Нарушение санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуг общественного питания



5-26/2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

г. Нерюнгри 29 марта 2012г.

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Меринов Э.А., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении:

индивидуального предпринимателя Козловой Ж. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

22.03.2012 в ходе проведения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Нерюнгринском районе плановой выездной проверки в отношении Индивидуального предпринимателя Козловой Ж.И., в соответствии с распоряжением заместителя главного государственного санитарного врача по Нерюнгринскому району от 31.01.2012 г., установлено, что на объектах: столовой <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> и столовой <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, выявлены грубые нарушения санитарного законодательства.

1. Так, в столовой <данные изъяты> не обеспечены требования к санитарно-техническому обеспечению организации общественного питания, а именно: руководством предприятия своевременно не проводятся работы по систематической очистке и ревизии системы канализации, фактически отсутствуют раковины для мытья рук в производственных цехах.

Не обеспечено соблюдение требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, поскольку в столовой фактически в использовании находятся столовые приборы (ложки, вилки) из алюминия, а также для технологических целей используется производственное оборудование (столы), кухонная посуда, разделочный инвентарь (доски и ножи) частично без маркировки, что не исключает возможности использования обезличенного оборудования, инвентаря, посуды как для сырой, так и для готовой к употреблению продукции. Кроме того, фактически в использовании находится деформированная кухонная посуда, столовая посуда с отбитыми краями, трещинами, сколами; разделочные доски и мелкий инвентарь с трещинами и механическими повреждениями, что делает невозможным проведение их качественной мойки и дезинфекционной обработки. Фактически складские помещения для хранения продуктов не оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами, что не позволяет осуществлять контроль за условиями хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Руководством предприятия своевременно не проводятся мероприятия по улучшению санитарно- технического состояния объекта, а именно: на момент проверки санитарно-техническое состояние производственных цехов не удовлетворительное: поверхности стен в производственных помещениях неровные, имеют отслоение покрасочного слоя, побелки, местами - покрасочный слой отсутствует; половая плитка в горячем цехе имеет повреждения, что не позволяет проводить качественную текущую и генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Не соблюдаются требования к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды. Так, установлено крайне неудовлетворительное санитарное состояние технологического оборудования и содержание производственных помещений школьной столовой, поскольку текущая уборка помещений столовой, в т.ч. генеральная уборка (санитарные дни), проводятся некачественно: полы, стены, технологическое оборудование, с толстым жировым налетом; кухонная посуда ( баки для 1-ых, 2-ых, 3- их блюд)- не зачищаются. Хранение моющих и дезинфицирующих средств неупорядочено, специально отведенное место для хранения отсутствует. Допускается хранение моющих и дезинфицирующих средств в складском помещении совместно с пищевыми продуктами. Мерные емкости для дозирования моющих и обезжиривающих средств, маркировка объемной вместимости на моечных ваннах - отсутствуют, что не позволяет правильно произвести закладку дезинфицирующих, моющих, обезжиривающих средств в моечные ванны и качественно произвести обработку столовой и кухонной посуды. При опросе кухонный работник также не владеет правилами мытья и обработки посуды. Для мытья посуды используется губчатый материал взамен регламентированных щеток. Частично отсутствует маркировка на уборочном инвентаре. Хранение уборочного инвентаря осуществляется в производственных помещениях. Отдельное помещение, для хранения уборочного инвентаря, оборудованное душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним холодной и горячей воды или специально отведенное место для хранения отсутствуют.

Не обеспечено соблюдение требований санитарных правил к организации здорового питания и формированию примерного меню. Так, отсутствует меню-раскладка, которая бы содержала количественные данные о рецептуре блюд. Фактически, в меню включены эпидемиологически опасные многокомпонентные готовые блюда сложного приготовления, которые запрещены в питании школьников: ножки в мешочке (меню от 14.03.2012г.), бедрышки в мешочке ( меню от 15.03.2012г.), вафельные тортики (меню от 06.03.2012г.), отбивная куриная (рулеты) (меню от 01.03.2012г.), салат «Мимоза» (меню от 21.03.2012г.), пирожок печеный с ливерным фаршем (меню от 06.02.2012г.), винегрет с кальмарами (меню от 07.02.2012г), вафельные мясные тортики (меню от 21.03.2012г.) и др. При этом, технологические карты на указанные готовые блюда отсутствуют. Одновременно с этим, в разрез утвержденного меню, не производится приготовление блюд необходимых для полноценного и сбалансированного питания школьников (сырники из творога с маслом, оладьи из печени, запеканки и др.). На момент поверки не представлены документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность на поступающие пищевые продукты и продовольственное сырье.

