2-2037/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нерюнгри 18 ноября 2011 года Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С., с участием помощника прокурора г. Нерюнгри Мурашко Е.Л., заявителя Буркова С.А.., его представителя Юркова С.В., председателя Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии РС(Я) Федоровой М.Л., действующей на основании удостоверения, члена Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии РС(Я) Мальцева С.С., при секретаре Ким С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Буркова С.А. об оспаривании действий Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии, УСТАНОВИЛ: Бурков С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии при привлечении эксперта к работе комиссии, мотивируя следующим. В соответствии с п.2 ст. 33 Законом Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. 477-3 №969-Ш «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации. 08 сентября 2011 года Нерюнгринская территориальная комиссия приняла Решение № о создании рабочей группы (прил.1), в решении указано: «по необходимости привлекать специалистов...». Решение о привлечении специалиста не принималось, заседание Нерюнгринской ТИК по данному вопросу не проводилось. Тем не менее, спустя более месяца - 18 октября 2011 года, председатель Нерюнгринской ТИК Федорова М.Л. самовольно направила начальнику отдела МВД по Нерюнгринскому району Л. письмо исх. № (прил.2), в письме в частности указано: «... решением НТИК создана рабочая группа, в которую согласно вышеуказанной норме закона необходимо включить эксперта из числа специалистов органов внутренних дел РФ». 23 октября 2011 года заместитель начальника - начальник полиции Б. направил Федоровой М.Л. исх.№ (прил.3) в котором в частности указал: «...для включения в состав рабочей группы. .. определен старший эксперт НМРО ЭКЦ МВД по РС(Я) майор полиции Б....». Решение о включении в состав рабочей группы специалиста не принималось, заседание Нерюнгринской ТИК по данному вопросу не проводилось. Тем не менее, 25 октября Б. без соответствующих решений Нерюнгринской ТИК, привлекается к проверке подписей, представленных Бурковым С.А. (прил.4). Неизвестным лицом Б., от имени Нерюнгринской ТИК, были переданы материалы для производства экспертизы. На основании исследования, выполненного им, 30 октября 2011 года Нерюнгринской ТИК вынесла решение № от «Об отказе в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования «Нерюнгринский район» Буркову С.А. (прил.3). Таким образом, Нерюнгринской территориальной избирательной комиссией были нарушены Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. 477-3 №-III «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», статья 22 «Организация деятельности избирательных комиссий», статья 27 «Организация деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума» Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.33 «Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами» Закона Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. 477-3 №969-III «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)». В связи с вышеуказанным, просит признать незаконными действия Нерюнгринской ТИК при привлечении эксперта к работе рабочей группы и при использовании эксперта при проверке подписных листов в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования «Нерюнгринский район» по Нерюнгринскому единому избирательному округу Буркова С.А. от 27 октября 2011 года. В судебном заседании заявитель Бурков С.А. и его представитель поддержали требования по изложенным в заявлении основаниям. Представители Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии РС(Я) требования не признали и пояснили следующее. Нерюнгринская ТИК в своих действиях использовала свое право и привлекла, при необходимости, эксперта к проверке подписных листов кандидатов, усмотрев в них явные признаки нарушения закона. В нормах законов о выборах не установлены порядок и форма привлечения экспертов к проверке подписных листов. Избирательная комиссия сама решает включать экспертов в состав рабочей группы или ограничиться привлечением их к проверке на основании письма в органы внутренних дел и их ответа о предоставлении такого эксперта. О том, что привлекать таких специалистов, является правом комиссии предлагает вышеуказанная норма закона. И эта норма предложена только для подтверждения мнения избирательной комиссии, что в подписных листах имеются нарушения закона. В постановлении Пленума ВС РФ от 31. 03. 2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", разъяснено, что при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ. Указанная выше справка эксперта составлена в соответствии с ч.2 ст. 33 Закона РС(Я) «О муниципальных выборах в РС(Я)» и пп. 3-7 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", каких-либо требований к форме и содержанию заключений экспертов в данных нормах не содержится. Заключение эксперта содержит только вывод по представленным ему на исследование подписным листам, по предложению избирательной комиссии, усмотревшей необходимость в таком исследовании. Кроме того, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, не допускается. Как видно из всех обращений в суд, Буркова С.А., они направлены на рассмотрение вопросов о действиях, которые должны были в свое время обеспечить либо не обеспечить регистрацию его кандидатом. Все его заявления и вопросы связаны с его не согласием с решением Нерюнгринской ТИК об отказе в регистрации его кандидатом по результатам нарушений закона при сборе подписей и оформлении подписных листов. Между тем, Бурков С.