О признании незаконным приказа и взыскании заработной платы



2-1115/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нерюнгри 11 июля 2011 года

Нерюнгринский городской суд республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С., при секретаре Ким С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шитикова В.А. к Бюро МСЭ № 14 по Нерюнгринскому району ФГУ Главного бюро МСЭ по РС(Я), и ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Нерюнгринскому району РС(Я), об оспаривании их действий по неприменению соответствующих нормативных актов, приведших к снижению размера пенсии по инвалидности, возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

26 апреля 2006 года Шитикову В.А. установлена 2 группа инвалидности с 3 -ей степенью ограничения способности к трудовой деятельности (далее ОСТД), что по размеру пенсии соответствует 1 группе инвалидности. В конце января 2010 года Шитиков В.А. прошел переосвидетельствование, вследствие которого Бюро МСЭ № 14 «сняла» 3-ю степень ОСТД и установила 2 группу инвалидности. В результате размер пенсии уменьшился почти на пять тысяч рублей.

В связи с указанным, Шитиков В.А. обратился в суд с иском и просит обязать Бюро МСЭ № 14 по Нерюнгринскому району исполнить приказ № 595 от 03 августа 2010 года Минздравсоцразвития РФ, согласно которому Федеральному медико-биологическому агентству приказано в срок до 1 сентября 2010 года организовать пересмотр решений федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, принятых в отношении граждан, признанных инвалидами с 1 января 2010 года, и граждан, прошедших освидетельствование в период с 1 января 2010 года по 6 апреля 2010 года, в отношении которых было принято решение об установлении второй группы инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности третьей степени, без проведения дополнительного переосвидетельствования, с учетом положений Приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

Просит обязать УПФ РФ по Нерюнгринскому району РС(Я) произвести перерасчет его пенсии по инвалидности 2 группы с 3-ей степенью ОСТД и возместить не начисленную пенсию с февраля 2010 года по настоящее время. Просит также взыскать с ответчиков в возмещение морального вреда <данные изъяты>.

Шитиков В.А. просит рассмотреть иск в его отсутствие.

Представитель УПФ РФ по Нерюнгринскому району РС(Я) Шкирай А.А., действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил следующее.

С 13 января 2007 года по 31 января 2010 года Бюро МСЭ № 14 по Нерюнгринскому району истцу установила 2 группу инвалидности с 3 степенью ОСТД. С 1 января 2010 года, согласно требованиям п. 4 ст. 37 ФЗ № 213, размер пенсии не изменился и был сохранен в размере пенсии по 3 степени ОСТД, хотя с 1 января 2010 года ОСТД не определяется. Однако Шитикову В.А. был установлен срок инвалидности до 1 февраля 2010 года. 29 января 2010 года, при очередном переосвидетельствовании в МСЭ Шитикову В.А. была установлена 2 группа инвалидности. В связи с указанным, с 1 февраля 2010 года на основании статьи 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Шитикову В.А. был произведен перерасчет пенсии в сторону уменьшения. Пенсионный орган не проводит переосвидетельствования инвалидов, а назначает им пенсии, производит перерасчеты на основании строго определенных документов. В случае, если действия МСЭ будут признаны незаконными, и МСЭ пересмотрит свое решение об установлении Шитикову В.А. 2 группы инвалидности, УПФ произведет перерасчет пенсии.

