Об изменении формулировки увольнения и взыскании заработной платы



2-115-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нерюнгри 19 января 2011 года

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Боргеевой Н.А., с участием представителей истицы Жирковой Н.А. по доверенности, адвоката Стацюк Ю.С., представителя ответчика ИП Ширяева В.З. адвоката Стрибуль А.А., при секретаре Хабировой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбановой С.Ю. к ИП Ширяеву В.З. об изменении формулировки увольнения и взыскании заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Курбанова С.Ю. первоначально обратилась в суд с иском к ИП Ширяеву В.З. о признании отказа в увольнении по собственному желанию незаконным, взыскании заработной платы, указывая на то, что она была принята на работу ИП Ширяевым на должность бухгалтера с 01 января 2008 года. С 01 октября 2009 года по 31 октября 2009 г. Она использовала первую часть очередного отпуска. С 01 ноября 2009 года вышла на работу. Но Ширяев В.З. не произвел оплату отпускных ни перед уходом в отпуск, ни в дальнейшем. Кроме того, в октябре и ноябре 2009 года он не оплатил ей заработную плату. 03 декабря 2009 она написала заявление об увольнении по собственному желанию с 04 декабря 2009 года. С 05 декабря 2009 г. по 25 декабря 2009 г. она находилась на листке нетрудоспособности. 29 декабря 2009 года она попросила выдать копии трудового договора, приказа об увольнении по собственному желанию, сделать запись в трудовой книжке, произвести окончательный расчет, к заявлению приложила копию заявления об увольнении и листок нетрудоспособности. Но до настоящего времени Ширяев В.З. не ознакомил с приказом об увольнении, не произвел расчет, не выдал трудовую книжку.

В последствии, получив трудовую книжку и установив, что истица уволена по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, она изменила исковые требования и просила суд признать приказ от 04.12.2009г. о расторжении трудового договора по инициативе работодателя, за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконным, обязать издать приказ об увольнении по инициативе работника, произвести запись в трудовой книжке. (л.д.25-26).

05 октября 2010 года истица вновь изменила исковые требования и просила суд взыскать отпускные, заработную плату за ноябрь, декабрь 2009 г., заработную плату за время вынужденного прогула, пособие по временной нетрудоспособности, расходы и моральный вред. (л.д. 112-113).

В судебном заседании представители истицы Курбановой С.Ю. Жиркова Н.А. по доверенности, адвокат Стацюк Ю.С. исковые требования истицы поддержали и просили удовлетворить ее требования. Кроме того, представитель Стацюк Ю.С. пояснила, что Курбанова С.Ю. была принята на работу к ИП Ширяеву В.З. бухгалтером и уволена с работы бухгалтера. Заявление о приеме ее на работу продавцом она не писала. У Курбановой не было бухгалтерского образования, но она работала с банками, вела документацию. Поэтому необходимо сделать запись об увольнении по собственному желанию с должности бухгалтера, удовлетворить все требования истицы.

Представитель ответчика адвокат Стрибуль А.А. исковые требования истца не признал и пояснил, что Курбанова С.Ю. была принята на работу продавцом согласно трудовому договору от 01 января 2008 г., имеется ее заявление о принятии на работу продавцом. Это - ее основная работа. Она получала от Ширяева В.З. ювелирные изделия и реализовывала их. И она время от времени работала бухгалтером. Запись в трудовой книжке противоречит трудовому договору. Эту запись работодатель не вносил, в трудовой книжке нет подписи Ширяева В.З.. Трудовую книжку Курбанова С.Ю. Ширяеву В.З. не сдавала, у него вообще нет никакого документооборота. В период работы у Ширяева В.З. она обучалась на бухгалтера, считает, что, имея печать, она внесла запись в свою трудовую книжку. Работодатель согласен уволить Курбанову С.Ю. с работы по собственному желанию, но с должности продавца с 04 декабря 2009 года. Согласен выплатить ей заработную плату в размере <данные изъяты> за вынужденный прогул за задержку трудовой книжки и частично услуги адвоката в размере <данные изъяты>. В остальной части иск не признаёт. Листок нетрудоспособности Курбанова С.Ю. работодателю не представляла, поэтому не было выплачено и пособие. В остальной части просит в иске отказать.