Не обеспечено соблюдение требований к условиям хранения пищевых продуктов. Так, хранение пищевых продуктов, продовольственного сырья осуществляется в одной кладовой совместно с хозяйственными товарами, моющими и дезинфицирующими средствами. Продукты хранятся на полу, без поддонов, подтоварников. Принцип товарного соседства при хранении пищевых продуктов не соблюдается.

Не обеспечено соблюдение требований санитарных правил к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции, поскольку фактически готовые блюда, отобранные в ходе проверки не соответствуют гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, что подтверждается экспертным заключением от 22.03.2012г. и протоколом лабораторных исследований <данные изъяты> от 22.03.2012 г.. На момент проверки зафиксирован факт изготовления блюд с использованием яиц (салат «Оливье», салат «Мимоза» и др.), при этом дезинфицирующие средства для обработки яиц отсутствуют. Отсутствуют условия для приготовления и хранения салатов, не выделен стол для приготовления салатов и холодных закусок, отсутствует раковина для повторной обработки овощей, фруктов, зелени, не подлежащих термической обработке, отсутствует холодильник для хранения заготовок. Осуществляется заправка салатов сметаной и майонезом.

Не обеспечено соблюдение требований правил личной гигиены персоналом предприятия, поскольку персонал не обеспечен санитарной одеждой в количестве не менее трех комплектов на одного работника в целях регулярной ее замены. Не организована централизованная стирка специальной санитарной одежды для персонала. Договор на организацию централизованной стирки специальной одежды не представлен. В гардеробной отсутствует шкаф для хранения санитарной одежды. Установлен факт подготовки к проведению свадебного банкета на 24.03.2012г. в столовой <данные изъяты>, что подтверждается наличием продуктов питания в мясном цехе, которые не используются в школьном питании, в то время как использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается.

2. В столовой <данные изъяты> выявлены следующие нарушения.

Не обеспечены требования к санитарно- техническому обеспечению организации общественного питания, а именно: в горячем цехе не оборудована моечная ванна для повторной обработки зелени, фруктов, овощей не подлежащих термической обработке, в моечной столовой и кухонной посуды отсутствует раковина для мытья рук.

Не обеспечено соблюдение требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, а именно: в использовании находятся столовые приборы (ложки, вилки) из алюминия; для технологических целей используется производственное оборудование (столы), кухонная посуда, разделочный инвентарь (доски и ножи) частично без маркировки, что не исключает возможности использования обезличенного оборудования, инвентаря, посуды как для сырой, так и для готовой к употреблению продукции; в использовании находится деформированная кухонная посуда, столовая посуда с отбитыми краями, отбитой эмалью, трещинами, сколами; разделочные доски и мелкий инвентарь с трещинами и механическими повреждениями, что делает невозможным проведение их качественной мойки и дезинфекционной обработки; складские помещения для хранения продуктов не оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами, что не позволяет осуществлять контроль за условиями хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Не соблюдаются требования к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды, а именно: некачественно проводится обработка технологического оборудования, что подтверждаетсяэкспертным заключением от 22.03.2012г. и протоколом лабораторных исследований <данные изъяты> от 22.03.2012 г. согласно которому в 20% смывов обнаружены бактерии группы кишечной палочки с протирочной машины и съемного диска протирочной машины.

Не обеспечено соблюдение требований санитарных правил к организации здорового питания и формированию примерного меню, а именно: отсутствует меню- раскладка, которая бы содержала количественные данные о рецептуре блюд; не соблюдается разработанное индивидуальным предпринимателем и согласованное с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор примерное меню. Фактически, в меню включены эпидемиологически опасные многокомпонентные готовые блюда сложного приготовления, которые запрещены в питании школьников: ножки в мешочке (меню от 14.03.2012г.), бедрышки в мешочке ( меню от 15.03.2012г.), вафельные тортики (меню от 06.03.2012г.), отбивная куриная (рулеты) (меню от 01.03.2012г.), салат «Мимоза» (меню от 21.03.2012г.), пирожок печеный с ливерным фаршем (меню от 06.02.2012г.), винегрет с кальмарами (меню от 07.02.2012г), вафельные мясные тортики (меню от 21.03.2012г.) и др. При этом в нарушение требований п. 6.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 технологические карты на указанные готовые блюда отсутствуют. Одновременно с этим, в разрез утвержденного меню, не производится приготовление блюд необходимых для полноценного и сбалансированного питания школьников (сырники из творога с маслом, оладьи из печени, запеканки и др.). На момент поверки не представлены документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность на поступающие пищевые продукты и продовольственное сырье.

