Наличие фактов нарушения санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения



5-19/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

г. Нерюнгри 09 марта 2011г.

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Меринов Э.А., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении:

Муниципального учреждения здравоохранения Чульманская городская больница, расположенного по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

При проведении территориальным отделом управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Нерюнгринском районе плановых мероприятий по контролю с 04.02.2011г. по 21.02.2011г. в отношении Муниципального учреждения здравоохранения Чульманская городская больница (далее МУЗ ЧуГБ) на объекте - стоматологическая поликлиника, расположенной по адресу: <адрес> были установлены факты, свидетельствующие о наличии нарушений санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Так, медицинская деятельность в виде оказания медицинских услуг населению по стоматологии, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической осуществляется без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта требованиям санитарных правил.

Своевременно не проводятся мероприятия по улучшению санитарно-технического состояния помещений (ремонт). Так, на момент проверки во врачебных кабинетах отмечается отслоение покрасочного слоя на стенах, потолке, отсутствие местами плиточного покрытия (в кабинете хирургической стоматологии), порывы линолеумного покрытия, что не позволяет провести качественную текущую и генеральную уборку помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Частично отсутствует защитная арматура на осветительных приборах в кабинетах.

Не обеспечена норма площади на одно стоматологическое кресло в кабинетах врача ортопеда и в хирургическом кабинете.

Оказание хирургической помощи населению допускается при отсутствии необходимых условий, а именно: при просмотре документов, подтверждающих специализацию и квалификацию установлено, отсутствие у врачебного персонала специализации по стоматологии хирургической, при этом услуги по стоматологии хирургической оказываются (удаление зубов). Оборудование кабинета не соответствует требованиям санитарных правил - отмечается нарушение целостности кафельного покрытия на стенах, что затрудняет проведение уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств, отсутствие на раковинах смесителей локтевых или сенсорных (в наличии имеются рожковые смесители).

Не обеспечено ведение в полном объеме первичной медицинской документации. Так, у врача ортопеда в Журнале учета пациентов в виде блокнота с датой начала 01.09.2010г. не указывается возраст пациентов, время начала и окончания процедуры и др., журнал не пронумерован; у врача-стоматолога журнал приема пациентов также ведется не по форме.

В использовании допускается мебель (мягкий уголок - диван и 2 кресла), установленный в холле для ожидания, картонная коробка для хранения реактива для проведения азопирамовых проб, наружная поверхность которых выполнена из материалов не устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств, что в свою очередь не позволяет провести их качественную влажную обработку при проведении текущих и генеральных уборок.

Имеют место случаи нарушения кратности проведения генеральных уборок, после проведения которых не проводится обеззараживание воздуха помещений (кварцевание), что подтверждается записями в Журнале проведения генеральных уборок и Журнале проведения кварцевания кабинетов.

На емкостях с рабочими растворами дезинфекционных средств не указывается предельный срок годности растворов.

На момент проверки обработка стоматологического кресла, медицинского столика врача, осуществлялась 0,5% раствором <данные изъяты>, при необходимости обработки 2% раствором, который согласно инструкции по применению обеспечивает дезинфекцию в отношении возбудителей, в т.ч. грибковых инфекций.

Не обеспечено регламентированное требованиями санитарных правил, необходимое количество наконечников.

Отсутствуют одноразовые стаканы для ополаскивания рта водой индивидуально для каждого пациента.

Не обеспечивается полное погружение использованных изделий медицинского назначения в дезинфицирующий раствор, что ведет к некачественной предстерилизационной очистке медицинских инструментов.

Упаковка медицинских инструментов, мягкого медицинского и перевязочного материала, предназначенного для стерилизации, производится в однослойную бязевую ткань и медицинскую резиновую клеенку.

На момент проверки 18.02.2011г. в 14.30 час. в кабинете врача стоматолога и в хирургическом кабинете на хранении имелись укладки с мягким инвентарем (простыни, халат, расходный материал) с датой стерилизации 18.02.2011г. в 9.45 (пятница) предназначенные для медицинских манипуляций и накрытия стерильного стола 21.02.2011г. (понедельник). Учитывая, что срок годности данных укладок истекает 21.02.2011г. в 9.45, следовательно можно предположить, что с 9.45 21.02.2011г. в использовании будет находится не стерильный медицинский материал.

На момент проверки не обеспечены условия для проведения азопирамовой пробы на скрытую кровь. На момент проверки в кабинете врача-ортопеда в наборе отсутствуют пипетки для забора и смешивания реактивов.

Не обеспечено своевременное ведение учета стерилизации паровым методом изделий медицинского назначения в журнале ф.257-у «Контроль работы стерилизаторов воздушного, парового».

Отсутствует информация о проводимой стерилизации паровым методом наконечников.

Допущено использование сухожаровых шкафов без проведения биологического контроля, без осмотра медтехником.

Дезинфекция ультрафиолетовой камеры, в которой хранятся изделия медицинского назначения не проводится. Журнал не предоставлен.

Не обеспечен контроль за обучением персонала по вопросам дезинфекции, стерилизации, т.к. на момент проверки не представлен журнал инструктажа и допуск персонала руководителем к работе с УФ камерой, ультрафиолетовыми лампами.

Не обеспечено соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в части обращения лекарственных средств (на момент проверки 18.02.2011г. были зафиксированы факты наличия в шкафу в кабинете врача-стоматолога лекарственных средств с истекшим сроком годности).

В состав стоматологической поликлиники для взрослых, размещенной в приспособленных помещениях первого этажа жилого дома входит зуботехническая лаборатория.

