.С. за назначением досрочной трудовой пенсии является 03 ноября 2010 года, что подтверждается ее заявлением.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бояровой Е.С. удовлетворить.
Включить Бояровой Е.С. в педагогический стаж для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью период ее работы в должности старшей пионервожатой Замковской средней школы Нестеровского района Калининградской области с 15 августа 1985 года по 25 августа 1986 года и признать за ней право на льготную пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) назначить Бояровой Е.С. пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за назначением пенсии, с 03 ноября 2010 года.
Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) в пользу Бояровой Е.С. расходы по государственной пошлине в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Нестеровский районный суд в течение 10 суток с момента изготовления решения в окончательном виде.
В окончательном виде мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2010 года.
Судья: Белехова В.А.