Жалоба по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ



Дело № 12-5/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 мая 2012 г.                    с. Нерчинский Завод

Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Скубьевой С.А.,

при секретаре Першиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации сельского поселения «Явленское» (далее по тексту СП «Явленское») Кислициной ФИО8 на постановление начальника Приаргунского Межрайонного отделения № 4 Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (далее по тексту Управление) от 24 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении главы администрации СП «Явленское» Кислициной Ю.В., признанной виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

         Постановлением начальника Приаргунского Межрайонного отделения № 4 Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области от 24 февраля 2012 года глава администрации СП «Явленское» Кислицина Ю.В. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

       Кислицина Ю.В. обратилась с жалобой, в которой просит отменить постановление начальника Приаргунского Межрайонного отделения № 4 Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области от 24 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении от 20 февраля 2012 года как незаконное, мотивируя тем, что как глава сельского поселения она не организовывала несанкционированную свалку и не допускала ухудшения качественного состояния земель. На основании акта выбора земельного участка для размещения полигона ТБО с. Явленка от 13 августа 2009 года комиссией был выделен участок в 1 км. от с. Явленка для размещения полигона ТБО; постановлением Главы администрации муниципального района от 13 августа 2009 г. № утверждена схема расположения полигона размером <данные изъяты> кв.м. на указанном участке; она организовывала сбор и вывоз отходов и мусора на территории поселения «Явленское» на отведенное на законных основаниях место полигона ТБО.

При проведении проверки ею были предоставлены документы, подтверждающие, что место под полигон определено в соответствии с актом согласования места размещения земельного участка для свалки бытовых отходов, однако сотрудники Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору во внимание не приняли. Требования ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г № 7-ФЗ (ред. от 24.06.2008) «Об охране окружающей среды» она не нарушала. Отходы потребления регулярно собираются и вывозятся в строго определённое администрацией муниципального района «Нерчинско-Заводский район» место, что и предусмотрено законом, выполняются функции в полном объеме, несанкционированные свалки в поселении отсутствуют, в селе проводятся месячники по сбору мусора, территория поселения не захламлена. Считает, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является обязанностью муниципального района, согласно Федеральных законов РФ «Об отходах производства и потребления» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт ухудшения плодородия почв в результате невыполнения обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и сведения о достигнутом уровне деградации земельного участка (порчи плодородного слоя земель) в результате бездействия лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кислицина Ю.В. в зал судебного заседания не явилась, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в её отсутствие. Ранее участвуя в судебном заседании жалобу поддержала, просила отменить постановление о её привлечении к административной ответственности как незаконное, т.к. в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Кислицина Ю.В. суду пояснила, что работает в должности главы Администрации сельского поселения «Явленское» муниципального района «Нерчинско-Заводский район» с 1 ноября 2008 года. Согласно акту от 13 августа 2009 года комиссионно выбран земельный участок для размещения полигона ТБО с. Явленка месторасположением в 1 километре на юго-запад от с. Явленка. Постановлением главы администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» от 13 августа 2009 года утверждена схема расположения земельного участка, выделяемого для свалки твердых бытовых отходов, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенного в 1 км. на юго-запад от села Явленка из земель сельскохозяйственного назначения. Санкционированная свалка расположена на землях сельского поселения, но право собственности или пользования данными землями за сельским поселением «Явленское» не зарегистрировано. На основании данных документов полигон для размещения ТБО санкционирован, имеются аншлаги, организован сбор и вывоз мусора и ТБО на свалку. Оформление документов на полигон ТБО: межевание, кадастровый паспорт, свидетельство о государственной регистрации не входит в её полномочия, также как и содержание свалки, это является обязанностью муниципального района. Документы на санкционирование полигона ТБО ею были предоставлены инспектору Кулешовой, однако ей пояснили, что свалка несанкционированная. На свалке имеется траншея глубиной 4,5 метра, по мере накопления мусор сталкивается в траншею. Данный земельный участок может использоваться по своему назначению как земли сельхозназначения без предварительных рекультивационных работ по их восстановлению после ликвидации бытовых отходов. В постановлении о привлечении к административной ответственности не указано, какие обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв ею не выполнены, а также не предоставлены доказательства, подтверждающие факт ухудшения плодородия почв и уровне деградации земельного участка.

Представитель Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области Кулешова О.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в её отсутствие.

В предоставленных суду возражениях на жалобу Кулешова О.С. просила оставить жалобу без удовлетворения, постановление о привлечении к административной ответственности без изменения, ссылаясь на то, что на главу сельского поселения (должностное лицо) возложены обязанности по охране, контролю в пределах возложенных должностных обязанностей, за соблюдением гражданами иными физическими и юридическими лицами требований, касающихся охраны окружающей природной среды, в пределах границ возглавляемого сельского поселения. Являясь пользователем земель сельхозназначения, на сельское поселение «Явленское» возложена обязанность по соблюдению требований по охране, воспроизводству и использованию земель сельхозназначения в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, в соответствии с требованиями ст. 13 ЗК РФ землепользователи обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий и по сохранению почв и плодородия. Статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородного слоя почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов МСУ поселений, из чего следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в виде реализации закрепленных за ними властных полномочий на территории всего сельского поселения. Не оспаривая размещения свалки на землях сельскохозяйственного использования в границах территории сельского поселения, Глава Администрации сельского поселения «Явленское» факт совершения административного правонарушения признает. В представленных документах отсутствуют правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на земельный участок, предоставленный для размещения свалки ТБО, не предоставлено документов о переводе земель из одной категории в другую для законного использования поврежденного размещением отходов земельного участка. Таким образом, в действиях Главы администрации сельского поселения «Явленское» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

      Изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с требованиями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ч. 1 ст. 23.15 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли).

