О признании незаконным бездействия ОВД по Оймяконскому району по своевременному устранению нарушени



Дело № 2-95/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Аргуновой М.Н.,

с участием помощника прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия)

Ушницкого А.С.,

при секретаре Долгополовой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос.Усть-Нера

20 апреля 2010 года

гражданское дело по иску прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) и Отделу внутренних дел по Оймяконскому району Республики Саха (Якутия) об устранении нарушений норм действующего законодательства в части содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оймяконского района Республики Саха (Якутия), в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Отделу внутренних дел по Оймяконскому району Республики Саха (Якутия). Как указал прокурор, при проведении в рамках прокурорского надзора проверки изолятора временного содержания ОВД по Оймяконскому району, выявлены нарушения условий содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе: отсутствие бытовых условий содержания указанных лиц, нарушение санитарных норм, отсутствие средств личной гигиены, постельных принадлежностей, столовых приборов, достаточного питания, отсутствие вентиляции воздуха и освещения в камерах. Прокурор просит суд обязать ответчика устранить данные нарушения в шестимесячный срок.

ОВД по Оймяконскому району с требованиями прокурора не согласно, при подготовке к судебному разбирательству представитель ответчика Цой А.Б. пояснил, что ОВД по Оймяконскому району финансируется из бюджета, самостоятельно не распределяет денежные средства по статьям расходов. ОВД по Оймяконскому району неоднократно направлялись заявки в МВД по РС (Я) на оснащение ИВС, но оснащение осуществляется не в полном объеме. В 2007 и 2008 годах финансирование не поступало. Содержащимся в ИВС лицам выдается лишь постельное белье.

Определением суда от 15 марта 2010 г. к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству истца привлечено Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) л.д.47).

В судебное заседание представитель МВД по РС (Я) не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с невозможностью прибытия к месту проведения судебного разбирательства.

Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика МВД по РС (Я).

В судебном заседании помощник прокурора Оймяконского района Ушницкий А.С. заявленные требования поддержал.

Представитель ОВД по Оймяконскому району Николаев И.Д. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Суду пояснил, что выявленные прокуратурой в ходе проверки ИВС нарушения действительно имеют место. ОВД по Оймяконскому району предпринимаются меры для устранения нарушений: направлены заявки на материально - техническое снабжение в МВД по РС (Я), заключен договор на оказание услуг по стирке белья содержащихся в ИВС лиц. Решается вопрос с проведением капитального ремонта изолятора.

При рассмотрении дела судом установлено следующее:

В соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей и предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, а также подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Статьей 4 Закона установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии с подп. 5, 9, 11,12 ст. 17 Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидание с родственниками и иными лицами, бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой, собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.

Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Материально-бытовое обеспечение изоляторов временного содержания должно соответствовать требованиям, установленным разделом V Правил внутреннего распорядка.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Оймяконского района в ходе комплексной проверки ИВС по Оймяконскому району в мае 2009 года установлены нарушения Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Так, проверкой установлено, что лица, содержащиеся в ИВС, не обеспечены индивидуальными средствами личной гигиены, в том числе мылом, стиральным порошком, бумагой для гигиенических целей, бритвенными принадлежностями; постельным бельем (простынями, наволочками) и полотенцами; столовыми приборами и посудой на время приема пищи; наоловыми приборами и посудой во время приема пищи; стями индивидуальным средствами личной гигиены 56784 стольными играми; изданиями периодической печати. В нарушение требований закона, камеры ИВС не оборудованы столами, бачками для питьевой воды, вешалками для одежды, индивидуальными нарами и кроватями, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом, полками для туалетных принадлежностей. Камеры не оборудованы светильниками дневного и ночного освещения, кнопкой вызова дежурного, урнами для мусора. Отсутствует надлежащая вентиляция.

Выявленные факты являются нарушением требований п.43, 44, 45 Раздела V Правил внутреннего распорядка, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950.

Кроме того, согласно проведенным Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Оймяконском районе мероприятиям по соблюдению санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей, установлено, что освещение в ИВС ОВД по Оймяконскому району не соответствует требованиям закона. В камерах в течение длительного времени не проводился ремонт, не проводится дезинфекция. Помещение кухни находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, отсутствует посуда, оборудование и инвентарь имеют загрязнения. В душевой в течение длительного времени не проводился косметический ремонт, на полу, стенах имеются загрязнения. В ИВС не обеспечено надлежащее медицинское обслуживание, отсутствует аптечка для оказания первой медицинской помощи, медицинский кабинет.

Вышеуказанные нарушения зафиксированы актом мероприятий по контролю от 05 мая 2009 г., копия которого представлена в материалах дела, а также протоколом измерения освещенности от 06 мая 2009 г. № 14 л.д.16-18). С содержанием акта ознакомлены начальник ИВС по Оймяконскому району ФИО и начальник ОВД по Оймяконскому району ФИО1, о чем имеется соответствующая отметка. Копия акта вручена начальнику ОВД по Оймяконскому району под расписку л.д.17).

По результатам проверки прокуратурой в адрес начальника ОВД по Оймяконскому району было внесено представление от 06.05.2009 г. об устранении нарушений закона в месячный срок.

