Об обязании администрации ГП `Город Нерюнгри` совершить определенные действия



2-102-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нерюнгри 16 января 2012 года

         Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Боргеевой Н.А., с участием старшего помощника прокурора г. Нерюнгри Полковской Л.В., представителей администрации городского поселения «Город Нерюнгри» Савватеева С.В. по доверенности, Дьяченко Е.Л. по доверенности, при секретаре Хабировой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Нерюнгри о признании бездействия органа местного самоуправления администрации городского поселения «Город Нерюнгри» незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Нерюнгри обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления администрации городского поселения «Город Нерюнгри» незаконным, указывая на то, что прокуратурой г. Нерюнгри проводилась проверка по заявлению заместителя главы администрации г. Нерюнгри по экономике и финансам Дьяченко Е.Л. по факту обеспечения нормального функционирования освещения улиц г. Нерюнгри. В ходе проверки было установлено, что из обращения и.о. главы района Л. следует, что директор ООО «ГОРСВЕТ» М. обратилась в администрацию района с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию между ООО «ГОРСВЕТ» и ГП «Город Нерюнгри». Из обращения М. следует, что до настоящего времени администрацией ГП «Город Нерюнгри» не рассмотрен вопрос о заключении договора на оказание услуг по освещению улиц г. Нерюнгри. 27.10.2011 года в адрес Главы ГП «Город Нерюнгри» было направлено письмо с просьбой сообщить ООО «ГОРСВЕТ» о потребности у ГП «Город Нерюнгри» в заказе услуг по уличному освещению г. Нерюнгри. В данном письме ООО «ГОРСВЕТ» просило рассмотреть письмо и в случае наличия потребности в освещении г. Нерюнгри направить в адрес ООО «ГОРСВЕТ» проект договора до 01.11.2011 года. Ранее ОАО АК «Якутскэнерго» имело договорные отношения на объекты уличного освещения города с ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» в соответствии со ст.ст. 539-548 ГК РФ и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, который являлся собственником данного имущества - установок уличного освещения г. Нерюнгри. В мае - июне 2011 года произошла смена собственника на основании договора купли-продажи от 10.05.2011 года и свидетельства о государственной регистрации права от 03.06.2011 года имущество - «Инженерные сети наружного освещения электросетевого комплекса г. Нерюнгри» было отчуждено в пользу вновь созданной организации ООО «ГОРСВЕТ».

Так, согласно свидетельства серии от 03.06.2011 года ООО «ГОРСВЕТ» принадлежат на праве собственности инженерные сооружения - инженерные сети наружного освещения электросетевого комплекса г. Нерюнгри. Данное имущество необходимо для оказания услуг по освещению улиц г. Нерюнгри. Тем самым, ООО «ГОРСВЕТ» является единственным поставщиком указанной услуги.

Имущество было приобретено у ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» в 2011 году, которое является организацией, осуществляющей транспортировку электрической энергии по собственным электрическим сетям, на основании договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенному между ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» и ОАО «Якутскэнерго» в интересах потребителей г. Нерюнгри.

Из письма начальника Нерюнгринского отделения «Энергосбыта» О. от 14.11.2011 г. «О наружном освещении» следует, что в связи с заявкой от 31.10.2011 года ОАО «НРЭС» об исключении из договора на энергоснабжение электроустановок уличного освещения г. Нерюнгри, НО «Энергосбыта» вынуждено будет произвести отключение данных электроустановок 31.12.2011 года в 10.00 часов.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. Ст. 14 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

08, 12 декабря 2011 года прокуратурой г. Нерюнгри объявлены предостережения о недопустимости нарушений Закона первому заместителю главы администрации городского поселения «Город Нерюнгри» по ЖКХ и ПЭ Ш., и.о. директору ООО «ГОРСВЕТ» П.

Кроме этого, 13 декабря 2011 года прокуратурой г. Нерюнгри внесено представление об устранении нарушений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в адрес главы городского поселения «Город Нерюнгри» Р. с конкретными сроками исполнения (10 дней). Однако до настоящего момента ответ не получен.

Учитывая, что от ООО «ГОРСВЕТ» напрямую зависит жизнедеятельность города, отключение подачи электроэнергии на улицах города может привести к непредсказуемым последствиям, чрезвычайным ситуациям, что недопустимо, просит признать бездействие администрации городского поселения «Город Нерюнгри» незаконным в части не заключения договора на оказание услуг по освещению улиц г. Нерюнгри с ООО «ГОРСВЕТ», обязать администрацию городского поселения «Город Нерюнгри» заключить на 2012 год договор на оказание услуг по освещению улиц г. Нерюнгри с ООО «ГОРСВЕТ».

