Гражданское дело № 2-354/2012 ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 сентября 2012 г. Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Скубьевой С.А., при секретаре судебного заседания Першиной А.В., с участием помощника прокурора Нерчинско-Заводского района Колябина Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Нерчинский Завод гражданское дело по иску прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (далее по тесту ИП) Жуковой ФИО7 о признании незаконным бездействие в части непостановки на учет и непредставлении сведений в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» и понуждении встать на учет в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр», У С Т А Н О В И Л: Прокурор Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее. В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что ИП Жукова Н.Н. являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляя хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, не представляет в Приаргунский межрайонный экологический центр отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. В результате указанного бездействия ИП Жуковой Н.Н. нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Индивидуализировать каждого материального ситца по настоящему заявлению не представляется возможным, что и объясняет предъявление прокурором иска в защиту неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор района просит признать бездействие ИП Жуковой Н.Н. незаконным и понудить встать на учет в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр», В судебном заседании представитель прокуратуры Нерчинско-Заводского района Колябин Р.А. поддержал заявленные требования прокурора района полностью, просил признать незаконным бездействие ИП Жуковой Н.Н. в части не постановки на учет и непредставления сведений в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» и обязать ИП Жукову Н.Н. устранить допущенные нарушения путем постановки на учет в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр». Ответчик Жукова Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела. На основании статьи 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства. Заслушав помощника прокурора района Колябина Р.А., исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает, что требования прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края, подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Конституция РФ в ст. 42 гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Федеральный закон № 7-ФЗ) предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей природной среде. В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Как установлено в судебном заседании Жукова Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ее деятельность связана с осуществлением <данные изъяты> торговли в неспециализированном магазине <данные изъяты> В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических ли, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). В соответствии с п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 года, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов. Согласно ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ поступления от указанных платежей перечисляются в федеральный, региональный и местные бюджеты. В силу ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую природную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды ст. 14 указанного Закона относит установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. Установленная плата за негативное воздействие на окружающую среду должна обеспечить возмещение причиненного окружающей среде вреда, пойти на улучшение качества окружающей среды. На основании Порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.08.2005 № 545, природопользователи, производящие выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, обязаны встать на учет в территориальных управлениях по экологическому, технологическому и атомному надзору. Таким образом, природопользователи для контроля деятельности должны встать на учет в органы по природопользованию самостоятельно, без предварительного уведомления. В материалах дела имеется Устав ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр», где п. 2.1 гласит, что ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» создан в целях оказания услуг органам исполнительной власти, предприятия и организациям Забайкальского края по практической реализации функций в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения информацией о состоянии окружающей среды, экологического образования и культуры (л.д. 12-18). Одним из видов деятельности ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» согласно п. 2.3 Устава Учреждение является формирование отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Согласно п. 7.1 Устава ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» может иметь филиалы и представительства. Одним из филиалов Учреждения в соответствии с приложением № 2 к Уставу является Приаргунский межрайонный филиал экологического центра, обслуживающий Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский районы. Таким образом, природопользователи, а ими являются все организации и индивидуальные предприниматели, для контроля деятельности должны встать на учет в органы по природопользованию. Следовательно, ИП Жукова Н.Н. обязана предоставлять в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» сведения о негативном воздействии на окружающую среду. С учетом вышеизложенного исковые требования прокурора района суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом мнения процессуального истца, устанавливает срок, не позднее которого Жукова Н.Н. должна обратиться в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» для постановки на учет путем предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую среду - в срок до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края удовлетворить. Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Жуковой ФИО8 в части не постановки на учет и непредставлении сведений в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр». Обязать индивидуального предпринимателя Жукову ФИО9 обратиться в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» для постановки на учет путем предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую среду, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с индивидуального предпринимателя Жуковой ФИО10 государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 200 рублей. Ответчик вправе подать в Нерчинско-заводский районный суд заявление о пересмотре заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке течении месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья С.А. Скубьева Копия верна: судья С.А. Скубьева