Однако, как установлено судом, в указанный срок нарушения не устранены, что подтверждается объяснительной начальника ИВС ОВД по Оймяконскому району ФИО от 07 августа 2009г. л.д.12). Как следует из объяснения, несмотря на неоднократные заявки, финансовое обеспечение деятельности ИВС МВД РС (Я) осуществляется не в полном объеме л.д.12).

В материалах дела также имеется объяснительная начальника ИВС ОВД по Оймяконскому району ФИО. от 04 марта 2010 г., из которой установлено, что допущенные нарушения не устранены, из-за отсутствия денежных средств л.д.8).

МВД по РС (Я) с иском не согласно. В отзыве от 31.03.2010 г., считает, что персональную ответственность за обеспечение условий содержания подозреваемых и обвиняемых лиц и материально - техническое обеспечение ИВС несет начальник ОВД по Оймяконскому району, также указанные обязанности возложены на старшину ИВС, который должен своевременно представлять заявки на обеспечение ИВС необходимым имуществом, обеспечивать надлежащее санитарное состояние помещений ИВС. Отсутствие необходимого бюджетного финансирования для содержания ИВС соответчик МВД по РС (Я) связывает с ограничением бюджетных средств, указывая, что полученные заявки удовлетворяются по мере возможности. Также ответчик указал, что, согласно заявке МВД по РС (Я), из федерального бюджета на капитальный ремонт ИВС ОВД по Оймяконскому району в 2010 г. планируется выделение средств из федерального бюджета в размере ... л.д. 63-65).

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом у ОВД по Оймяконскому району истребованы необходимые для разрешения дела доказательства, в том числе Положение об ОВД и ИВС по Оймяконскому району, приказы о назначении и должностные инструкции лиц, ответственных за содержание ИВС. Данные документы ответчиком не представлены.

При рассмотрении дела судом установлено, что функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 5. Раздела 1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 г. № 927, МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему территориальные органы.

Согласно подп. «в», «г» п. 1 Указа Президента РФ «О территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 28.02.2009 г. № 233, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ на региональном уровне являются министерства внутренних дел по субъектам РФ, на районном уровне - отделы внутренних дел по районам.

В силу абз.3 ст. 9 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ, изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете соответствующего федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с требованием подп. 12 п. 16 Раздела II Типового положения о Министерстве внутренних дел, утвержденного приказом МВД РФ от 25.10.2006 г. № 846, министерства внутренних дел по субъектам РФ обеспечивают в соответствии с законодательством РФ содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания.

Распоряжение бюджетными средствами, утверждение смет доходов и расходов, распределение и перераспределение в пределах своих полномочий бюджетных ассигнований и материально-технических средств между подчиненными органами внутренних дел осуществляет Министр внутренних дел по субъекту РФ (подп. 25, 26 п.19 Типового положения).

Из анализа указанных нормативно-правовых актов судом установлено, что ИВС ОВД по Оймяконскому району входит в систему органов внутренних дел, находится в подчинении МВД по РС (Я) и финансируется из федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, доводы МВД по РС (Я) о том, что обязанности по обеспечению материально-бытовых и иных условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС по Оймяконскому району возложены непосредственно на должностных лиц ОВД по Оймяконскому району, не могут быть признаны судом состоятельными.

Ссылка представителя ответчика на то, что обеспечение ИВС производится по мере возможности, не имеет значение для данного дела, и не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по исполнению требований закона в части соблюдения прав и законных интересов лиц, находящихся под стражей и пребывающих в изоляторе временного содержания.

Вместе с тем, суд считает, что ОВД по Оймяконскому району также несет ответственность за содержание ИВС по Оймяконскому району, обязан обеспечивать санитарное состояние помещений и камер ИВС, соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, своевременно направлять заявки на материально-техническое и иное обеспечение изолятора временного содержания, капитальный и текущий ремонт.

Как установлено судом, данные обязанности выполнялись начальником ОВД по Оймяконскому району, начальником ИВС по Оймяконскому району ненадлежащим образом. Из представленных в деле документов следует, что заявки на обеспечение подавались в МВД по РС (Я) в основном на обеспечение постельными принадлежностями и не содержали установленного законом для оборудования ИВС перечня.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, требование прокурора к МВД по РС (Я) и ОВД по Оймяконскому району об устранении нарушений действующего законодательства в части содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений основано на законе и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) и Отдела внутренних дел по Оймяконскому району по своевременному устранению нарушений норм действующего законодательства «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) и Отдел внутренних дел по Оймяконскому району Республики Саха (Якутия) в шестимесячный срок устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: создать бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии, пожарной безопасности; приобрести и выдать постельные принадлежности, посуду и столовые приборы, туалетную бумагу, а также индивидуальные средства гигиены- мыло, зубную щетку, зубную пасту (зубной порошок), одноразовые бритвы (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин); оборудовать камеры в ИВС столами, бачками для питьевой воды, вешалками для одежды, индивидуальными нарами и кроватями, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, полок для туалетных принадлежностей; привести в соответствие с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению жилых и общественных зданий; оборудовать прогулочный двор навесами от дождя.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд РС (Я) в течение 10 дней.

Председательствующий: М.Н. Аргунова