В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Нерюнгри Полковская Л.В. заявление поддержала по вышеизложенным основаниям, пояснив, что ООО «ГОРСВЕТ» в г. Нерюнгри является единственным поставщиком услуг по наружному освещению улиц г. Нерюнгри. В соответствии с требованиями федерального законодательства администрация городского поселения «Город Нерюнгри» обязана была заключить договор на энергоснабжение электроустановок уличного освещения г. Нерюнгри с ООО «ГОРСВЕТ». Просит признать бездействие администрации городского поселения «Город Нерюнгри» незаконным в части не заключения договора на оказание услуг по освещению улиц г. Нерюнгри с ООО «ГОРСВЕТ» с июня месяца 2011 года, обязать администрацию городского поселения «Город Нерюнгри» заключить на 2012 год договор на оказание услуг по освещению улиц г. Нерюнгри с ООО «ГОРСВЕТ».

В судебном заседании представитель администрации городского поселения «Город Нерюнгри» Савватеев С.В., действующий на основании доверенности, с заявлением прокурора г. Нерюнгри не согласен, поддержал свои письменные возражения от 13.01.2012 года, а также дополнение к возражениям от 13.01.2012 г. При этом суду пояснил, что 30.12.2012 года в адрес ООО «ГОРСВЕТ» была направлена оферта, но в офисе ООО «ГОРСВЕТ» никого не было и в этот же день по почте был направлен проект соглашения (оферта) о возмещении расходов на энергоснабжение уличного освещения г. Нерюнгри. 11 января 2012 года от ООО «ГОРСВЕТ» поступил отказ от заключения соглашения. Ранее на 2011 год было заключено аналогичное соглашение с ОАО «НРЭС», которому до продажи ООО «ГОРСВЕТ» на праве собственности принадлежало вышеуказанное имущество, а техническое содержание и ремонт сетей уличного освещения на территории МО ГП «Город Нерюнгри» осуществляло ООО «Спецавтоматика» на основании муниципального контракта, заключенного по результатам аукциона. Требование прокуратуры г. Нерюнгри заключить договор именно с ООО «ГОРСВЕТ» является незаконным. ООО «ГОРСВЕТ» не является единственным поставщиком электрической энергии или субъектом естественной монополии согласно ст. 55 ФЗ от 21.07.2005г. №94-ФЗ. Он является только собственником имущества. Уличное освещение относится к муниципальным нуждам и заключение муниципального контракта возможно только в соответствии с Законом о размещении заказов. Просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Представитель администрации городского поселения «Город Нерюнгри» Дьяченко Е.Л., действующая на основании доверенности, с заявлением прокурора г. Нерюнгри также не согласна и суду пояснила, что об отчуждении имущества электроустановок уличного освещения г. Нерюнгри ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» в пользу ООО «ГОРСВЕТ» администрации городского поселения «Город Нерюнгри» стало известно 26.10.2011 года из письма ООО «ГОРСВЕТ». Также считает, что в соответствии с требованиями ст. 55 ФЗ от 21.07.2005 года № 94 -ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ООО «ГОРСВЕТ» не является единственным поставщиком электроэнергии, не имеет право реализовывать электроэнергию, так как является только абонентом. Любая сделка органа местного самоуправления заключается на основании ФЗ №94 по результатам торгов, орган местного самоуправления может распоряжаться бюджетными средствами после утверждения бюджета. 23.12.2011 года прошло утверждение бюджета на следующий 2012 год, до утверждения бюджета невозможно размещение заказа, поскольку распределение бюджетных средств носит целевой характер, распоряжение бюджетными средствами возможно только после утверждения бюджета города. Не понятна позиция прокурора, обязывающего заключать договор с конкретной коммерческой организацией, без учета требований ФЗ №94. 29.12.2011 года был размещен заказ в форме открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по техническому содержанию и ремонту сетей уличного освещения на территории городского поселения «Город Нерюнгри». Считает, что бездействий со стороны администрации городского поселения «Город Нерюнгри» допущено не было, ввиду чего заявление прокурора г. Нерюнгри необоснованно, просит в его удовлетворении отказать.

Суд, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 03.06.2011 года ООО «ГОРСВЕТ» является собственником инженерных сетей наружного освещения электросетевого комплекса г. Нерюнгри на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.05.2011 года.

Согласно п. 21 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц.

Доводы представителей администрации городского поселения «Город Нерюнгри» о том, что право собственности на инженерные сети наружного освещения электросетевого комплекса г. Нерюнгри на основании вышеуказанного договора приобрело ООО «ГОРСВЕТ», стало известно лишь 26.10.2011 года, подтверждаются представленным письмом ООО «ГОРСВЕТ» на имя главы администрации городского поселения «Город Нерюнгри», которым руководство ООО «ГОРСВЕТ» ставит в известность о приобретении сетей наружного освещения (исх. б/н от 26.10.2011 г.).

