1-145-2010 П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации г.Нерюнгри 11 мая 2010г. Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Терешкиной Е.Г., с участием государственного обвинителя помощника прокурора г.Нерюнгри Зилипуткиной В.В., подсудимого Ильина В.С., защитника - адвоката Зубковой Л.В. представившей удостоверение №, ордер №, при секретарях Бондаревой Н.В., Долганове А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Ильина В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <данные изъяты>, имеющего <данные изъяты> образование, <данные изъяты> проживающего по адресу: <адрес>, ранее не судимого, -обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.«б» ч.2 ст.171 УК РФ, у с т а н о в и л: Ильин В.С. совершил незаконное предпринимательство, то есть осуществлял предпринимательскую деятельность без специальной лицензии, несмотря на то, что наличие такой лицензии обязательно, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере. Данное преступление было совершено при следующих обстоятельствах. Ильин В.С., на основании распоряжении <данные изъяты> № от 18.06.2007г. и приказа № от 03.10.2007г., являясь в период времени с 03.10.2007г. по 10.05.2009г. <данные изъяты>, которое 19.07.2007г. поставлено на учет по месту нахождения в ИФНС по г.Нерюнгри РС(Я), действуя умышленно, в нарушение Устава предприятия и действующего законодательства, а именно: п.п. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001г. № 128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливающих, что лицензированию подлежит вид деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а так же Постановления Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» определяющего порядок лицензирования вышеуказанной деятельности, осуществлял предпринимательскую деятельность по переработке отходов без лицензии. Так, в период времени с 03.10.2007г. по 10.05.2009г. Ильин В.С., находясь в Нерюнгринском районе, действуя от имени <данные изъяты>, зная о том, что у предприятия не имеется лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, заключил с компаниями занимающимися управлением и эксплуатаций жилого фонда Нерюнгринского района - <данные изъяты> договоры на оказание услуг по переработке отходов на полигоне, предметом которых являлся прием на полигон твердых бытовых отходов и переработка их согласно технологии. Действуя во исполнение договорных обязательств, Ильин В.С. в период с 03.10.2007г. по 10.05.2009г. обеспечил осуществление <данные изъяты> деятельности по размещению на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном в районе <адрес>, отходов с мусорных камер и мусорных баков жилых домов Нерюнгринского района, то есть отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), которые согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. № 786, с дополнениями внесенными приказом Министерства природных ресурсов РФ от 30.07.2003г. № 663, и приказа Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» имеют четвертый класс опасности для окружающей природной среды. В период с 03.10.2007г. по 10.05.2009г. <данные изъяты> получило оплату за выполненные работы, путем перечисления денежных средств на расчетный счет <данные изъяты> № всего на сумму <данные изъяты>, по предприятиям: <данные изъяты>. Подсудимый Ильин В.С. вину, в инкриминируемом ему деянии не признал полностью. По существу предъявленного обвинения подсудимый показал, что в 2007 году в связи с банкротством <данные изъяты>, предприятия, занимающегося переработкой отходов, было принято решение о создании муниципального унитарного предприятия <данные изъяты>, которое также должно было заниматься переработкой отходов, вместо <данные изъяты>. Директором вновь созданного предприятия назначили его. Приступив к исполнению своих обязанностей, он не знал о том, что деятельность по переработке твердых бытовых отходов подлежит лицензированию, знал лишь, что лицензия нужна для переработки опасных отходов. Предполагая, что предприятие в будущем будет заниматься и переработкой отходов, относящихся к опасным, он с августа 2007 года стал предпринимать все действия для получения лицензии на переработку именно этого вида отходов. При этом, он сразу обратил внимание на то, что технический проект переработки твердых бытовых отходов, устарел, а в связи с тем, что срок эксплуатации полигона по переработке отходов истек, то новую лицензию предприятию бы не выдали. В связи с этим он стал искать организацию для выполнения заказа по созданию нового технического проекта, а также стал заниматься разработкой полигона, подав с этой целью заявку в администрацию на его расширение. Для начала проектных работ необходимы были определенные денежные средства, которые появились у предприятия только в первом квартале 2008г. Также необходимо было определить объем работ и рассчитать тарифы на следующий год, в связи с чем предприятие приступило к работе в октябре 2007 года. Необходимую сумму стоимости технического проекта в размере <данные изъяты>, предприятие в наличие не имело, данную сумму можно было получить только из бюджета района, а так как предприятие было создано в конце финансового года, то следовательно данную сумму возможно было заложить в бюджет только в новом году. В марте или апреле 2008г. ему сообщили, что требуемая сумма денежных средств выделена из бюджета, после чего он сразу заказал новый технический проект и сделал заявку на отвод земли под полигон. Однако, вскоре выяснилось, что земля, где находится полигон, относится к лесной зоне и выделить там землю для технических нужд не представляется возможным, так