А., обращался в суд с ходатайством об отзыве своего заявления, в связи с пропуском законных сроков обжалования, которым оспаривал решение Нерюнгринской ТИК об отказе в регистрации его кандидатом. Данное ходатайство было удовлетворено судьёй. В связи с этим считает, что выдергивать для рассмотрения отдельные эпизоды из одного общего дела, неправомерно. Прокурор считает, что заявление Буркова С.А. не подлежит удовлетворению, поскольку избирательным законодательством не предусмотрена обязанность комиссии выносить решение о привлечении эксперта к проверке подписных листов каждого отдельного кандидата, решение о включении его в рабочую группу. Суд, выслушав стороны, прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему. Суд не может согласиться с мнением НТИК о том, что в данном случае рассматривается спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В предыдущих обращениях в суд Бурков С.А. обжаловал действия НТИК, мотивируя тем, что комиссия нарушила положения избирательного закона о равенстве прав кандидатов, не проверив подписные листы, представленные кандидатом К., также обжаловал протокол о проверке подписных листов по основанию, что эксперт не проверял подписные листы К., обжаловал также действия и решение НТИК в связи с тем, что при проверке подписных листов были нарушены нормы ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». По указанным обращениям два производства по делам прекращены в связи с отказом Буркова С.А. от заявлений, и вынесено решение от 11 ноября 2011 года по жалобе Буркова С.А. на действия НТИК по нарушению положений о равенстве прав кандидатов, и обязывании провести экспертное исследование подписных листов, представленных К. В мотивировочной части решения Нерюнгринского городского суда от 11 ноября 2011 года, указано, что законом не предусмотрен порядок привлечения экспертов в таких случаях (при возникновении сомнений у членов избирательной комиссии), поэтому суд не может согласиться с заявителем и его представителем, что имеются нарушения в порядке привлечения эксперта для участия в избирательной комиссии. Поскольку данное решение обжаловано, то есть не вступило в законную силу, у суда нет оснований ссылаться на него в порядке ч.2 ст. 61 ГПК РФ. 30 октября 2011 года Нерюнгринской территориальной избирательной комиссией Буркову С.А. отказано в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования «Нерюнгринский район», о чем вынесено решение №. Отказ мотивирован тем, что при сборе подписей избирателей и оформлении подписных листов в поддержку Буркова С.А., нарушены части 9; 11 статьи 31 Закона РС(Я) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», в которых говорится, что: избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату внесения собственноручно; указывает свой адрес местожительства, указанный в паспорте; подписной лист должен быть заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей, который собственноручно указывает, при заверении, сведения о себе. В подписных листах в поддержку кандидата Буркова С.А. выявлены и признаны недействительными 401 подпись избирателей. Основанием для признания указанных подписей недействительными, явилась справка № от 25 октября 2011 года, составленная старшим экспертом НМРО ЭКЦ МВД по РС(Я) майором полиции Б., привлеченным к проверке подписных листов, в соответствии с ч.2 ст. 33 Закона РС(Я) «О муниципальных в РС(Я)». Частью 2 статьи 33 Закона РС(Я) «О муниципальных в Республике Саха (Якутия)» предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Решение о создании рабочей группы по проверке подписных листов было принято 08 сентября 2011 года, и на момент создания этой группы, комиссии не было известно, возникнет ли необходимость в привлечении эксперта к работе, так же как не было известно, кого из экспертов направит отдел УВД по Нерюнгринскому району РС(Я) для участия в работе по проверке подписных листов. В связи с указанным, в решении от 08 сентября 2011 года была предусмотрена только возможность привлечения эксперта, в случае необходимости. Поскольку такая необходимость возникла, по письму председателя НТИК, отделом УВД по Нерюнгринскому району для участия в работе по проверке подписных листов был направлен эксперт Б. Справка эксперта № от 25 октября 2011 года составлена в соответствии с ч.2 ст. 33 Закона РС(Я) «О муниципальных выборах в РС(Я)» и пп. 3-7 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Каких-либо указаний об обязательном включении эксперта в состав рабочей группы, о чем должно быть вынесено решение, в данных нормах не содержится, так же, как не содержится указания об обязательном вынесении решения комиссией о привлечении эксперта к проверке подписных листов, представленных конкретным кандидатом. Порядок привлечения эксперта к проверке подписных листов законом не урегулирован, только указано, что он может быть привлечен. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия НТИК при привлечении эксперта к работе по проверке подписных листов, является законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст.261, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Буркова С.А. об оспаривании действий Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии, при привлечении эксперта к проверке подписных листов, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение 5 дней с момента его вынесения. Судья: З.С. Дьяконова