В ходе судебного заседания по ходатайству представителя истицы адвоката Стацюк Ю.С. были оглашены показания допрошенного в судебном заседании от 04.10.2010 г. свидетеля О., которая давала показания о том, что она с 01 июня 2009 года работает у Ширяева В.З. продавцом и секретарем. Курбанова С.Ю. также работала в должности продавца, но иногда выполняла функции бухгалтера. При увольнении Курбанова С.Ю. принесла трудовую книжку и просила ее снять копию. На запись она внимания не обратила. Но тогда записи об увольнении не было. Работая продавцом, Курбанова С.Ю. увозила ювелирные изделия с магазина на выставку в <адрес> и там их продавала. Ювелирные изделия Курбановой С.Ю. выдавала она. По заработной плате Курбанова С.Ю. говорила ей, что она получает в месяц <данные изъяты>. Еще говорила, что получала проценты от выручки - от вырученной на выставках товара, а также ей оплачивались командировочные. Перед уходом в отпуск Ширяев В.З. выплатил ей деньги на поездку. За сентябрь она также заработную плату получила. По поводу листка нетрудоспособности свидетель пояснила, что Ширяев В.З. что-то по почте получал от Курбановой С.Ю., но при ней он конверт не вскрывал. После 05 декабря 2009 года Курбанова С.Ю. приходила на работу, приносила трудовую книжку, просила внести запись об увольнении, но Ширяев В.З. сказал, что пока не разберутся, куда делись ценности, подписывать ничего не будет. Позже она узнала, что Курбанову С.Ю. уволили за виновные действия. Запись в трудовую книжку она вносила по просьбе работавшей у них бухгалтера и трудовую книжку Курбановой С.Ю. дал ей Ширяев В.З., так как на тот момент трудовая книжка Курбановой С.Ю. хранилась у директора.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно трудовому договору от 01 января 2008 года Курбанова С.Ю. принята на работу в должности продавца и несет материальную ответственность за недостачу вверенного ей имущества.

Заработная плата по данному договору установлена Курбановой С. Ю. в размере <данные изъяты> в месяц с учетом районного коэффициента и надбавок за работу в районах Крайнего Севера.

Согласно протоколу опроса от 14 декабря 2009 года Курбановой С.Ю., отобранного оперуполномоченным ОБЭП КМ УВД по Нерюнгринскому району Р., Курбанова С.Ю. работала в ювелирной мастерской у Ширяева В.З. в должности продавца. С февраля 2008 года по декабрь 2009 года также выполняла обязанности бухгалтера : сдавала ежеквартально отчетность в налоговую службу, вела банк, заключала договоры с контрагентами, поставщиками, то есть выполняла поручения Ширяева В.З..

Согласно приказу от 01 января 2008 года Курбанова С.Ю. принята на работу к ИП Ширяеву В.З. на должность продавца. (л.д.75).

Таким образом, в судебном заседании из показаний представителя ответчика, свидетеля О., самой Курбановой С.Ю., письменных доказательств по делу установлено, что Курбанова С.Ю. была принята на работу к ИП Ширяеву В.З. продавцом. Запись в трудовой книжке Курбановой С.Ю. о приеме ее на работу на должность бухгалтера произведена заинтересованной стороной, в данном случае Курбановой С.Ю., поскольку под указанной записью отсутствует подпись работодателя, печать, об этом дают пояснения представитель ответчика, свидетель О. и этого не отрицает сама Курбанова С.Ю. в протоколе опроса от 14 декабря 2009 года.

Но, поскольку заинтересованной стороной не предъявлены требования о признании данной записи в трудовой книжке Курбановой С.Ю. не законной, суд не может выйти за рамки исковых требований и, установив данный факт, рассматривает предъявленные Курбановой С.Ю. требования по существу.

Сторонами не оспаривается факт наличия трудовых отношений между Курбановой С.Ю. и ИП Ширяевым В.З.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Истица в своем исковом заявлении указала, что ей работодателем не выплачены отпускные, заработная плата за ноябрь, декабрь 2009 года. Каких-либо доказательств выплаты отпускных, заработной платы ответчик суду не представил, поскольку в судебном заседании установлено, что ни табеля учета рабочего времени, ни начисления отпускных, заработной платы, их выплаты, расчетные листки, приказы, регулирующие трудовые отношения, не велись и не производились.

Свидетель О. в своих показаниях пояснила, что Курбанова получила перед отъездом в отпуск какие-то деньги, но не уточнила: или это заработная плата за сентябрь или отпускные.

Представитель истицы Жиркова Н.А. утверждает, что истица получила перед отъездом в отпуск заработную плату за сентябрь. Данные пояснения никем не опровергнуты. Поэтому суд считает, что истица отпускные перед отъездом в отпуск не получала.

При таких обстоятельствах и, руководствуясь трудовым договором, заключенным между истцом и ответчиком, суд считает, что работодатель обязан выплачивать отпускные, заработную плату работнику. Поэтому требования истицы о взыскании с ответчика отпускных с 01 октября 2009 г. по 31 октября 2009г., заработной платы за ноябрь 2009 г. и четыре дня за декабрь 2009 год подлежат удовлетворению.