как это запрещено законом. После этого были сделаны лабораторные исследования старого полигона, на основании которых, он обратился в администрацию с просьбой продлить срок аренды данного полигона. Но поскольку он был включен в конкурсную массу <данные изъяты>, пришлось решать вопрос о передаче его в аренду <данные изъяты>. Кроме этого, для получения лицензии необходимо было обучение персонала по работе с опасными отходами. С этой целью предприятием была сделана заявка в центр обучения, после чего обучение прошли эколог, он как директор и начальник полигона. Зная о том, что без технического проекта и отведения земли под новый полигон, ему все равно не выдадут лицензию, он за ее получением в Ростехнадзор не обращался, а занимался подготовкой необходимых для этого документов, что в силу противоречий в законах заняло значительное количество времени. Поскольку <данные изъяты> является единственным в районе предприятием, занимающимся переработкой отходов, то остановка работы предприятия даже на несколько дней грозила бы городу эпидемиологической катастрофой, поэтому считает, что осуществляя предпринимательскую деятельность по переработке отходов без лицензии, он действовал в состоянии крайней необходимости. Свидетель М.Г. суду пояснила, что в <данные изъяты> она работает начальником комплекса полигонов с 11 марта 2008г. В ее обязанности входит обеспечение деятельности полигонов твердых бытовых отходов и промышленных отходов (ТБО и ПО) г.Нерюнгри, организация и учет размещения отходов на данных полигонах. Деятельность <данные изъяты> заключается в размещении и захоронении отходов: твердых бытовых отходов, строительных отходов и крупногабаритных отходов. На момент когда она в марте 2008г. устроилась на работу в <данные изъяты> у нее сразу возник вопрос о необходимости лицензирования деятельности, которой занимался <данные изъяты>. Решение данного вопроса было поручено ей Ильиным В.С.. В первую очередь для оформления лицензии им необходимо было решить имеющиеся вопросы с полигоном твердых бытовых отходов. Поскольку срок действия полигона твердых бытовых отходов вышел, Роспотребнадзор не давал заключение по проекту материалов обоснования, без чего они не могли получить лицензию. Оборудование нового полигона твердых бытовых отходов было невозможным, в связи с тем, что лесные земли не могли быть переданы в промышленные. Так же за время работы Ильина В.С., он, она и эколог прошли обучение по работе с опасными отходами и получили соответствующий сертификат. Данные документы так же необходимы для получения лицензии. За время работы Ильина В.С. он инициировал получение лицензии, сбор документов, однако вопрос о выделении земли для полигонов решен не был, что явилось основной причиной не получения лицензии. Свидетель Б.Е. суду пояснила, что с 15 декабря 2008г. она работает в <данные изъяты> инженером по охране труда промсанитарии и экологии. В ее обязанности входит разработка инструкций по охране труда, обеспечение соблюдения экологического законодательства, подготовка отчетов и т.д. Когда она устроилась на работу, то начальник комплекса полигонов М.Г. сказала, что необходимо будет заниматься оформлением документов на получение лицензии на деятельность по размещению опасных отходов, чем ранее занималась она. О том, что лицензия на деятельность по размещению отходов <данные изъяты> необходима, все знали, уже были составлены материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, которые Роспотребнадзором были рассмотрены и по ним были даны отрицательные заключения. В дальнейшем ими предпринимались действия по устранению выявленных Роспотребнадзором нарушений, и в 2009г. второй раз составлялись материалы обоснования, по которым так же было выдано отрицательное заключение. Основной проблемой для выдачи положительного заключения было отсутствие нового полигона. Действующий полигон, на котором размещаются твердые бытовые отходы уже отработал свое время. Вопрос о выделении земли под новый полигон решался с Управлением лесного фонда, однако последними в выделении земли было отказано, так как это противоречит Лесному Кодексу РФ. На полигоне твердых бытовых отходов размещаются отходы 4-5 класса опасности. В настоящее время лицензированию подлежит 4 класс опасности, ранее до июля 2009г. лицензированию подлежала деятельность, связанная с размещением опасных отходов. Предприятием на переработку принимались отходы 4 класса опасности. Свидетель Б.С. суду пояснила, что с 1997г. работает в <данные изъяты>. В ее обязанности входит контрольные мероприятия по соблюдению лесного законодательства. В соответствии с действующим законодательством вопрос о предоставлении лесного участка в защитных лесах под полигон не мог быть решен положительно. По этой причине <данные изъяты> было предложено рассмотреть варианты размещения участка за пределами зеленой зоны на землях другой категории. Данный вариант <данные изъяты> рассматривали, однако в связи с отдаленностью указанной категории лесов около 25 км от города, запрос о предоставлении таких участков под полигон, не направляли. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля С. суду показал, что с 2004 года он работает в Комитете земельных и имущественных отношений в настоящее время заместителем председателя. Комитетом земельных и имущественных отношений, как самостоятельным юридическим лицом, созданным для управления муниципальным имуществом, для организации деятельности в области обращения с отходами, было учреждено <данные изъяты> и <данные изъяты>. <данные изъяты> было создано для организации переработки твердых бытовых отходов, директором которого, был назначен Ильин В.