В производственном помещении зуботехнической лаборатории размещен шкаф для верхней одежды, отсутствует раковина.

Оборудованная местная вытяжная вентиляция от производственных столов в зуботехнической лаборатории не работает.

Помещения зуботехнической лаборатории, в которой проводятся работы с гипсом не имеют оборудования для осаждения гипса из сточных вод перед спуском в канализацию (гипсоуловители и др.).

Воздух, выбрасываемый в атмосферу от оборудования зуботехнической лаборатории не очищается в соответствии с технологической характеристикой оборудования и материалов.

Персонал зуботехнической лаборатории не проходит периодический медицинский осмотр.

Не обеспечен сбор и временное хранение люминесцентных ламп, относящихся к 1 классу опасности.

Не представлены медицинские книжки с пройденным медицинским осмотром на врачей О., Г.Д. и медицинских сестер Г.Л. и Ч.

Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований при оказании стоматологических услуг осуществляются с нарушением обязательных санитарных правил, а именно: ч.2 ст.40 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99г. № 52-ФЗ; п.п.1.3, 2.36, 3.1, 4.5, 5.5, 5.13, 8.3.21, 8.7, 8.8, 15.11.1, 11.24, 15.14, 4.2, р.I 4.4, 11.8, 11.9, 11.14, р.II п.1.3, 2.24, 2.33, 2.9, р.V п.2.10, 2.13, 3.2, 4.4, 6.14, 8.1.2, 8.1.5, 8.2.2, 8.3.4, 8.3.5, 8.3.12, 8.3.13, 8.3.20, 8.3.27 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п.п.3.1, 3.4, 3.6, 3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; п.2.2 МУ 28-4.6 от 12.08.1980г. «По стерилизации в паровых стерилизаторах перевязочного материала, хирургического белья, хирургических инструментов, резиновых перчаток, стеклянной посуды и шприцев»; п.п.1.3, 1.4 МУ по контролю работы паровых и воздушных стерилизаторов от 28.02.1991г.; табл. ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения»; п.п. 3.3 3.19 МР № 15-6.8 от 01.02.1990г. «По организации централизованных стерилизационных в ЛПУ»; п.п.8.1, 8.2 Руководство 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях»; п.4.10 СниП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», п.4.13 Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала от 28.12.1983г. № 2956а-83; п.8.1. Руководство 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях» и приказа Минздрава СССР от 04.10.1980г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».

Таким образом, МУЗ ЧуГБ при осуществлении деятельности стоматологической поликлиники совершено правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ, т.е. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении и действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В судебном заседании представители территориального отдела управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Нерюнгринском районе Е. и Р. суду пояснили, что в настоящее время МУЗ ЧуГБ кроме перечисленных нарушений вообще не имеет лицензии на оказание населению стоматологической помощи. Для ее получения необходимо санитарное заключение, которое не будет выдано до момента устранения всех перечисленных в протоколе об административном правонарушении нарушений. Поэтому полагают, что приостановление деятельности стоматологической поликлиники на 90 суток будет способствовать более скорейшему устранению указанных недостатков.

И.о. главного врача МУЗ ЧуГБ К. суду пояснила, что с указанными в акте проверки нарушениями она полностью согласна. Действительно у больницы отсутствует необходимая лицензия на осуществление стоматологической деятельности. Кроме того, для приведения всех требований в соответствие с санитарными нормами необходимо сделать соответствующий ремонт в другом помещении, на что необходимы денежные средства. После ремонта будут приняты меры к получению санитарного заключения и лицензии.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

Из протокола об административном правонарушении от 04.03.2011г., акта проверки от 03.03.2011г. следует, что МУЗ Чульманская городская больница при осуществлении медицинской деятельности по оказанию стоматологических услуг в стоматологической поликлинике, расположенной по адресу: <адрес> допущено невыполнение требований санитарного законодательства в части соблюдения санитарно-эпидемиологического режима по содержанию и обработке (дезинфекции, предстерилизационной очистки и стериализации) инструментария, соблюдения противоэпидемического режима, невыполнения требований по оказанию услуг, удостоверяющих безопасность для жизни и здоровью людей, в результате чего имеется угроза возникновения и распространения гнойно-септических заболеваний, а также неизлечимых инфекционных заболеваний (гепатит В, С, ВИЧ-инфекция).

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, обстоятельством смягчающим административную ответственность, суд признает полное признание и.о. главного врача МУЗ ЧуГБ К. выявленных нарушений.

Согласно ст.4.3 КоАП РФ, обстоятельств отягчающих административную ответственность суд не усматривает.

Учитывая вышеизложенное, наличие смягчающего обстоятельства и отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, принимая во внимание, что в действиях МУЗ ЧуГБ выявлены нарушения, которые могут привести к угрозе жизни или здоровью людей, суд считает необходимым назначить МУЗ ЧуГБ наказание в виде административного приостановления деятельности стоматологической поликлиники.

Назначение наказания в виде административного штрафа суд считает нецелесообразным, поскольку штраф не сможет обеспечить цели административного наказания - пресечения всех выявленных нарушений, т.к. обнаруженные существенные нарушения требуют времени для их устранения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Назначить Муниципальному учреждению здравоохранения Чульманская городская больница административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности стоматологической поликлиники, расположенной по адресу: <адрес> сроком на 80 (восемьдесят) суток путем опечатывания центрального входа стоматологической поликлиники.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Нерюнгринского

городского суда .А.Меринов