      Как установлено в судебном заседании, 20 февраля 2012 года государственными инспекторами Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области была проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации СП «Явленское» МР «Нерчинско-Заводский район», в результате которой выявлено нарушение в виде несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в 1,0 км на юго-запад от жилой зоны с. Явленка на землях сельскохозяйственного назначения (пастбище), на площади 1,7 га. В адрес главы Администрации СП «Явленское» вынесено предписание , согласно которому в срок до 01 марта 2013 года необходимо привести земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1,7 га в состояние пригодное по целевому назначению. Кроме того, в отношении Главы Администрации составлен протокол от 20 февраля 2012 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. 24 февраля 2012 года постановлением глава Администрации СП «Явленское» Кислицина Ю.В. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей, по тем основаниям, что на землях сельскохозяйственного назначения (пастбище) в составе земель поселения «Явленское» в юго-западном направлении в 1,0 км от жилой зоны с. Явленка допущена организация несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на площади 1,7 га, что явилось следствием невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

В материалах дела имеется акт выбора земельного участка для размещения полигона для ТБО с. Явленка и схема границ испрашиваемого земельного участка, утвержденные постановлением главы Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым комиссией в составе Председателя комитета экономики и управления имуществом АМР «Нерчинско-Заводский район» ФИО4, специалиста первой категории по земельным отношениям комитета экономики и управления имуществом АМР «Нерчинско-Заводский район» ФИО5, архитектора района ФИО6, главы администрации СП «Явленское» Кислициной Ю.В. отведен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения поселения «Явленское», для размещения полигона для твердых бытовых отходов, площадью 17 200 кв.м., расположенный в 1 000 м на юго-запад от с. Явленка. Лесных площадей на участке нет, участок находится вне водоохраной зоны, рельеф равнинный, с небольшим уклоном на восток ( л.д. 5,6,7).

Изучив представленные доказательства, суд установил, что в протоколе об административном правонарушении от 20 февраля 2012 года указано, что «20 февраля 2012 года в 12.00 часов в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении Администрации сельского поселения «Явленское» МР «Нерчинско-Заводский район» в 1 км. в юго-западном направлении от с. Явленка на площади 1,7 га на землях сельскохозяйственного назначения (пастбище) выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, организация которой допущена главой администрации СП «Явленское» Кислициной Ю.В.», однако не содержится конкретного описание события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, не указано какие требования и обязательные мероприятия необходимые для улучшения, защиты земель и охраны почв от ветровой, водной эрозии и предотвращения других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не выполнены администрацией, не предоставлено доказательств ухудшения качественного состояния земельного участка в результате захламления твердыми бытовыми отходами, не отражено вышеуказанное и в оспариваемом постановлении от 24 февраля 2012 года.

Также суду не представлены доказательства того, что данное размещение твердых бытовых отходов ведет к ухудшению качественного состояния земель, отсутствуют акты экспертизы земли, взятие проб и образцов, а также какие-либо доказательства проведения исследования земли, а также невозможности использования данного земельного участка без предварительных рекультивационных работ по их восстановлению. Из объяснений Кислициной Ю.В., данных суду, установлено, что данный земельный участок может использоваться по своему назначению без предварительных рекультивационных работ по их восстановлению сразу после ликвидации бытовых отходов.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст. 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции администрации.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 7.12.2011 г. № 417-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Абзацем 2 ч. 4 ст. 15 вышеназванного Закона предусмотрено заключение соглашения органа местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, однако из пояснений заявителя Кислициной Ю.В. соглашение о передачи полномочий в части утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не заключалось.

Отвод земельного участка под полигон для размещения ТБО санкционирован Администрацией муниципального района, оформление правоустанавливающих документов на имеющийся полигон ТБО не отнесено законом к полномочиям сельского поселения.

Кроме того, статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность проведения мероприятий по защите земель от захламления отходами производства и потребления только в отношении собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Земельный участок, на котором расположена свалка ТБО, находится на землях сельского поселения, но согласно пояснениям главы сельского поселения Кислициной Ю.В. право собственности или пользования данной землей за сельским поселением не зарегистрировано.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137 -ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ( ред. от 12.12.2011) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, то есть ответственность за состояние земельного участка должна быть возложена на муниципальный район.

Статья 42 Земельного кодекса предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Поскольку ст. 42 входит в главу VI Земельного кодекса -«Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков», следовательно, «лица, не являющиеся собственниками земельных участков» - это землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только при установлении его вины. Данная норма закрепляет презумпцию невиновности в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности. Согласно вышеуказанной норме эти лица не обязаны доказывать свою невиновность, все сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, производство по делу подлежит прекращению.

Учитывая, что по данному делу органом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, не доказана вина Кислициной Ю.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, постановление от 24 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении необходимо отменить и прекратить производство по данному делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление начальника Приаргунского Межрайонного отделения № 4 Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области от 24 февраля 2012 года о привлечении к административной ответственности главы администрации СП «Явленское» Кислициной Ю.В. по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке надзора согласно ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ.

                     Судья       подпись.

Копия верна: судья                                                                С.А. Скубьева