Доказательств тому, что администрация городского поселения «Город Нерюнгри» владела информацией об отчуждении инженерных сетей наружного освещения электросетевого комплекса г. Нерюнгри ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» в пользу ООО «ГОРСВЕТ» с июня месяца 2011 года, суду не представлено. Поэтому утверждать, что более полугода администрация городского поселения «Город Нерюнгри» бездействовала и не предпринимала действий по заключению договора с новым собственником инженерных сетей наружного освещения, у прокурора оснований нет. Кроме того, до конца текущего года (2011г.) продолжал действовать договор, заключенный администрацией городского поселения «Город Нерюнгри» с прежним собственником.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании помощник прокурора г. Нерюнгри Полковская Л.В., обосновывая требование о признании бездействия администрации г. Нерюнгри в части не заключения договора на оказание услуг по освещению улиц г. Нерюнгри с ООО «ГОРСВЕТ», указывала на то, что ООО «ГОРСВЕТ» является единственным поставщиком данных услуг в г. Нерюнгри.

Однако доказательств вышеуказанных доводов в отношении ООО «ГОРСВЕТ», как о единственном поставщике услуг по освещению улиц г. Нерюнгри, суду также не представлено, ничем не аргументирована позиция прокурора по поводу пояснений представителей администрации городского поселения «Город Нерюнгри» о том, что ранее администрация заключала аналогичные договоры ежегодно на основании Федерального Закона №94 по результатам проведенных торгов, что договор на оказание услуг по освещению улиц г. Нерюнгри заключался не с собственником инженерных сетей наружного освещения - с ОАО «Нерюнгринские районные сети», а с победителем торгов - с ООО «Спецавтоматика».

Причины, побудившие прокурора г. Нерюнгри, к обязыванию администрации городского поселения «Город Нерюнгри» заключить договор на оказание по освещению улиц города на 2012 год именно в ООО «ГОРСВЕТ», а не с предприятием, выигравшим торги, суду не представлены.

Согласно ст. 55 ФЗ РФ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрены случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Таковыми случаями являются, в том числе,

- если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (п.п.1);

- заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 2.1), а также указаны иные случаи.

При этом в Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2033 года № 35-ФЗ определено понятие гарантирующего поставщика электрической энергии: коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию. (п. 2 ст. 37).

В соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора для него является обязательным.

ООО «ГОРСВЕТ» в силу вышеизложенных правовых норм не является единственным поставщиком услуги, поскольку суду не представлено доказательств тому, что ООО «ГОРСВЕТ» является субъектом естественных монополий или гарантирующим поставщиком электрической энергии и является только собственником имущества - инженерных сетей наружного освещения.

Из письма Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии по Республике Саха (Якутия) № 04-01ПМ-3905 от 23 ноября 2011 года следует, что согласно подпункту 21 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц относится к вопросам местного значения. Таким образом, расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения. Поскольку услуга освещения улиц необходима для решения вопроса местного значения, следовательно, потребности в этой услуге, обеспечиваемые за счет местных бюджетов, являются муниципальными нуждами. Заключение муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд возможно только в соответствии с Законом о размещении заказов.

Тем самым подтверждая обоснованность позиции органа местного самоуправления о заключении муниципального контракта на выполнение работ по техническому содержанию и ремонту сетей уличного освещения на территории муниципального образования городского поселения Город Нерюнгри» на основании действующего законодательства.

Согласно сопроводительному письму от 30.12.2011 года зам. главы администрации городского поселения «Город Нерюнгри» по экономике и финансам Дьяченко Е.Л. в адрес ООО «ГОРСВЕТ» направлено соглашение о возмещении расходов на энергоснабжение уличного освещения г. Нерюнгри (оферта).

В судебном заседании представители администрации ГП «Город Нерюнгри» пояснили, что указанное соглашение было составлено по аналогии с ранее заключенным соглашением на поставку данных услуг с ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» в 2011 году.

Однако из письма ООО «ГОРСВЕТ» б/н от 11.01.2012 года следует, что Общество отказалось от заключения данного соглашения, не представив своего варианта договора (соглашения).

Но ООО «ГОРСВЕТ» заявку на участие в аукционе не подало по неизвестным причинам.

Администрацией городского поселения «Город Нерюнгри» в соответствии с требованиями федерального законодательства после утверждения бюджета города Нерюнгри на 2012 год на официальном сайте был размещен заказ в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по техническому содержанию и ремонту сетей уличного освещения на территории муниципального образования городского поселения Город Нерюнгри» Нерюнгринского района в 2012 году, который будет проведен 23.01.2012 года, о чем суду представлено извещение с приложением документации по аукциону.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны администрации городского поселения «Город Нерюнгри» отсутствовало бездействие по не заключению договора на оказание услуг по освещению улиц г. Нерюнгри с ООО «ГОРСВЕТ», а потому в удовлетворении заявления прокурору г. Нерюнгри надлежит отказать.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурору г. Нерюнгри о признании бездействия администрации городского поселения «Город Нерюнгри» в части не заключения договора на оказание услуг по освещению улиц г. Нерюнгри с ООО «Горсвет» незаконным и обязании администрации городского поселения «Город Нерюнгри» заключить на 2012 год договор на оказание услуг по освещению улиц г. Нерюнгри с ООО «Горсвет» отказать.

         Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья: