О неисполнения решения суда



2-1991-2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2010 года

         Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Боргеевой Н.А., с участием истца Гергелюк А.Г., его представителя Камошина А.Т., при секретаре Хабировой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гергелюк А.Г. к ГУ - УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) о неисполнении решения суда,

У С Т А Н О В И Л :

Гергелюк А.Г. обратился в суд с иском ГУ - УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) о неисполнении решения суда, указывая, что Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) своими решениями от 25 апреля 2003 года и от 14 сентября 2004 года обязал УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) при исчислении пенсии применять отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не ниже 1,7, а также при определении базовой части трудовой пенсии указанных лиц, применять районный коэффициент 1,7, установленный в г. Нерюнгри. ГУ УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) сделать перерасчет недовыплаченных сумм пенсий для работавших на 01 августа 2001 года - пенсию пересчитывать 01 января 2002 года. Перерасчет базовой части пенсии производить с 01 января 2004 года. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РС (Якутия) Определениями от 21 июля 2003 года и от 13 октября 2004 года решения Нерюнгринского городского суда от 25 апреля 2003 года и от 14 сентября 2004 года оставлены без изменения, вступили в законную силу. До 01 апреля 2006 года ГУ УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) выполняло решения Нерюнгринского городского суда от 25 апреля 2003 года и от 14 сентября 2004 года. С 01 апреля 2006 года и до настоящего времени ответчик не исполняет решения Нерюнгринского городского суда. Считает действия ГУ УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) неправомерными, в связи с тем, что не исполняется п.1 ст.6 Федерального Конституционного закона о судебной системе РФ, не исполняется ст.13 ГПК РФ, имеет место нарушение п.1 ст.6 Конвенции о защите прав и основных свобод в отношении истца. Также имеет место нарушение ст. 1 протокола 1 к Конвенции о защите прав и основных свобод. Просит суд обязать ГУ УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) исполнять решения Нерюнгринского городского суда от 25 апреля 2003 года и от 14 сентября 2004 года, обязать ответчика сделать перерасчет и выплату недовыплаченных сумм пенсий - страховой и базовой частей пенсий с 01 апреля 2006 года. Руководствуясь ФЗ № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года с учетом практики Европейского суда по правам человека присудить компенсацию за неисполнение решений Нерюнгринского городского суда в размере 5 000 Евро в Российских рублях по курсу, который будет установлен на день выплаты.

В судебном заседании истец Гергелюк А.Г., исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что решения Нерюнгринского городского суда от 25 апреля 2003 года и от 14 сентября 2004 года были вынесены в их пользу о выплате коэффициента 1,7, коллегия Верховного суда оставила в силе решение, решение вступило в законную силу. Свои требования считает законными. Просит суд удовлетворить иск.

          Представитель истца Камошин А.Т. поддержал исковые требования своего доверителя в полном объеме и пояснил, что исходя из возражений ответчика, им не были суду представлены доказательства, которые могли опровергнуть требования Гергелюк А.Г., они ссылаются на Постановление Пленума Верховного суда от 20.12.2005г , это является ложью, данный Пленум рассматривал "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". А истцы обратились на основании федерального закона №68-ФЗ от 30.04.2010г., который вступил в силу 05.05.2010г. "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Ответчик утверждает, что решение суда выполнено, и истцы не отрицают этого. Закон №68-ФЗ был разработан и принят на основании постановления Европейского суда, Европейский суд завален жалобами на неисполнение решений суда. Пунктом 2 ст.2 федерального законно №68-ФЗ законодатель устанавливает, что размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека. Нерюнгринский суд обязал применять районный коэффициент 1,7 к базовой и страховой частям пенсии, до апреля 2006 года ответчик добросовестно исполнял решения суда. Никаких изменений в ГПК РФ, Федеральный Конституционный закон " О судебной системе", где указано, что решения суда, вступившие в законную силу обязательны к исполнению, изменений не было. И в пенсионном законодательстве изменений не было, вдруг он прекратил исполнять решения суда. Пенсионеры обратились в прокуратуру, по данному факту прокуратура провела расследование и вынесла представление, что согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пенсионный фонд находится на территории РФ, он обязан выполнять и ГПК РФ, закон "О судебной системе" и Европейскую конвенцию. Далее прокуратура отметила, если имеются решения суда о применении к пенсии коэффициента 1,7, то пенсия должна начисляться с коэффициентом, пока это решение нем отменено. Прошу приобщить данное представление. Если ответчик представит постановление Президиума Верховного суда об отмене решения, но таких постановлений нет. Пенсионный фонд пытался подать заявления о восстановлении пропущенного срока, им отказали. Нерюнгринские пенсионеры обращались в Европейский суд, Европейский суд удовлетворил жалобы и обязал РФ возместить моральный ущерб. В постановлении "Бурдов против России" сказано, жалоба о неисполнении решения суда Европейский суд не принимает, необходимо на основании закона №68-ФЗ пройти инстанции в РФ. Европейский суд при рассмотрении жалобы на неисполнение решения суда указывает, что нарушены статьи Европейской Конвенции. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ответчик устроил самосуд, сам отменил решения судов, вступившие в законную силу, это подтвердила прокуратура г. Нерюнгри. Расчеты предоставлены, сделаны на основании определения Европейского суда, так как законодатель установил, что при рассмотрении заявления необходимо применять практику Европейского суда. Просит суд, руководствуясь Конституцией РФ, ГПК РФ, ФКЗ "О судебной системе" и федеральным законом №68-ФЗ иск удовлетворить.

Представитель ГУ - УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) Шкирай А.А. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствии. Согласно ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие, поэтому суд считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие представителя ответчика.

Из представленных письменных возражений ответчика следует, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) не согласно с доводами, изложенными истцом в исковом заявлении, и считает, что требования истца удовлетворению не подлежат. Отстаивая свою позицию, ГУ - УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) РС (Я) указывает, что оно в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, в том числе, Конституцией Российской Федерации, нормами Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Положением о Пенсионном Фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. , решениями правления ПФР и ГУ Отделения ПФР по РС(Я). В соответствии со ст.7 Конституции РФ Россия является социальным государством. В России устанавливаются государственные пенсии. В соответствии со ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом. Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановлением от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» подтвердил правомерность действий Управления по применению постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 04.09.1964 /П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», которым был установлен районный коэффициент к пенсиям в размере 1,4, в том числе и по г. Нерюнгри, который и подлежит применению. Разъяснения содержащиеся в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. , неоспоримо доказывают о наличии судебной ошибки, допущенной при вынесении решений Нерюнгринского городского суда удовлетворяющих требования пенсионеров. Судами допускалась ошибка в применении и толковании норм материального права. 17 декабря 2001г. принят федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, которым установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим законом. В соответствии с п.1 ст.17 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. На основании ст. 17 индексации подлежат базовая и страховая части трудовой пенсии, установленные на основании Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г., размер пенсии необходимо определять заново с учетом нормативно правовых актов, действующих на день установления размера пенсии. Утверждения истца на невыполнения Постановлений Правительства РФ от 24 марта 2006 года , от 28 июля 2006 года и от 27 марта 2007 года , а также Федерального закона № 223-ФЗ от 24 сентября 2007 года, не соответствует действительности. Решением Нерюнгринского городского суда от 05 июня 2008 года, Гергелюк А.Г. отказано в удовлетворении исковых требований на неправомерные действия в части не проведения индексации пенсии. В соответствии с п. 2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренным делам, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Так как исчисленный размер пенсии Гергелюк А.Г. не достигал размера пенсии, исчисленного с районным коэффициентом 1,7 на основании решений Нерюнгринского городского суда от 25 апреля 2003 года и от 14 сентября 2004 года, пенсия истцам выплачивалась в сохраненном размере. С 01 апреля 2006 года пенсионерам, которым пенсия ранее была рассчитана по решению суда с применением районного коэффициента 1,7 сохранен размер трудовой пенсии, исчисленный с применением районного коэффициента 1,7 в фиксированном значении до достижения размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента 1,4, так как размер пенсии, рассчитанный по Закону от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ с применением районного коэффициента 1,4 после индексации и перерасчета, не достигает фиксированного размера пенсии с районным коэффициентом 1,7. Данные меры приняты во избижание снижения ранее достигнутого уровня пенсионного обеспечения. Действия Управления по проведению индексации оговорены Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 18 апреля 2007 года п. Что касается выплаты компенсации за неисполнение решения суда в размере <данные изъяты> евро. Данное требование не подлежит удовлетворению, так как решения исполнены в полном объеме. Просит в удовлетворении иска истцу отказать в полном объёме.

