Дело № 2-212/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2010 года с. Нерчинский Завод
Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Былковой В.А.,
при секретаре судебного заседания Гордовой И.С.,
с участием заместителя прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского
края Сахарова И.Н.,
представителя Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Черткова К.А., по доверенности от 01.11.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Нерчинский Завод гражданское дело по заявлению прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края (далее по тексту Администрация МР «Нерчинско-Заводский район») в части не организации специальных дошкольных учреждений для детей-инвалидов незаконным, обязать организовать специальное дошкольное учреждение для детей-инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории Нерчинско-Заводского района не имеется специального дошкольного образовательного учреждения для детей-инвалидов, что является нарушением ст.18 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которой для детей-инвалидов, состояние которых исключает возможность пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. Воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта РФ. Законом Забайкальского края от 29.03.2010 года №346-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей инвалидов на дому», полномочия по воспитанию и обучению детей-инвалидов переданы органам местного самоуправления.
Просит признать незаконным бездействие Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» в части не организации специальных дошкольных учреждений для детей-инвалидов, обязать организовать специальное дошкольное учреждение для детей- инвалидов в срок до 01 января 2011 года.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, прокурором уточнены ранее заявленные требования в части срока исполнения обязанности по организации специального дошкольного учреждения для детей-инвалидов, просит обязать организовать указанное учреждение в срок до 01 мая 2011 года.
В зале судебного заседания заместитель прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края Сахаров И.Н. поддержал ранее заявленные требования, пояснил аналогичное вышеизложенному.
В судебном заседании представитель Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Чертков К.А. с заявленным требованием прокурора согласился частично, пояснив, что Администрацией МР «Нерчинско-Заводский район» начаты работы по строительству детского дошкольного учреждения в с.Нерчинский –Завод, в указанном учреждении будет сформирована специальная группа для детей-инвалидов.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст.18 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное образование детей-инвалидов. Для детей-инвалидов дошкольного возраста, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Как следует из содержания ст.1 Закона Забайкальского края от 29.03.2010 N 346-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому (далее - государственные полномочия).
Статья 2 вышеназванного Закона содержит сведения о том, что срок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями не ограничен.
В силу ст.3 указанного Закона, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать государственные полномочия.
В соответствии с п.11 ч.1 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится общедоступное дошкольное образование на территории муниципального района.
Согласно п.10 ч.1 ст.9 Устава Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края, к вопросам муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Забайкальского края; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района «Нерчинско-Заводский район», а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального района «Нерчинско-Заводский район» отсутствуют специальные дошкольные образовательные учреждения для детей-инвалидов, которых по состоянию на 20 октября 2010 года в районе числится (получают пенсию по инвалидности) 9 человек в возрасте от 0 до 7 лет.
Федеральными законами и Законом субъекта РФ обязанность по организации подобного рода детских дошкольных учреждений для детей-инвалидов лежит на органе местного самоуправления муниципального района. В связи с чем, бездействие Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» относительно организации специального дошкольного учреждения на территории района нельзя признать законным.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что прокурор при подаче заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании п.6 ч.1 ст. 333.19 НК РФ с Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края в части не организации специальных дошкольных образовательных учреждений для детей-инвалидов незаконным, обязать организовать специальное дошкольное образовательное учреждение для детей-инвалидов, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края в части не организации специальных дошкольных учреждений для детей-инвалидов, незаконным.
Обязать Администрацию Муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края организовать на территории района специальное дошкольное образовательное учреждение для детей-инвалидов в срок до 01 мая 2011 года.
Об исполнении решения суда необходимо уведомить Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края и прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края.
В случае неисполнения решения без уважительных причин в отношении руководителя Администрации муниципального района «Нерчинско-заводский район» будут применены меры, предусмотренные федеральным законом.
Взыскать с Администрации Муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 200 (Двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Нерчинско-Заводской районный суд Забайкальского края.
Судья - подпись
Копия верна: Судья В.А. Былкова