С.. Согласно должностным обязанностям, директор осуществляет руководство оперативной работой предприятия в соответствии с основными направлениями деятельности. Комитет не вмешивается в хозяйственную деятельность предприятия, он только контролирует получение прибыли. Все вопросы, связанные с деятельностью предприятия решались его руководителем. С какого времени <данные изъяты> велась работа, связанная с оформлением документов для получения лицензии, и в связи с чем данная лицензия не получена до октября 2009г., он не знает. Деятельность по переработке отходов относится к социально значимым вопросам, в целях поддержания экологической и санитарной обстановки Нерюнгринского района <данные изъяты> осуществляло указанную деятельность без лицензии и остановить работу не могло, так как <данные изъяты> единственное в городе предприятие, занимающиеся переработкой отходов и владеющее полигоном, предназначенным для этих целей. Со стороны Комитета и со стороны Муниципального образования «Нерюнгринский район» писем в адрес <данные изъяты> о разрешении выполнения деятельности без лицензии никогда не направлялись, и направляться не могли.Ильиным В.С. направлялись запросы по выделению земельного участка для организации полигонов твердых и бытовых отходов, а также на выделение денежных средств для модернизации полигонов, сжигания бытовых отходов для приобретения бульдозерной техники. Свидетель К.И. суду пояснила, что с 11 октября 2007г. она работает юрисконсультом <данные изъяты>, которое осуществляет деятельность по размещению и захоронению твердых бытовых и промышленно-строительных отходов. С момента образования <данные изъяты> директором был назначен Ильин В.С. В начале работы она о том, что предприятию необходимо получить лицензию на размещение отходов, не знала. Сам Ильин В.С. об этом не говорил, и ей поручений на счет оформления соответствующих документов не давал. На полигон принимались не опасные отходы 1-4 класса. В конце 2007г. заключались договора на переработку твердых бытовых отходов. При заключении договоров некоторые предприятия, указали о необходимости предоставления лицензии на размещение отходов. В марте 2008г. начальником комплекса полигонов была принята М.Г., которая сразу же сказала о необходимости получения лицензии. В дальнейшем по данным вопросам с Ильиным В.С. общалась именно она. Свидетель Д.Г. суду показала, что является председателем <данные изъяты>, созданного для управления и эксплуатации жилыми домами. С 01.01.2008 г. между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен договор на оказание услуг по переработке смешанных отходов. В дальнейшем <данные изъяты> составляет акты выполненных работ, выставляет счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. <данные изъяты> является единственным предприятием в городе, занимающимся переработкой твердых бытовых отходов. Свидетель К.Г. суду показала, что является директором <данные изъяты>, которое занимается управлением и эксплуатацией жилыми домами и, следовательно, в обязанности предприятия входит вывоз отходов от жизнедеятельности населения. Единственным в городе предприятием, занимающимся переработкой отходов, является <данные изъяты> В связи с этим, между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключены договоры на оказание услуг по переработке смешанных отходов. Класс отходов в договоре не указывался. По оказанию услуг составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата <данные изъяты>. Ежемесячная оплата по выполненным работам составляла примерно <данные изъяты>. О том, что <данные изъяты> обязано иметь лицензию на занятие данным видом деятельности, она не знала. Свидетель П. суду показала, что является директором <данные изъяты>. С октября 2007г. между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключены договоры на переработку смешанных отходов. По оказанию услуг по переработке отходов <данные изъяты> составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. Класс отходов в договоре никогда не указывался. В 2009г. <данные изъяты> был получен паспорт на отходы, где было указано, что отходы от жизнедеятельности населения относятся к 4 классу опасности. О том, что данные отходы относятся именно к 4 классу, она знала и ранее из нормативных документов. Свидетель Г.М. суду показала, что с 2007г. является директором <данные изъяты>. В обязанности предприятия входит вывоз отходов от жилого фонда, который согласно паспорту относится к отходам 4 класса опасности, при этом указано, что опасность свойств не установлена. Ранее такого паспорта у предприятия не было. <данные изъяты> заключал договоры с <данные изъяты> на переработку смешанных отходов. По оказанию услуг по переработке отходов <данные изъяты> составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. Свидетель В.Т. суду показала, что является директором <данные изъяты>. В октябре 2007г. <данные изъяты> заключило с <данные изъяты> договор об оказании услуг по переработке смешанных отходов. На момент заключения договора представители <данные изъяты> поясняли, что лицензия на переработку отходов находится в стадии оформления. По оказанию услуг по переработке отходов <данные изъяты> составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. Паспорт на отходы <данные изъяты> получило только в 2010 году. Свидетель Г.Г. суду показала, что <данные изъяты> было создано в 2004г. для обслуживания одного дома по адресу: <адрес> с 01 июля 2009г. она является председателем правления <данные изъяты>. Между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен договор на оказание услуг по переработке смешанных отходов. По оказанию услуг по переработке отходов <данные изъяты> составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. В договоре 2009 года класс отходов не указан, паспорта у <данные изъяты> на отходы нет. Свидетель В.С. суду пояснил, что работает в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Нерюнгринском районе. В его обязанности входит участие в проведении мероприятий по контролю в рамках санитарного надзора и надзора в целях защиты прав потребителей по разделу коммунальной гигиены. Согласно Федеральному закону о лицензировании отдельных видов деятельности, Федеральному закону об отходах производства и потребления деятельность по сбору, размещению транспортировке, использованию, обезвреживанию отходов 1-4 класса опасности полежит лицензированию. Изменения, касающиеся определения 1-4 класса опасности, были внесены в законодательство с июля 2009г. До этого времени лицензированию подлежала вся деятельность, связанная с опасными отходами. На территории Нерюнгринского района есть предприятия осуществляющие транспортировку и размещение отходов <данные изъяты>, <данные изъяты>. Данные предприятия не имели до августа 2009г. соответствующих лицензий на деятельность, связанную с опасными отходами. В начале 2008г. <данные изъяты> Ильин В.С. приходил к нему за консультацией по поводу приведения полигона в соответствии с санитарными правилами. Управление Роспортебнадзора лицензированием данной деятельности не занимается, однако в Ростехнадзор, занимающийся выдачей такого рода лицензий и осуществляющий в дальнейшем контроль за соблюдением лицензионных требований, при получении лицензии предоставляются в обязательном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объектов используемых при осуществлении деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности (ранее с опасными отходами). В связи с этим документы, собираемые соискателем лицензии, изначально предоставляются в Роспотребнадзор. Заявка на получение заключения проверяется в течение 2 месяцев. В 2008г. <данные изъяты> были предоставлены необходимые документы для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения. На основании данных документов, с учетом того, что проектная мощность полигона твердых бытовых отходов была превышена, а так же имели место нарушения при эксплуатации полигона, было выдано отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение. В дальнейшем <данные изъяты> устраняло выявленные нарушения и предоставляло документы для выдачи заключения. Вопрос о выделении нового участка под полигон решен не был, однако для получения положительного санитарно -эпидемиологического заключения необходима обоснованная доказанность отсутствия влияния старого полигона на окружающую среду, то есть устранение ряда нарушений при использовании и проведения лабораторно-инструментальных исследований. В городе существует только один полигон, предназначенный для захоронения отходов. Поэтому в случае остановки его деятельности город был бы завален мусором. Свидетель Б.О. суду пояснила, что является <данные изъяты> с 2007г. заключает договоры с <данные изъяты> с целью переработки смешанных отходов. При заключении договоров вопрос о наличии у <данные изъяты> лицензии ставился. Однако, несмотря на отсутствие лицензии, договоры были заключены, так как <данные изъяты> является единственным предприятием, размещающим отходы. По оказанию услуг по переработке отходов <данные изъяты> составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. Свидетель К.Л. суду показала, что является <данные изъяты>, созданного для управления и эксплуатации жилым фондом. У <данные изъяты> заключены договоры с <данные изъяты> на переработку смешанных отходов. По оказанию услуг по переработке отходов <данные изъяты> составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. О том, что деятельность по переработке отходов подлежит лицензированию, она узнала только в 2009г. и в это же время от ее предприятия стали требовать наличие паспорта на отходы. Первоначально в договорах, заключенных с <данные изъяты> класс отходов не указывался. Свидетель Г.В. суду пояснил, что в 2008г. учредил <данные изъяты>, которое с 2009г. начало заниматься управлением и эксплуатацией жилого фонда <адрес>. В 2009г. между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен договор на переработку смешанных отходов. По оказанию услуг по переработке отходов <данные изъяты> составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. О необходимости наличия у <данные изъяты> лицензии он узнал в июле 2009г., тогда же стали требовать и наличие паспортов на отходы. Данный паспорт был получен им в 2010г. В данном паспорте было указано, что отходы относятся к 4 классу опасности. Свидетель М.П. суду показала, что с 2008г. является <данные изъяты> которое занимается управлением и эксплуатацией жилого фонда <адрес>. Между <данные изъяты> заключен договор на переработку смешанных отходов. По оказанию услуг по переработке отходов <данные изъяты> составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. Твердо бытовые отходы с 1998 года относятся к 4 классу опасности, однако об этом она узнала только в 2009г., в связи с этим о том, что деятельности по переработке данных отходов подлежит лицензированию, она ранее не знала. Из оглашенных с согласия сторон, в порядке ст.281 УПК РФ, показаний свидетеля Ч. следует, что он является директором <данные изъяты> которые осуществляют функции управляющих компании жилыми домами. С 2007г. у <данные изъяты> заключены договоры с <данные изъяты> на переработку смешанных отходов. По оказанию услуг по переработке отходов <данные изъяты> составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. Из оглашенных с согласия сторон, в порядке ст.281 УПК РФпоказаний свидетеля Ш. следует, что она является директором <данные изъяты> с 2007г. С <данные изъяты> был заключен договор на оказание услуг по переработке отходов на полигоне. От имени <данные изъяты> договор подписывал Ильин В.