Суд, выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Истец полагает, что ГУ - УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) не исполняет решения суда Якутия) от 25 апреля 2003 года и от 14 сентября 2004 года которыми суд обязал УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) при исчислении пенсии применять отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не ниже 1,7, а также при определении базовой части трудовой пенсии указанных лиц, применять районный коэффициент 1,7, установленный в г. Нерюнгри.

Суд не может согласиться с доводами стороны истца по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Право на пенсию является одним из видов права на социальное обеспечение. Закрепляя в законе основания назначения и выплаты государственных пенсий, законодатель вправе устанавливать конкретные механизмы их реализации, в том числе порядок исчисления пенсии.

Указанные механизмы реализации назначения и выплаты государственных пенсий определены в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в зависимости от размера районных коэффициентов. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В связи с чем, ГУ - УПФФ в Нерюнгринском улусе (районе) производились начисления, выплаты пенсий с учетом районного коэффициента. Решением Нерюнгринского городского суда от 05 июня 2008 года установлено, что пенсия истцу начислялась с районным коэффициентом 1,7. Данное решение суда для суда, рассматривающего настоящее дело, имеет преюдициальное значение, поэтому суд не вправе обсуждать вопрос о законности или незаконности вступившего в законную силу решения суда. Поэтому суд считает установленным факт исполнения решения суда о применении районного коэффициента 1,7 при начислении истцу пенсии. А потому утверждения истца о неисполнении решений суда от 25.04.2003 г. и от 14.09.2004г. не соответствуют действительности.

Кроме того, согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение (Южно-Якутский угольный комплекс) и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер с 1975 года по 1982 год (п.1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР) устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народно-хозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться по общему правилу: в размере не свыше 1,2 либо в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков) при наличии к тому оснований (п.2 ст.28, п.2 ст.30 ФЗ N 173-ФЗ), установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти).

Повышенный районный коэффициент в размере 1,7 был установлен в соответствии с постановлением Верховного Совета Якутской - Саха ССР от 28.06.1991 г. "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской - Саха ССР" и был принят законодательным органом субъекта РФ. Более того, источником финансирования дополнительных расходов в связи с применением повышенных районных коэффициентов на основании указанного постановления Верховного Совета Якутской - Саха ССР являлись средства местных бюджетов, а также собственные средства предприятий, объединений и организаций.

Согласно п.3 ст.9 ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" финансовые выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляются за счет бюджета Пенсионного фонда РФ, средства которого в силу ст.16 данного Закона являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно ст.71 Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

На основании ст.10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 г. размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 г. /П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственного обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера", которым был установлен районный коэффициент к пенсиям в размере 1,4, в том числе и по г.Нерюнгри, который и подлежит применению.

Таким образом, ответчик ГУ УПФ РФ в НР PC(Я), применяя при начислении трудовой пенсии истца коэффициент 1,4 и руководствуясь при этом Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 г., действовало правомерно, поскольку был принят федеральным органом, при этом какие-либо права и свободы заявителя нарушены не были.

Согласно ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) Своими действиями ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Нерюнгринском улусе (районе) не посягало на принадлежащие истцу нематериальные блага.

Каких-либо доказательств, причинения ответчиком истцу морального вреда, последним суду не представлены. Кроме того, размер компенсации морального вреда истцом рассчитан по курсу евро к рублю, но истцом суду не представлен официальный курс евро, установленный Центральным Банком России, и произведённые в соответствии с ним расчёты.

В п.21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2005 года указано, что, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, то суд, исходя из положений п.2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> евро в рублевом эквиваленте также не подлежат удовлетворению.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований истцу надлежит отказать в полном объёме.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

         В удовлетворении исковых требований Гергелюк А.Г. к ГУ - УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) о неисполнении решения суда отказать.

         Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья :