Гражданское дело № 2-344/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 сентября 2012 г. Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Скубьевой С.А., при секретаре судебного заседания Першиной А.В., с участием помощника прокурора Нерчинско-Заводского района Колябина Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Нерчинский Завод гражданское дело по заявлению прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Олочинское» (далее по тексту администрация СП «Олочинское») о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившегося в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, и понуждении к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ год, и проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции, выявлены нарушения в деятельности администрации СП «Олочинское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В силу статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, в ом числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность её проведения. В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы органом местного самоуправления - администрацией СП «Олочинское» - не исполняется, при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении принятых нормативных правовых актов. Вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организации, принимающих правовые акты. Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается злоупотребление правом. Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из них является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, бездействием администрации СП «Олочинское», выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, нарушаются права граждан. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор района просит признать незаконным бездействие Администрации СП «Олочинское» муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в части неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и обязать администрацию СП «Олочинское» провести антикоррупционную экспертизу нормативных актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу и проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. В судебном заседании помощник прокурора Нерчинско-Заводского района Колябин Р.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении. Представитель администрации СП «Олочинское» в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором выразил согласие с заявленными требованиями. Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд полагает возможным принять признание заявленных прокурором района требований представителем администрации СП «Олочинское», поскольку это не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ, дела, вытекающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьёй единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23, главами 24-26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Учитывая, что представителем администрации СП «Олочинское» заявленные требования признаны, что не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, бездействие администрации СП «Олочинское» в части несоблюдения антикоррупционного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан, суд принимает признание заявленных требований и считает подлежащими удовлетворению заявленные требования прокурора района. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает администрации СП «Олочинское» срок исполнения данного решения в <данные изъяты>, со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Решил: Заявление прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Олочинское» выразившееся в неисполнении возложенной на органы местного самоуправления обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Обязать Администрацию сельского поселения «Олочинское» устранить допущенные нарушения путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу и проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Об исполнении решения суда необходимо уведомить Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края и прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня вынесения решения. Судья С.А. Скубьева Копия верна: судья С.А. Скубьева