Не обеспечено соблюдение требований санитарных правил к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции, а именно: готовые блюда, отобранные в ходе проверки - не соответствуют гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, что подтверждается экспертным заключением от 22.03.2012г. и протоколом лабораторных исследований <данные изъяты> от 22.03.2012 г.

Не обеспечено соблюдение требований правил личной гигиены персоналом предприятия, а именно: персонал не обеспечен специальной санитарной одеждой в количестве не менее трех комплектов на одного работника, в целях регулярной ее замены; не организована централизованная стирка специальной санитарной одежды для персонала, договор на организацию централизованной стирки спец.одежды-не представлен, в гардеробной неупорядоченно хранение спец.одежды.

Выявленные в столовых <данные изъяты> и <данные изъяты> нарушения санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуг общественного питания осуществляются с нарушением обязательных санитарных правил, а именно: ст.11, п.1 ст.17 Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ « О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»; ст.ст.16, 17, 28 Федерального Закона от 02.01.2000г. № 29 -ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; п.2.2, п.3.3, п.3.13, п.4.4, п.4.6, п.5.1, п.5.13, п.5.14, п.6.5, п.6.4, п.6.6, п.6.16, п.6.18, п.6.19, п.6.21, п.9.1, п.7.7, п.7.11, п.7.27, п.9.10, п.13.4, п.13.5,п.15.1 СП 2.3.6.1079 -01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п. 3.1., 5.1., 3.3., 3.6., 4.1., 4.12., 4.14., 5.1., 5.2., 5.14., 5.18. 5.5., 5.7., 5.16., 5.21, 5.22, 6.4., 8.2., 8.13., 8.17., 8.22, 8.25., 8.27 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Таким образом, ИП Козловой Ж.И. при осуществлении деятельности по организации горячего питания в столовой <данные изъяты> и столовой <данные изъяты> совершено правонарушение, предусмотренное ст.6.6 КоАП РФ, т.е. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

В судебном заседании представители территориального отдела управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Нерюнгринском районе Стехов В.Н. и Еникеева О.А. суду пояснили, что на устранение всех выявленных недостатков потребуется не менее трех недель, поэтому просят назначить наказание в виде приостановления деятельности путем опечатывания дверей столовых обеих школ.

ИП Козлова Ж.И. суду пояснила, что все выявленные нарушения действительно имели место. Обязуется все исправить в кратчайшие сроки и просит строго не наказывать.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

Из протокола об административном правонарушении от 23.03.2012г., акта проверки от 23.03.2012г., экспертных заключений и от 22.03.2012г., протоколов лабораторных исследований и от 22.03.2012г. следует, что ИП Козлова Ж.И. при осуществлении деятельности по организации горячего питания в столовой <данные изъяты> и столовой <данные изъяты> допущены грубые нарушения санитарных правил. Так, не соблюдаются требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, к приему и хранению сырья и пищевых продуктов, к обработке сырья и производству продукции, к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды, к организации здорового питания и формированию примерного меню, к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции, соблюдению правил личной гигиены персоналом предприятия.

И.о. главного государственного санитарного врача по Нерюнгринскому району в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применен временный запрет деятельности столовых <данные изъяты> и <данные изъяты>, их деятельность фактически прекращена 23.03.2012г. в 14 час. 30 мин. (протокол о временном запрете деятельности от 23.03.2012г.).

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, обстоятельством смягчающим административную ответственность, суд признает полное признание ИП Козловой Ж.И. выявленных нарушений.

Согласно ст.4.3 КоАП РФ, обстоятельств отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.

Учитывая вышеизложенное, наличие смягчающего обстоятельства и отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, а также принимая во внимание, что обнаруженные существенные нарушения санитарного законодательства, могут послужить причиной возникновения массовых или единичных случаев инфекционных и неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений среди учащихся и персонала <данные изъяты>, <данные изъяты>, ставя под угрозу конституционное право граждан на охрану здоровья, и для их устранения, суд считает необходимым назначить ИП Козловой Ж.И. наказание в виде административного приостановления деятельности столовой <данные изъяты> и столовой <данные изъяты>.

Назначение наказания в виде административного штрафа суд считает нецелесообразным, поскольку штраф не сможет обеспечить цели административного наказания - пресечения всех выявленных нарушений, т.к. обнаруженные существенные нарушения требуют времени для их устранения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Назначить Индивидуальному предпринимателю Козловой Ж. И. административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности столовой <данные изъяты> и столовой <данные изъяты> сроком на 30 (тридцать) суток путем запрещения в указанных столовых предоставления услуг по организации горячего питания.

Срок наказания исчислять с 14 час. 30 мин. 23.03.2012 г.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Нерюнгринского

городского суда Э.А.Меринов