С.. При заключении договора вопрос о наличии у <данные изъяты> лицензии ставился и лично Ильин В.С. пояснял, что его предприятию такая лицензия не нужна. По оказанию услуг по переработке отходов <данные изъяты> составляют акты выполненных работ, выставляют счета фактуры, в соответствии с которыми <данные изъяты> производится оплата. Вина подсудимого Ильина В.С. в совершении инкриминируемого ему деяния, также подтверждается следующими материалами дела: - уставом <данные изъяты>, утвержденного распоряжением главы Муниципального образования «Нерюнгринский район» № от 18.06.2007г., согласно п. 2.1. которого, целью деятельности Предприятия является обеспечение предприятий, муниципальных и бюджетных организаций, хозяйственных обществ города и района в организации переработки твердых бытовых отходов, п.п.2.3, 2.3.1 определено, что видами деятельности, перечень которых определяется законом, Предприятие может заниматься, только на основании специального разрешения (лицензии), при этом право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензий, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок. - свидетельством о постановке на учет российской организации <данные изъяты> в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, свидетельством о государственной регистрации данного юридического лица и свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ. - сведениями, предоставленными по запросу из Ленского управления Ростехнадзора, согласно которым на 07.10.09г. <данные изъяты> с заявлением о предоставлении лицензии по сбору, размещению отходов 1-4 класса опасности не обращалось, как и не обращалось ранее с заявлением о предоставлении лицензии по сбору и размещению опасных отходов. -копиями писем Ленского управления Ростехнадзора о необходимости лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, направленных в адрес глав местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов. - копиями писем с <данные изъяты> за подписью Ильина В.С. в адрес главы муниципального образования «Нерюнгринский район», председателя комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, касающихся получения лицензии, в том числе выделения земельного участка под полигон, и копиями ответов на данные письма. - протоколом осмотра места происшествия- полигона твердых бытовых отходов расположенного в районе <адрес>, в ходе проведения которого установлено, что отходы размещаемые на полигоне не сортированы. - протоколом выемки документов в <данные изъяты>, в ходе проведения которой были изъяты бухгалтерские документы: договоры, счета фактуры и акты выполненных работ. В ходе осмотра изъятых документов установлено наличие договоров на оказание услуг по переработке отходов на полигоне, заключенных между <данные изъяты> и организациями, осуществляющими управление и эксплуатацию жилым фондом Нерюнгринского района: № от 01 октября 2007г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007 г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007 г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007 г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007 г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007 г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007 г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007 г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007 г. с <данные изъяты>. Изъятые документы осмотрены, признаны вещественными доказательствами и приобщены к материалам уголовного дела. - протоколами осмотра документов:копий договоров заключенных с <данные изъяты> по оказание услуг по переработке отходов на полигоне, предоставленных по запросам с организаций: № от 01 января 2008 г. с <данные изъяты>; № от 01 января 2009 г. с <данные изъяты>; № от 01 октября 2007 г. с <данные изъяты>; № от 01 января 2008 г. с <данные изъяты>; № от 01 января 2009 г. с <данные изъяты>; № от 01 января 2009 г. с <данные изъяты>. Указанные документы признаны иными документами и приобщены к материалам уголовного дела. - протоколами осмотра документов: копий паспортов отходов на отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) имеющие четвертый класс опасности для окружающей природной среды, предоставленных по запросам <данные изъяты>. Указанные документы признаны иными документами и приобщены к материалам уголовного дела. - заключением эксперта № от 11.01.10г.,согласно которому полученный доход <данные изъяты> от реализации услуг по переработке ТБО за период с 3.10.2007г. по 10.05.2009г. по предприятиям составляет <данные изъяты> без учета НДС в том числе: -сведениями, предоставленными по запросу из Ленского управления Ростехнадзора, о предприятиях имеющих лицензию и осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и отходов 1-4 класса опасности на территории РС(Я) задействованных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, согласно которым <данные изъяты> среди указанных предприятий не значится. -предоставленными по запросу с <данные изъяты> копиями документов: - распоряжением главы Муниципального образования «Нерюнгринский район» № от 18.06.2007 г. о создании в целях удовлетворения социальных потребностей в части переработки бытовых и промышленных отходов <данные изъяты> и назначении директором предприятия Ильина В.С. - приказом № от 03.10.2007 г. <данные изъяты> о принятии на работу директором Ильина В.С. - распоряжением главы Муниципального образования «Нерюнгринский район» № от 08.05.2009 г. о предоставлении Ильину В.С. с 10 мая 2009г. отпуска с последующим увольнением. Анализ вышеприведенных доказательств позволяет суду сделать вывод о виновности Ильина В.С. в совершении преступления, а доводы подсудимого и его защитника о том, что в деянии отсутствует состав преступления, поскольку Ильин В.С. действовал в условиях крайней необходимости, являются несостоятельными. К данному выводу суд пришел на основании совокупности исследованных доказательств. Так, <данные изъяты> является юридическим лицом, что подтверждается соответствующим свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, согласно которому <данные изъяты> зарегистрировано в Инспекции Федеральной налоговой службы по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) 19 июля 2007г.. Также данный факт подтверждается Уставом <данные изъяты>, утвержденным распоряжением Муниципального образования «Нерюнгринский район» 18 июня 2007г., в соответствии с которым целью деятельности предприятия является обеспечение предприятий, муниципальных и бюджетных организаций, хозяйственных обществ города и района в организации переработки твердых бытовых отходов, виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются только после получения лицензии, руководство деятельностью предприятия осуществляется высшим должностным лицом - директором предприятия. Учредителем данного предприятия является Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района. Статус Ильина В.С. как руководителя юридического лица, то есть директора <данные изъяты> подтверждается распоряжением главы МО «Нерюнгринский район» № от 18.06.2007г. и приказом № от 03.10.2007г. <данные изъяты>. Обязанности директора данного предприятия Ильин В.С. исполнял до 10 мая 2009г., когда распоряжением главы МО «Нерюнгринский район» ему был предоставлен отпуск с последующим увольнением. Согласно Уставу <данные изъяты> Ильин В.С., как директор предприятия был вправе без доверенности представлять интересы предприятия, совершать в установленном порядке сделки от имени предприятия, осуществлять руководство оперативной работой в соответствии с основными направлениями деятельности, совершать другие юридические и фактические действия, необходимые для достижения целей предприятия. В силу ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ с последующими изменениями «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, выданное лицензирующим органом юридическому лицу. Таким образом, действующим в Российской Федерации законодательством, для юридических лиц установлено обязательное лицензирование отдельных видов деятельности. Такое же положение содержится и в уставе <данные изъяты>. В судебном заседании достоверно установлено, что <данные изъяты> за получением лицензии в период времени с 03 октября 2007г. по 10 мая 2009г. в лицензирующий орган не обращалось, о чем свидетельствуют как показания самого подсудимого Ильина В.С., пояснившего, что он не подавал заявки на получение лицензии, так как не был собран пакет необходимых для этого документов, так и информация Ленского управления Ростехнадзора, согласно которой <данные изъяты> отсутствует в списке предприятий имеющих лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и отходов 1-4 класса опасности. Также согласно информации лицензирующего органа <данные изъяты> за получением данной лицензии не обращалось. Вместе с тем, не получив лицензию, <данные изъяты> осуществляло деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения, а именно, занималось размещением опасных отходов. Лицензирование такого вида деятельности предусмотрено п.п.74 п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ с последующими изменениями «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вывод суда об осуществлении <данные изъяты> деятельности, связанной с переработкой опасных отходов, основан на анализе действующего законодательства в совокупности с представленными стороной обвинения доказательствами. Согласно вышеприведенному федеральному закону до внесения в него изменений от 30.12.2008г., лицензированию подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Согласно новой редакции данного закона, с 01 июля 2009г. лицензированию подлежит вышеуказанная деятельность, связанная с отходами 1-4 класса опасности (деятельность по размещению отходов 5 класса лицензированию не подлежит). Согласно Уставу предприятия, целью деятельности <данные изъяты> является переработка твердых бытовых отходов (ТБО), то есть отходов жизнедеятельности населения. В зависимости от «крупности», ТБО подразделяются на несколько кодов Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ № 786 от 02.12.2002г. (в редакции Приказа МПР РФ от 30.07.2003г. № 663): 91100100 01 00 4 - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); 91100200 01 00 5 - отходы из жилищ крупногабаритные. Тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Одиннадцатая и двенадцатая цифры данного кода используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций, при этом кодировка данных цифр цифрами 99 - означает, что опасные свойства отсутствуют. Последняя цифра в коде обозначает класс опасности для окружающей среды. Исходя из одиннадцатой и двенадцатой цифр кода отходов из жилищ несортированных, данный вид отходов относится к опасным отходам. Следовательно, на размещение этого вида отходов требуется лицензия. Аналогичные выводы содержатся и в информации, предоставленной Ленским управлением Ростехнадзора, из которой также следует, что отходы жилищ несортированные относятся к опасным отходам и, следовательно, деятельность по их размещению подлежит лицензированию. Исходя из того, что данная классификация отходов действует с 2002 года, каталог отходов был опубликован в средствах массовой информации, а именно в <данные изъяты>, а также текст данного документа содержится в сети Интернет, суд считает не достоверными показания Ильина В.