о признании незаконным бездействия органа МСУ в части неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов незаконным и понуждении провести антикоррупционную экспертизу нормативных актов



     Гражданское дело № 2-353/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2012 г. Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе:     председательствующего судьи Скубьевой С.А.,

при секретаре судебного заседания Першиной А.В.,

с участием помощника прокурора Нерчинско-Заводского района Колябина Р.А.,

и.о. главы администрации сельского поселения «Больше-Зерентуйское» Астафьевой С.В..

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Нерчинский Завод гражданское дело по заявлению прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Больше-Зерентуйское» (далее по тексту администрация СП «Больше-Зерентуйское») о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившегося в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, и понуждении к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ год, и проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции, выявлены нарушения в деятельности администрации СП «Больше-Зерентуйское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В силу статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, в ом числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность её проведения.

В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы органом местного самоуправления - администрацией СП «Больше-Зерентуйское» - не исполняется, при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении принятых нормативных правовых актов.

Вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организации, принимающих правовые акты.

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается злоупотребление правом.

Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из них является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека.

Таким образом, бездействием администрации СП «Больше-Зерентуйское», выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, нарушаются права граждан.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Прокурор района просит признать незаконным бездействие Администрации СП «Больше-Зерентуйское» муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в части неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и обязать администрацию СП «Больше-Зерентуйское» провести антикоррупционную экспертизу нормативных актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу и проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

В судебном заседании помощник прокурора Нерчинско-Заводского района Колябин Р.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель администрации СП «Больше-Зерентуйское» Астафьева С.В. заявленные требования признала в полном объеме, суду пояснила, что антикоррупционная экспертиза нормативных актов, издаваемых администрацией СП «Больше-Зерентуйское» не проводится.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд полагает возможным принять признание заявленных прокурором района требований представителем администрации СП «Больше-Зерентуйское», поскольку это не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ, дела, вытекающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьёй единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23, главами 24-26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что представителем администрации СП «Больше-Зерентуйское» заявленные требования признаны, что не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, бездействие администрации СП «Больше-Зерентуйское» в части несоблюдения антикоррупционного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан, суд принимает признание заявленных требований и считает подлежащими удовлетворению заявленные требования прокурора района.

Последствия признания заявленных требований главе администрации СП «Больше-Зерентуйское» разъяснены и понятны.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает администрации СП «Больше-Зерентуйское» срок исполнения данного решения в течение месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Больше-Зерентуйское» выразившееся в неисполнении возложенной на органы местного самоуправления обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Обязать Администрацию сельского поселения «Больше-Зерентуйское» устранить допущенные нарушения путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу и проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

       Об исполнении решения суда необходимо уведомить Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края и прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

        

Судья                                                          С.А. Скубьева

Копия верна: судья                                                     С.А. Скубьева

     Гражданское дело

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Нерчинско-Заводский районный суд <адрес> в составе:     председательствующего судьи Скубьевой С.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,

и.о. главы администрации сельского поселения «Больше-Зерентуйское» ФИО4.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Больше-Зерентуйское» (далее по тексту администрация СП «Больше-Зерентуйское») о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившегося в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, и понуждении к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ год, и проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов,

Решил:

Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Больше-Зерентуйское» выразившееся в неисполнении возложенной на органы местного самоуправления обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Обязать Администрацию сельского поселения «Больше-Зерентуйское» устранить допущенные нарушения путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых с ДД.ММ.ГГГГ, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

       Об исполнении решения суда необходимо уведомить Нерчинско-Заводский районный суд <адрес> и прокурора <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Нерчинско-Заводский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

        

Судья                                                          С.А. Скубьева