о признании права на государственный жилищный сертификат



Дело 2-262/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 ноября 2010 год п. Усть-Нера

Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Сараева А.В., при секретаре Долгополовой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черкалина Михаила Алексеевича к Администрации Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

у с т а н о в и л:

Черкалин М.А. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному Образованию «Оймяконский улус (район)» о признании за ним права на получение жилищного сертификата в связи с ликвидацией поселка Эльгинский.

На судебное заседание истец не явился, в своем заявлении просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие с последующим направлением копии решения.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело в отсутствие истца с участием его представителя по доверенности.

Представитель истца ФИО (доверенность б/н от 3 сентября 2010 года) исковые требования Черкалина М.А. поддержала в полном объеме и суду пояснила, что с 1982 года по 1998 год Черкалин М.А. проживал в п. Эльгинский Оймяконского района, работал на шахте Маршальская в качестве «гроз-проходчика». В 1997 году началась ликвидация поселка, на момент которой Черкалин М.А. проживал в поселке. В связи с ликвидацией поселка истца включили в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в первую очередь. В 1998 году из-за болезни отца Черкалин М.А. вынужден был выехать на постоянное место жительство в Краснодарский край. При обращении в администрацию Оймяконского района ему пояснили, что в Краснодарском крае работает программа по обеспечению граждан жильем и если он хочет, может обратиться с таким вопросом по месту своего нового жительства, в связи с чем Черкалин М.А. забрал свои документы из администрации Оймяконского района. По приезду на новое место жительство Черкалин М.А. прописался по адресу: г. Белореченск, ул. ..., дом № ... кв. № .... При обращении в органы исполнительной власти с вопросом о предоставлении жилищной субсидии Черкалину М.А. пояснили, что в настоящее время строительство жилья для выезжающих из районов Крайнего Севера приостановлено. Кроме этого, представитель истца пояснила, что она в 2007 году получила жилищный сертификат на состав семьи из трех человек, в частности на себя и двух дочерей. В связи с тем, что до настоящего времени Черкалин М.А. не получил жилищной субсидии, представитель истца просит суд обязать администрацию МО «Оймяконский улус (район)» включить Черкалина М.А. в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата по ликвидации п. Эльгинский в первую очередь.

Представитель ответчика ФИО1 (доверенность б/н от 20 июля 2010 года) исковые требования Черкалина М.А. не признал и суду пояснил, что истцу необходимо обращаться с данным вопросом к администрации того района, где он проживает в настоящее время, в частности к администрации Белореченского района Краснодарского края. Представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

На основании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) № 181 от 08 мая 1997 года «О неотложных мерах по комплексному решению проблем золотодобывающей отрасли» и Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июня 1997 № 697-р «О порядке и сроках ликвидации отдельных поселков Оймяконского района» принято решение приступить к закрытию в текущем году следующих поселков: Нелькан, Ольчан и Эльгинский (шахта Маршальская) Оймяконского улуса. Процесс закрытия указанных населенных пунктов начать к 01 сентября 1997 г.

Данным Постановлением было предусмотрено направление для золотодобывающей отрасли 50% средств, предусмотренных Федеральным Законом для Республики Саха (Якутия) на жилищные субсидии для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, для осуществления целевой отраслевой программы, реализуемой Министерством финансов Республики Саха (Якутия), Министерством строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) и улусными администрациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. № 1170 были приняты предложения Правительства Республики Саха (Якутия), согласованные с Государственным Комитетом Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению и Министерством финансов Российской Федерации, о ликвидации поселков Ольчан, Эльгинский, Нелькан, Арга-Мой Оймяконского района и об оказании их жителям помощи в переселении в другие регионы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 131-ФЗ от 25 июля 1998 г., необходимо соблюдение трех условий для признания за гражданином права на жилищную субсидию - стаж работы, проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 лет, фактическое проживание, а также отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации. Данная статья на основании Постановления Конституционного суда РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотрено требование о наличии минимального стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ней местностях, дающих право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета. Положения данной статьи не распространяются на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Черкалин М.А. был зарегистрирован в пос. ... с 5 октября 1982 года по январь 1998 года. Согласно записи в трудовой книжке серии Номер обезличен № Номер обезличен Черкалин М.А. с 5 октября 1982 года работал в ГОК «Индигирзолото» на шахте Маршальская. На начало ликвидации пос. Эльгинский у Черкалина М.А. имелся трудовой стаж 13 лет 6 месяцев.

Согласно имеющимся в материалах дела спискам граждан, выезжающих из Республики Саха (Якутия) на постоянное место жительства, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.09.1992 г. № 1122, составленных по фактическому проживанию и наличию необходимого стажа работы, Черкалин М.А. первоначально был включен с супругой Черкалиной С.Г. и двумя дочерьми. Однако, как пояснила представитель истца Черкалина С.Г., Черкалин М.А. был исключен из списков в связи с тем, что он выезжал на постоянное место жительство в Краснодарский край и в администрации Оймяконского района РС (Я) ему пояснили, что он вправе обратиться за выдачей жилищного сертификата в администрацию того района куда он выезжает. В связи с чем Черкалин М.А. забрал свои документы из администрации Оймяконского района.

Согласно ст. 3 Федерального Закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из копии паспорта серии Номер обезличен № Номер обезличен, выданного ОВД Белореченского района Краснодарского края, а также подтверждается справкой, выданной 20 мая 2010 года Комитетом самоуправления микрорайона № Номер обезличен г. ... и не оспаривается представителем истца, Черкалин М.А. зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, г. ..., ул. ..., дом № ..., кв. № ....

Из ответа Администрации Краснодарского края на запрос суда следует, что обеспечение социальными выплатами граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 21 октября 2002 года № 125 - ФЗ «О жилищных субсидиях ….» и постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Денежные средства распределяются согласно общекраевому списку граждан, выехавших из районов Крайнего севера, в зависимости от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и очередности предоставления социальных выплат, установленной Федеральным законом (применительно к Краснодарскому краю). За период с 2006 года по 2010 год в Краснодарском крае для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего севера, выделено 46 государственных жилищных сертификатов на сумму ... руб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Согласно пункта 5 вышеуказанных правил право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации, в частности граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет, а также граждане.

Согласно пункта 6 вышеуказанных Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Таким образом, суд считает, что с данным вопросом Черкалин М.А. должен обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту своего постоянного жительства, так как он постоянно проживает в Краснодарском крае и в настоящее время в Краснодарском крае производится финансирование на выделение жилищных субсидий.

Аналогичная позиция изложена в определениях судебной коллегии по гражданским делам ВС РС (Я) от 24 мая 2006 года и 19 июня 2006 года.

Учитывая вышеисследованные обстоятельства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковый требований Черкалина М.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Черкалина Михаила Алексеевича к Администрации Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о признании права на получение государственного жилищного сертификата отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в кассационном порядке через Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней.

Судья: А.В. Сараев