С. в части того, что он не знал о том, что твердые бытовые отходы относятся к опасным отходам и что деятельность по их переработке подлежит лицензированию. Из показаний свидетеля М.Г. следует, что как только она приступила к своим должностным обязанностям в <данные изъяты> в марте 2008г. ею сразу же был поставлен вопрос о необходимости получения лицензии. Показания данного свидетеля полностью согласуются и с показаниями свидетелей К.И., подтвердившей, что вопросами получения лицензии стала заниматься именно М.Г., и с показаниями свидетеля Б.Е., из которых следует, что при приеме на работу ее сразу поставили в известность, что необходимо подготовить ряд документов, необходимых для получения лицензии. О том, что <данные изъяты> занималось вопросом получения лицензии на переработку отходов следует и из показаний свидетеля Б.С., показавшей, что Ильин В.С. обращался в Нерюнгринское лесничество по вопросу выделения участка под новый полигон, а также показаний свидетеля В.С., согласно которым еще в начале 2008г. Ильин В.С. также обращался к нему за консультацией по вопросу получения санитарно-эпидемиологического заключения, необходимого для получения лицензии. Исходя из вышеприведенных доказательств следует, что Ильин В.С. знал о необходимости лицензирования деятельности <данные изъяты>, поскольку с самого начала своей работы на данном предприятии стал предпринимать действия по получению соответствующей лицензии, обращаясь в администрацию района и Нерюнгринское лесничество по вопросу предоставления земельного участка под новый полигон, что подтверждается копиями писем Ильина В.С., представленными стороной защиты, а также в Роспотребнадзор по вопросу получения санитарно-эпидемиологического заключения, прошел обучение по работе с опасными отходами, что подтвердили свидетели Б.Е. и М.Г.. Вместе с тем, из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что Ильин В.С., являясь руководителем <данные изъяты> с 03.10.2007г. по 10.05.2009г. осуществлял руководство деятельностью предприятия по переработке опасных отходов не имея соответствующей лицензии. Так, согласно протоколу осмотра места происшествия, был осмотрен городской полигон твердых бытовых отходов, расположенный в <адрес>, где установлено наличие на полигоне твердых бытовых отходов. Из показаний свидетелей Б.О., Ч., Г.М., Ш., В.Т., Г.Г., П., К.Г., Д.Г., К.Л. Г.В. и М.П. следует, что между ними, как руководителями управляющих компаний, занимающихся обслуживанием жилищного фонда <адрес> и <адрес> с одной стороны и <данные изъяты> с другой стороны в период времени с 2007 года по 2009г. заключались договоры на переработку твердых бытовых отходов от населения. Оплата по данным договорам производилась по факту выполненных работ путем перечисления денежных средств на расчетный счет <данные изъяты>. Приведенные доказательства полностью согласуются с договорами на оказание услуг по переработке отходов на полигоне, заключенными между <данные изъяты> и <данные изъяты>. Как следует из протоколов выемки в <данные изъяты>, были изъяты бухгалтерские документы: договора, счета фактуры и акты выполненных работ, подтверждающие факты оказания возмездных услуг <данные изъяты> по переработке твердых бытовых отходов в период времени с 03.10.2007г. по 10.05.2009г. Согласно заключению эксперта № от 11.01.2010г. полученный <данные изъяты> доход от реализации услуг по переработке твердых бытовых отходов за период времени с 03 октября 2007г. по 10 мая 2009г. по указанным предприятиям составляет <данные изъяты> без учета НДС. По смыслу закона под доходом, извлеченным от незаконной предпринимательской деятельности, следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления данной деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. С учетом изложенного, суд установил, что <данные изъяты> под руководством Ильина В.С. осуществляло деятельность по переработке опасных отходов без соответствующей лицензии. Ильин В.С., отрицая свою виновность в совершении преступления, ссылался на то, что действовал в условиях крайней необходимости, поскольку получение соответствующей лицензии занимает достаточно длительный период времени, а приостановление деятельности предприятия грозило бы городу эпидемиологической катастрофой. Из показаний свидетелей Г.М., Ш., В.Т., Г.Г., П., К.Г., Д.Г., К.Л. Г.В. и М.П. - руководителей управляющих компаний, а также С. и В.С. действительно следует, что <данные изъяты> является единственным в городе Нерюнгри предприятием, занимающимся переработкой твердых бытовых отходов. По мнению данных свидетелей остановка данного предприятии грозила бы городу обострением санитарно-эпидемиологической обстановки. По смыслу закона, опасность, устраняемая в рамках крайней необходимости, должна быть непосредственной, т.