Гражданское дело № 2-462/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 октября 2011 года Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Былковой В.А., при секретаре судебного заседания Олехник О.Н., с участием прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края Марусинина А.В., представителей ответчиков - муниципальных образовательных учреждений: «Чашино-Ильдиканская основная общеобразовательная школа» в лице директора Аскаровой Л.А., «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа» в лице главного бухгалтера Глушковой Л.Г., по доверенности, «Байкинская основная общеобразовательная школа» в лице директора Симоновой Г.П., «Михайловская средняя общеобразовательная школа» в лице директора Кирилловой В.В., Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в лице Дементьевой Е.М., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Нерчинский Завод гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальным общеобразовательным учреждениям: «Нерчинско-Заводская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ»), «Чашино-Ильдиканская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Чашино-Ильдиканская ООШ»), «Широковская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Широковская ООШ»), «Михайловская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Михайловская СОШ»), «Байкинская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Байкинская ООШ»), «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Больше-Зерентуйская СОШ»), Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» (далее по тексту АМР «Нерчинско-Заводский район»), о понуждении муниципальных общеобразовательных учреждений установить резервные источники резервного электропитания; АМР «Нерчинско-Заводский район» профинансировать работы по приобретению и установке источников резервного электропитания в котельных муниципальных общеобразовательных учреждений, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Нерчинско-Заводского района Забайкальского края на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанными исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц. В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о правах граждан в жилищно-коммунальной сфере, в том числе обеспеченности объектов социального значения резервными источниками электропитания установлено, что в котельных, отапливающих: МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», «Чашино-Ильдиканская ООШ», «Широковская ООШ», «Михайловская СОШ», МОУ «Байкинская ООШ», «Больше-Зерентуйская СОШ», отсутствуют резервные источники электроснабжения. Просит обязать: МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», «Чашино-Ильдиканская ООШ», «Широковская ООШ», «Михайловская СОШ», МОУ «Байкинская ООШ», «Больше-Зерентуйская СОШ» установить резервные источники электроснабжения; АМР «Нерчинско-Заводский район» профинансировать работы по приобретению и установке источников резервного электроснабжения в котельных МОУ. В судебном заседании прокурор Нерчинско-Заводского района Марусинин А.В. заявленные требования поддержал полностью, пояснив суду, что отсутствие в котельных МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», «Чашино-Ильдиканская ООШ», «Широковская ООШ», «Михайловская СОШ», МОУ «Байкинская ООШ», «Больше-Зерентуйская СОШ» резервных источников резервного электроснабжения может повлечь за собой остановку работы электрооборудования в отопительный сезон, размораживание системы теплоснабжения. Просил установить срок для добровольного исполнения решения суда до 01 апреля 2012 года. В судебном заседании представители МОУ: «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа» в лице главного бухгалтера ФИО3, по доверенности, «Байкинская основная общеобразовательная школа» в лице директора Симоновой Г.П., «Михайловская средняя общеобразовательная школа» в лице директора Кирилловой В.В., каждый в отдельности, исковые требования, заявленные прокурором, признали. Дополнительно пояснив, что муниципальные учреждения, чьи интересы они представляют, являются муниципальными учреждениями Нерчинско-Заводского района. Просили предоставить срок для добровольного исполнения решения суда до 01 июля 2012 года. Представитель МОУ «Чашино-Ильдиканская основная общеобразовательная школа» в лице директора Аскаровой Л.А. в судебном заседании с доводами иска согласилась, пояснила, что заявка на приобретение резервного источника электроснабжения школой подана в Комитет по финансам Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» 31 октября 2011 года, однако, как ей пояснила председатель комитета, выделение денежных средств на указанные нужды в 2011 году не предвидится. Представитель АМР «Нерчинско-Заводский район» Дементьева Е.М., выступающая в суде на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора признала, суду пояснила, что профинансировать работы по приобретению и установке резервных источников электроснабжения в настоящее время не представляется возможным, из-за отсутствия денежных средств, которые будут заложены в бюджет муниципального района только на 2012 год. Просит предоставить срок для добровольного исполнения решения суда до 01 июля 2012 года. Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что она занимает должность государственного инспектора Ростехнадзора. Считает, что после заключения соглашений на предоставление услуг между энергосбытовой компанией и муниципальными образовательными учреждениями, которые относятся к токоприемникам второй категории по надежности электроснабжения, в здании образовательных учреждений изначально должны быть в наличии резервные источники электроснабжения и два кабельных ввода. В судебное заседание представители МОУ «Широковская ООШ», «Байканская ООШ», «Нерчинско-Заводская СОШ», «Нерчинско-Заводская СОШ» не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены. Директор МОУ «Широковская ООШ» Анганзорова О.С., выступающая на основании прав по должности, просила рассмотреть дело в её отсутствие, иск признала. Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся представителей ответчиков, суд с учетом мнения истца, в силу ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при данной явке. Заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно п. 1.2.18 «Правил устройства электроустановок», утвержденных приказам Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 г. № 204 (далее по тексту Правила) к электроприемникам первой категории относятся электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Согласно п. 1.2.19 Правил установлено, что электроприемники, ограничение электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, относятся к электроприемникам первой категории, и должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. В качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п. Пункт 8.1.8 Правил предусматривает, что баки-аккумуляторы горячей воды - емкости, предназначенные для хранения горячей воды в целях выравнивания суточного графика расхода воды в системе теплоснабжения, а также для создания и хранения запаса подпиточной воды на источниках теплоты должны быть оборудованы автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный при исчезновении напряжения в основном источнике. Отсутствие резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на котельные может повлечь за собой остановку работы котельного оборудования МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», «Чашино-Ильдиканская ООШ», «Широковская ООШ», «Михайловская СОШ» в отопительный период, размораживание системы теплоснабжения, что приведет к чрезвычайной ситуации в границах сельских поселений «Нерчинско-Заводское», «Чашино-Ильдиканское», «Широковское», «Михайловское», массовому нарушению прав граждан, в том числе несовершеннолетних, на защиту жизни и здоровья. В силу ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Согласно ч.ч. 3, 4, 7 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 30.10.2007) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» и во исполнение п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 18.03.2008 г. № 124, утверждены Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики (далее по тексту Правила). В соответствии с п. 37 указанных Правил в случае возникновения внерегламентных отключений вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей, графики аварийного ограничения вводятся по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования. При этом минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания. Согласно п. 39 Правил в целях предотвращения и ликвидации аварийных электроэнергетических режимов и предотвращения массовых отключений потребителей используется противоаварийная автоматика отключения нагрузки потребителей. Согласно п. 51 Правил при действии противоаварийной автоматики отключения нагрузки минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания с автоматическим запуском. Автономные резервные источники питания в случае, если условием договора о первойили второй категории надежности предусмотрено их наличие, устанавливаются потребителем и поддерживаются в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования автономные резервные источники питания устанавливаются и обслуживаются сетевой организацией за счет соответствующего потребителя. Поскольку МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», «Чашино-Ильдиканская ООШ», «Широковская ООШ», «Михайловская СОШ», «Байкинская ООШ», «Больше-Зерентуйская СОШ» являются потребителями электрической энергии, то есть субъектом розничного рынка электрической энергии, следовательно, на данные учреждения распространяются Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики. Отсутствие резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на котельные, отапливающие указанные школы, может повлечь за собой остановку работы электрооборудования в отопительный сезон, размораживание системы теплоснабжения, что приведет к массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества. Существует реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, которые обучаются, находятся в трудовых отношениях с МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», «Чашино-Ильдиканская ООШ», «Широковская ООШ», «Михайловская СОШ», «Байкинская ООШ», «Больше-Зерентуйская СОШ» либо будут обучаться в указанных учреждениях. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Судом установлено, что в МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», «Чашино-Ильдиканская ООШ», «Широковская ООШ», «Михайловская СОШ», «Байкинская ООШ», «Больше-Зерентуйская СОШ» отсутствуют источники резервного электроснабжения в котельных, эксплуатируемых данными учебными заведениями, о чем государственным инспектором по надзору за электроустановками в адрес вышеуказанных учебных заведений вынесено информационное письмо о имеющихся недостатках. Учредителем вышеуказанных муниципальных учебных заведений является Администрация МР «Нерчинско-Заводский район». На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края подлежат удовлетворению, поскольку котельные МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ», «Чашино-Ильдиканская ООШ», «Широковская ООШ», «Михайловская СОШ», «Байкинская ООШ», «Больше-Зерентуйская СОШ» являются муниципальной собственностью Нерчинско-Заводского района, следовательно на администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район», как на собственника, возлагается обязанность по его содержанию. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд, исходя из объема и характера нарушения, полагает, что срок до 01 июня 2012 года после вступления решения в законную силу для установки резервных источников электроснабжения в котельных муниципальных общеобразовательных учреждений является более разумным и достаточным, поскольку до названной даты отопительный сезон, как и учебный процесс в школах района закончится, что позволит администрациям учреждений беспрепятственно произвести установку необходимого энергооборудования. Относительно финансирования установки источников резервного электроснабжения в котельных муниципальных общеобразовательных учреждений, суд считает необходимым назначить Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» более короткий срок - до 01 апреля 2012 года. Как следует из подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, п.1 ст.103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ является истцом по делу. Так как прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины и обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - учащихся муниципальных образовательных учреждений, соответственно в силу п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, с муниципальных образовательных учреждений подлежит взысканию государственная пошлина по 200 рублей с каждого. Администрация МР «Нерчинско-Заводский район» от уплаты государственной пошлины в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождена. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые заявления прокурора Нерчинско-Заводского района удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район» профинансировать установку источников резервного электроснабжения в котельных муниципальных общеобразовательных учреждений «Нерчинско-Заводская средняя основная общеобразовательная школа», «Чашино-Ильдиканская основная общеобразовательная школа», «Широковская основная общеобразовательная школа», «Михайловская средняя основная общеобразовательная школа», «Байкинская основная общеобразовательная школа», «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», в срок до 01 апреля 2012 года. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Нерчинско-Заводская средняя общеобразовательная школа» установить резервные источники резервного электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения «Нерчинско-Заводская средняя общеобразовательная школа», в срок до 01 июня 2012 года. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Чашино-Ильдиканская основная общеобразовательная школа» установить резервные источники резервного электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения «Нерчинско-Заводская средняя общеобразовательная школа», в срок до 01 июля 2012 года. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Широковская основная общеобразовательная школа» установить резервные источники резервного электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения «Нерчинско-Заводская средняя общеобразовательная школа», в срок до 01 июня 2012 года. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа» установить резервные источники резервного электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения «Нерчинско-Заводская средняя общеобразовательная школа», в срок до 01 июня 2012 года. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа» установить резервные источники резервного электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения «Нерчинско-Заводская средняя общеобразовательная школа», в срок до 01 июня 2012 года. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Байкинская основная общеобразовательная школа» установить резервные источники резервного электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения «Нерчинско-Заводская средняя общеобразовательная школа», в срок до 01 июня 2012 года. Взыскать с муниципальных общеобразовательных учреждений: «Байкинская основная общеобразовательная школа», «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Михайловская средняя общеобразовательная школа», «Широковская основная общеобразовательная школа», «Чашино-Ильдиканская основная общеобразовательная школа», «Нерчинско-Заводская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход бюджета Нерчинско-Заводского района Забайкальского края по 200 (Двести) рублей с каждого. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края. Судья - подпись Копия верна: Судья В.А. Былкова