При этом суд не может согласиться с расчетом, представленным истицей, поскольку (л.д. 112) при расчете она исходила из минимального размера оплаты труда, а не из установленного трудовым договором размера заработной платы в размере <данные изъяты>.

Согласно ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляются за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4. Поэтому размер отпускных, подлежащих выплате истице, составляет <данные изъяты>, за минусом 13 % НДФЛ (<данные изъяты>), итого выплате подлежит сумма отпускных в размере <данные изъяты>.

Заработная плата за ноябрь 2009 года составляет <данные изъяты>, за минусом 13% НДФЛ (<данные изъяты>) заработная плата, подлежащая выплате <данные изъяты>.

За четыре дня декабря 2009 года заработная плата составляет <данные изъяты>, за минусом 13% НДФЛ заработная плата, подлежащая выплате, составляет <данные изъяты>.

Приказом от 04 декабря 2009 года Курбанова С.Ю. уволена с работы у ИП Ширяева В.З. с должности продавца с 04 декабря 2009 года в связи с расторжением трудового договора по инициативе работодателя за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности п. 7 ст. 80 ТК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика признал исковые требования истицы в части изменения основания расторжения трудового договора на расторжение трудового договора по собственному желанию и в связи с задержкой выдачи ей трудовой книжки, которая была выдана истице 02 февраля 2010 года, согласен на выплату заработной платы за вынужденный прогул с 04 декабря 2009г. по 02 февраля 2010г.

Поэтому исковые требования истицы в этой части подлежат удовлетворению: приказ от 04 декабря 2009 года необходимо признать незаконным. В связи с этим необходимо изменить формулировку увольнения - увольнение истицы по собственному желанию и внести соответствующую запись в трудовой книжке.

Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

В связи с чем, требование истицы о взыскании не полученного заработка за задержку выдачи трудовой книжки подлежит удовлетворению. Истица была уволена с работы с 04 декабря 2009 года, трудовая книжка выдана ей 02 февраля 2010 года, за указанный период не полученный заработок составил <данные изъяты>, из расчета 36 рабочих дней вынужденного прогула <данные изъяты> среднедневной заработок. За минусом <данные изъяты> заработная плата, подлежащая выплате истице, составляет <данные изъяты>.

Что касается выплаты пособия по временной нетрудоспособности, то в судебном заседании пояснения истицы о направлении листка нетрудоспособности работодателю не нашли своего подтверждения. Получение заказной корреспонденции ответчиком не может служить доказательством получения листка нетрудоспособности, поскольку достоверно это ничем не подтверждено. Представитель ответчика пояснил суду, что листок нетрудоспособности работодателю представлен не был. Меры по представлению дубликата листка нетрудоспособности истицей не приняты. Листок нетрудоспособности, являясь финансовым документом, должен представляться работодателю в подлиннике, а случае утери - дубликат, оформленный в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 августа 2007 года №514 «О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности».

Поэтому суд приходит к выводу о том, что в этой части в удовлетворении иска истице надлежит отказать.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяется судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку в судебном заседании установлены неправомерность отказа в выплате заработной платы, увольнения по инициативе работодателя, что не оспаривается ответчиком, задержки выдачи трудовой книжки, то имеет место неправомерность действий работодателя.

Поэтому суд считает возможным удовлетворить требования истицы в части компенсации морального вреда, с учетом принципов разумности и справедливости, соразмерности степени неправомерности действий работодателя и последствиями и считает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, то ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Поскольку суду представлены доказательства понесенных истицей расходов по оплате услуг представителя, суд считает возможным удовлетворить данное требование в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление Курбановой С.Ю. удовлетворить частично.

    Признать приказ от 04 декабря 2009 года об увольнении Курбановой С.Ю. по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконным.

    Обязать индивидуального предпринимателя Ширяева В.З. изменить формулировку основания увольнения Курбановой С.Ю. на увольнение по собственному желанию по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и произвести соответствующую запись в трудовой книжке Курбановой С.Ю.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ширяева В.З. в пользу Курбановой С.Ю. отпускные в сумме <данные изъяты>, заработную плату за ноябрь 2009 г. в сумме <данные изъяты>, заработную плату за декабрь в сумме <данные изъяты>, заработную плату за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>, госпошлину в доход государства в размере 2 245,20 руб.

В остальной части иска в удовлетворении иска Курбановой С.Ю. отказать.

           Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через суд, вынесший решение.

Судья: Боргеева Н.А.