е. создающей такие условия, при которых немедленное неустранение этой опасности приведет к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, общества или государства. Поэтому условия крайней необходимости отсутствует, если опасность является только возможной, вероятной. Оценивая показания данных свидетелей, суд исходит из того, что руководители управляющих компаний, а также представитель комитета земельных имущественных отношений Нерюнгринского района С. не обладают специальными познаниями в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и их доводы о вероятной эпидемиологической катастрофе в городе в случае остановки деятельности <данные изъяты> являются субъективным мнением и не основаны на научных знаниях. Показания свидетеля В.С. в этой части суд также не может принять в качестве обстоятельств, свидетельствующих о действии Ильина В.С. в условиях крайней необходимости, так как данный свидетель показал, что остановка предприятия грозила бы тем, что вокруг города появились бы несанкционированные свалки и город был бы завален мусором. Таким образом, вышеперечисленные доказательства, говорят о вероятном характере опасности, которая может привести к причинению вреда охраняемым законом интересам населения <адрес>, в связи с чем условия крайней необходимости в данном случае отсутствуют. Кроме того, учитывая, что предприятие оказывало услуги по переработке отходов более полутора лет, суд считает, что подсудимый имел достаточное время и реальную возможность получить лицензию на осуществление указанной деятельности. Давая правовую оценку действиям подсудимого, суд исходит из установленных приведенными выше доказательствами обстоятельств дела, согласно которым Ильин В.С., являясь директором <данные изъяты>, - целью деятельности которого является обеспечение предприятий, муниципальных и бюджетных организаций, хозяйственных обществ города и района в организации переработки твердых бытовых отходов, заведомо зная, что Предприятие может заниматься данным видом деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), при этом право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензий, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок, осуществлял деятельность без таковой лицензии. В результате незаконной предпринимательской деятельности Ильиным В.С., в период времени с 03.10.2007г. по 10.05.2009г. был извлечен доход в сумме <данные изъяты>. Органами предварительного следствия действия подсудимого Ильина В.С. квалифицированы по ст.171 УК РФ и примечание к ст.169 УК РФ, изменил обвинение в сторону смягчения, переквалифицировав действия Ильина В.С. на ч.1 ст. 171 УК РФ, как осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Такое изменение квалификации деяния государственным обвинителем является обязательным для суда, поскольку иное толкование препятствовало бы независимому и беспристрастному осуществлению правосудия, как того требует ст.ст. 118 и 120 Конституции РФ. Кроме того, совершение именно этого преступления доказано в ходе судебного следствия, поскольку согласно заключению эксперта доход полученный Ильиным В.С. составляет <данные изъяты>, что в соответствии с примечанием к ст.169 УК РФ относится к крупному доходу. При таких обстоятельствах суд считает, что действия подсудимого Ильина В.С. подлежат квалификации по ч.1 ст.171 УК РФ, как осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Назначая наказание, суд учитывает характер совершенного преступления, личность виновного, наличие смягчающих наказание обстоятельств. Согласно ст.15 УК РФ, преступление, совершенное Ильиным В.С. относится к категории преступлений небольшой тяжести. В соответствии с ч.2 ст.61 УК РФ суд в качестве смягчающего наказания обстоятельства признает то, что Ильин В.С. совершил преступление впервые. Обстоятельств отягчающих наказание подсудимому Ильину В.С. судом не установлено. Подсудимый Ильин В.С. по материалам уголовного дела характеризуется положительно, к административной ответственности не привлекался, на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах не состоял. Согласно производственной характеристики с <данные изъяты>, за период работы Ильина В.С. в должности директора предприятия жалоб от потребителей услуг захоронения отводов на полигонах в районную администрацию не поступало. По бывшему месту работы в должности директора характеризуется положительно, поскольку, им предпринимались все необходимые меры для создания условий, способствующих беспрерывному производству предприятия. Учитывая отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, тяжесть совершенного преступления, а также, что подсудимым впервые совершено преступление, суд считает возможным, назначить наказание в виде штрафа. Указанные обстоятельства суд учитывает и при определении размера штрафа, принимая также во внимание, что в настоящее время Ильин В.С. нигде не работает. На основании изложенного и руководствуясь ст.307,308 и 309 УПК РФ, суд П Р И Г О В О Р И Л: Ильина В.С. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ и назначить ему наказание в штрафа в размере <данные изъяты>. Меру пресечения Ильину В.С., подписку о невыезде и надлежащем поведении, до вступления приговора в законную силу оставить без изменения. Вещественные доказательства: документы изъятые в <данные изъяты>: договора, счета фактуры, акты выполненных работ, указанные в постановлении от 15 августа 2009 года (том 1, л.д.230-236) - хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств СО СЧ по РОПД при МВД по РС(Я) <адрес>, по вступлению приговора в законную силу - хранить при уголовном деле. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора, и в тот же срок со дня вручения ему копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающей его интересы, о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника. Судья Нерюнгринского городского суда Е.Г.Терешкина