о признании бездействия незаконным и понуждении встать на учет в Приаргунский мажрайонный филиал ГКУ `Забайкальский краевой экологический центр`



Гражданское дело № 2-355/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2012 г. Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе:     председательствующего судьи Скубьевой С.А.,

при секретаре судебного заседания Першиной А.В.,

с участием помощника прокурора Нерчинско-Заводского района Колябина Р.А.,

ответчика Сарафанникова П.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Нерчинский Завод гражданское дело по иску прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (далее по тесту ИП) к Сарафанникову ФИО8 о признании незаконным бездействие в части непостановки на учет и непредставления сведений в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» и понуждении встать на учет в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее.

         В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что ИП Сарафанников П.П. являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляя хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, не представляет в Приаргунский межрайонный экологический центр отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Указанное противоречит действующему законодательству.

Конституция РФ в ст. 42 гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Федеральный закон № 7-ФЗ) предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей природной среде.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ поступления от платежей за загрязнение окружающей среды перечисляются в федеральный, региональный и местные бюджеты.

В силу ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую природную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды ст. 14 указанного Закона относит установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Установленная плата за негативное воздействие на окружающую среду должна обеспечить возмещение причиненного окружающей среде вреда, пойти на улучшение качества окружающей среды.

На основании Порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.08.2005 № 545, природопользователи, производящие выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, обязаны встать на учет в территориальных управлениях по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, природопользователи для контроля деятельности должны встать на учет в органы по природопользованию самостоятельно, без предварительного уведомления.

В материалах дела имеется Устав ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр», где п. 2.1 гласит, что ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» создан в целях оказания услуг органам исполнительной власти, предприятия и организациям Забайкальского края по практической реализации функций в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения информацией о состоянии окружающей среды, экологического образования и культуры (л.д. 12-18).

Одним из видов деятельности ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» согласно п. 2.3 Устава Учреждение является формирование отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Согласно п. 7.1 Устава ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» может иметь филиалы и представительства. Одним из филиалов Учреждения в соответствии с приложением № 2 к Уставу является Приаргунский межрайонный филиал экологического центра, обслуживающий Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский районы.

Таким образом, природопользователи, а ими являются все организации и индивидуальные предприниматели, для контроля деятельности должны встать на учет в органы по природопользованию. Следовательно, ИП <данные изъяты> обязана предоставлять в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» сведения о негативном воздействии на окружающую среду.

В результате указанного бездействия ИП Сарафанникова П.П. нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.

Индивидуализировать каждого материального истца по настоящему заявлению не представляется возможным, что и объясняет предъявление прокурором иска в защиту неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор района просит признать бездействие ИП Сарафанникова П.П. незаконным и понудить встать на учет в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр»,

В судебном заседании представитель прокуратуры Нерчинско-Заводского района Колябин Р.А. поддержал заявленные требования по мотивам, указанным в заявлении.

Ответчик Сарафанников П.П. в зале суда иск прокурора признал, суду пояснил, что является индивидуальным предпринимателем, предпринимательскую деятельность осуществляет по реализации продовольственных и непродовольственных товаров в магазине, а также имеет <данные изъяты>, расположенную в <адрес>, в настоящее время им подана заявка на постановку на учет в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр».

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд полагает возможным принять признание заявленных прокурором района требований индивидуальным предпринимателем Сарафанниковым П.П., поскольку это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что ИП Сарафанниковым П.П. исковые требования прокурора района признаны, что не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, бездействие ИП Сарафанникова П.П. в части не постановки на учет и непредставления сведений в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» нарушает права, свободы и законные интересы граждан, суд принимает признание заявленных требований и считает подлежащими удовлетворению заявленные требования прокурора района.

Последствия признания иска И.П. Сарафанникову П.П. разъяснены и понятны.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ИП Сарафанникову П.П. срок исполнения данного решения - до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Сарафанникова ФИО9, выразившееся в непостановки на учет и непредставлении сведений в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр».

Обязать индивидуального предпринимателя Сарафанникова ФИО10 обратиться в Приаргунский межрайонный филиал ГКУ «Забайкальский краевой экологический центр» для постановки на учет путем предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую среду, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с индивидуального предпринимателя Сарафанникова ФИО11 государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Нерчинско-Заводской районный суд Забайкальского края.

                      Судья                                                                  С.А. Скубьева

Копия верна: судья                                                                         С.А. Скубьева