Руководитель Бюро МСЭ № 14 Т пояснил суду, что иск не признает по следующим основаниям. Шитиков В.А. впервые был освидетельствован в бюро МСЭ № 14 с 12 января 2007 года. По экспертному решению была установлена 2 гр. инвалидности с ОСТ- 3 степени. При последующих переосвидетельствованиях, в 2008 и 2009 годах, указанная группа инвалидности с ОСТ- 3 степени, подтверждалась. С 29 января по 5 февраля 2010 года истец планово проходил очередное переосвидетельствование. По сведениям Нерюнгринской ЦРБ у истца, по сравнению с 2009 г., отмечается положительная динамика со стороны центральной нервной системы в виде частичного восстановления нарушенных функций опорно-двигательного аппарата и восстановления психических функций. По результатам освидетельствования, у истца установили нарушение здоровья со стойким выраженным нарушением стато-динамической функции, что приводило к ограничению способности к трудовой деятельности второй степени, ограничение к самостоятельному передвижению второй степени, ограничение к самообслуживанию второй степени, что в соответствии с Постановлением № 95 от 20 февраля 2006 года «О порядке признания лица инвалидом» и с Приказом Минздравсоцразвития РФ № 535 от 22 августа 2005 года «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ», влечет установление 2 группы инвалидности. По жалобам Шитикова В.А., 11 апреля 2011 года Экспертным составом смешанного профиля ФГУ «ГБ МСЭ по РС(Я)» было проведено повторное очное освидетельствование. Решение МСЭ посчитали правильным. 12 апреля 2011 года экспертный состав Главного бюро МСЭ признал решение экспертного состава правильным.

07 апреля 2010 года вступил в силу Приказ № 1013 Министерства здравоохранения и социального развития от 23 декабря 2009 года « Об утверждении классицификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан ФГУ МСЭ». Согласно п. 8 указанного нормативного акта, критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контролировать свое поведение третьей степени; способности к обучению третьей степени; способности к трудовой деятельности третьей степени.

В период с 1 января 2010 года по 06 апреля 2010 года действовал Приказ № 535, согласно которому критерием для определения первой группы инвалидности являлось нарушение здоровья, приводящее к ограничению одной следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контролировать свое поведение третьей степени.

Такой категории, как «ограничение способности к трудовой деятельности» для определения 1 группы инвалидности, не предусматривалось. Из приказа № 535 следовало, что одним из оснований для установления 2 группы инвалидности является ограничение способности к трудовой деятельности третьей или второй степени.

Пересмотр решений ФГУ МСЭ на основании приказа № 595 производился в отношении граждан, в отношении которых в период с 1 января 2010 года по 6 апреля 2010 года было принято решение об установлении второй группы инвалидности при наличии ОСТД третьей степени. Шитикову В.А. при прохождении освидетельствования с 29 января по 05 февраля 2010 года была установлена 2 группа инвалидности с ОСТД второй степени и тем самым, решение МСЭ, принятое в его отношении пересмотру не подлежало.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 37 ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации…, гражданам, признанным в установленном порядке до 1 января 2010 года инвалидами, установление размеров пенсий осуществляется без проведения дополнительного переосвидетельствования в следующем порядке:

1) по I группе инвалидности - инвалидам I группы независимо от имеющейся степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам I группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам II и III группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности III степени;

Данная норма закона была принята вследствие того, что в соответствии с ФЗ № 213 от 24 июля 2009 года, вступившим в силу с 1 января 2010 года, размер пенсии по инвалидности определялся в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения способности к трудовой деятельности. На основании указанной нормы, истец полагает, что УПФ обязано ему выплачивать пенсию в размере, установленном для инвалидов 1 группы. Однако, при очередном переосвидетельствовании 29 января 2010 года, Шитикову В.А. установлена инвалидность 2 группы с 1 февраля 2010 года, о чем выдана справка МСЭ № 14. На основании указанной справки УПФ назначила пенсию в размере, установленном для инвалидов 2 группы. Указанные действия УПФ не могут быть признаны незаконными, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно ч. 3 ст. 20 указанного закона, перерасчет размера трудовой пенсии по инвалидности производится в следующем порядке: при установлении группы инвалидности, дающей право на более низкий размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.

Таким образом, как назначение пенсии по инвалидности, так и перерасчет его размера осуществляется пенсионным органом на основании документов, выдаваемых МСЭ, которая устанавливает группу инвалидности и определяет срок, на который он устанавливается.

Указание в п. 4 ст. 37 ФЗ № 213 - «без проведения дополнительного освидетельствования», не означает, что граждане, которым инвалидность была установлена на определенный срок, при наступлении этого срока, освобождались от обязанности проходить очередное переосвидетельствование.

В силу указанного, требования истца к УПФ РФ по НР о расчете его пенсии в размере, установленном для инвалидов 1 группы, является необоснованным.

Требование истца к МСЭ № 14 об обязании исполнить приказ Минздравсоцразвития РФ от 3 августа 2010 года «Об организации пересмотра решений федеральных государственных учреждений МСЭ» (далее приказ № 595) не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно указанному приказу № 595, Федеральному медико-биологическому агентству предписывалось в срок до 1 сентября 2010 года организовать пересмотр решений федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, принятых в отношении граждан, признанных инвалидами с 1 января 2010 года, и граждан, прошедших освидетельствование в период с 1 января 2010 года по 6 апреля 2010 года, в отношении которых было принято решение об установлении второй группы инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности третьей степени, без проведения дополнительного переосвидетельствования.

Таким образом, бюро МСЭ должны были до 1 сентября 2010 года пересмотреть свои решения, принятые с 1 января 2010 года по 6 апреля 2010 года, если этими решениями были установлены 2 группа инвалидности при наличии третьей степени ОСТД.

В результате очередного переосвидетельствования, проведенного с 29 января 2010 года, Шитикову В.А. была установлена 2 группа инвалидности при наличии ОСТД второй степени. При этом в справках МСЭ, с 1 января 2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», ОСТД не указывалось. Однако категории жизнедеятельности и в том числе категория: «ограничение способности к трудовой деятельности», обязательно учитываются при определении группы инвалидности.

Согласно Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан ФГУ МСЭ, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 535, который действовал в период с 1 января 2010 года по 06 апреля 2010 года, критерием для определения первой группы инвалидности являлось нарушение здоровья, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контролировать свое поведение третьей степени. Такой категории, как ограничение способности к трудовой деятельности какой-либо степени, для установления 1 группы инвалидности, не предусматривалось. Для установления 2 группы инвалидности этот критерий учитывался.

Поскольку при переосвидетельствовании 29 января 2010 года, Шитикову В.А. было установлено нарушение его здоровья, приведшее к ограничению способности к трудовой деятельности второй степени, ограничению к самостоятельному передвижению второй степени, ограничению способности к самообслуживанию второй степени, ему была установлена 2 группа инвалидности. С 7 апреля 2010 года были установлены новые Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан ФГУ МСЭ, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 1013, которыми было предусмотрено, что для установления первой группы инвалидности требуется установление нарушения здоровья, приводящее к ограничению категорий жизнедеятельности третьей степени, и в том числе ОСТД третьей степени.

Таким образом, поскольку при освидетельствовании Шитикова В.А. 29 января 2010 года, было установлено у него ОСТД второй степени, а также все другие категории жизнедеятельности имели ограничение второй степени, пересмотру это решение на основании приказа № 595, не подлежало.

То, что ранее, в 2008 и 2009 годах, истцу устанавливались ОСТД 3 степени, не означает, что при очередном переосвидетельствовании, указанная степень должна была остаться неизменной. Выводы МСЭ производятся на основании комплексной оценки состояния здоровья на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально- трудовых и психологических данных.

При указанных обстоятельствах, требования истца к МСЭ № 14 также не могут быть удовлетворены. Требование о возмещение морального вреда вытекает из основных требований и не подлежит удовлетворению в виду отказа в удовлетворении основных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шитикова В.А. к Бюро МСЭ № 14 по Нерюнгринскому району ФГУ Главного бюро МСЭ по РС(Я), и ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Нерюнгринскому району РС(Я), об оспаривании их действий по неприменению соответствующих нормативных актов, приведших к снижению размера пенсии по инвалидности, возмещении морального вреда, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме, через Нерюнгринский городской суд.

Судья: З.С. Дьяконова