Дело № 2-74/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Аргуновой М.Н.,
с участием помощника прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия)
Осинцевой М.Г.,
представителя ответчика ОАО «Теплоэнергосервис», на основании доверенности, Черняк Т.С.,
при секретаре Ковлековой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос.Усть-Нера
06 апреля 2010 года
гражданское дело по иску прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Теплоэнергосервис» об устранении нарушений норм действующего законодательства в области пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оймяконского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Теплоэнергосервис» об устранении нарушений норм действующего законодательства в области пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований истец указал, что в рамках осуществления прокурорского надзора за соблюдением требований закона, прокуратурой с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора Оймяконского района была проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности на котельных, находящихся на балансе ОАО «Теплоэнергосервис». В ходе проверки котельной № 3, расположенной в мкрн. Индигирский, пос.Усть-Нера, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые ставят под угрозу безопасность как работников данных объектов теплоснабжения, так и неопределенного круга граждан-потребителей тепловой энергии, т.к. несоблюдение правил пожарной безопасности ответчиком может привести к возникновению пожара, приостановлению работы котельной и созданию тем самым аварийной ситуации. На основании изложенного, прокурор просит суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения в трехмесячный срок.
Ответчик ОАО «Теплоэнергосервис» в отзыве от 10 марта 2010 г. с иском не согласен, ссылается на то, что прокурором не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, не внесено представление об устранении выявленных нарушений. Также указывает, что прокуратурой проверка работы котельной не проводилась. Ответчик не был уведомлен о проведении проверки и не получал акта проверки л.д. 21).
В судебном заседании помощник прокурора Оймяконского района Осинцева М.Г. заявленные требования поддержала. Как пояснила помощник прокурора, проверка проводилась на основании указания Прокуратуры РС (Я), в связи с участившимися случаями пожаров на котельных республики. Для проведения проверки прокуратурой из отдела пожарного надзора Оймяконского района были истребованы материалы проверки указанных объектов, находящихся на балансе ответчика. В ходе проверки установлено, что нарушения требований пожарной безопасности на указанных объектах, выявленные инспектором пожарного надзора на котельной в сентябре 2009 г., ответчиком в полном объеме не устранены, предписание контролирующего органа не исполнено. Прокуратурой в адрес ответчика внесено представление и подано исковое заявление в суд об устранении нарушений действующего законодательства.
Представитель ответчика, на основании доверенности от 01.01.2010 г. Номер обезличен Черняк Т.С., выразила несогласие с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве от 10.03.2010 г.
Изучив материалы дела, выслушав доводы прокурора, пояснения представителя ответчика, суд установил следующее:
Согласно п. 3.2 Устава ОАО «Теплоэнергосервис», копия которого имеется в материалах дела, одним из видов деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и тепловой энергии котельными л.д.25).
В приложении № 1 к Уставу определен перечень филиалов ОАО «Теплоэнегосервис», согласно которому в Оймяконском районе деятельность осуществляет Оймяконский филиал ОАО «Теплоэнергосервис» л.д.50).
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, по запросу суда ответчиком представлен перечень котельных, находящихся в собственности ОАО «Теплоэнергосервис» в Оймяконском районе.
Судом установлено, что на балансе ответчика состоит 14 котельных, в том числе котельная № 3, расположенная в мкрн.Индигирский.
Как следует из материалов дела, подведомственные ответчику объекты теплоснабжения- котельные, не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
По запросу суда главным государственным инспектором Оймяконского района по пожарному надзору ФИО были представлены материалы выездной внеплановой проверки ОАО «Теплоэнергосервис» от 30 сентября 2009 г.
Согласно акту проверки Номер обезличен от 30.09.2009 г., в ходе проверки котельной № 3 были установлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: на объекте не произведен замер сопротивления изоляции проводов, кабелей, заземляющих устройств; провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией не обесточены и эксплуатируются; в помещениях объекта электропроводка проложена по сгораемым конструкциям и материалам; соединения, ответвления, оконцевания жил проводов и кабелей выполнены на скрутках; соединения и ответвления проводов и кабелей выполнены вне соединительных, ответвительных коробок; в силовом распределительном шкафу эксплуатируются некалиброванные плавкие вставки; чайники и другие нагревательные электроприборы эксплуатируются без дополнительного аппарата защиты; на путях эвакуации из здания не установлены светоуказатели «Выход»; светильники не оборудованы колпаками (рассеивателями).
Выявленные факты являются нарушением п.п. 34, 57, 60 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, а также п.п.2.1.36, 2.1.21, 2.1.26 Правил устройства электроустановок.
Проверка проводилась инспектором с участием представителя ответчика ОАО «Теплоэнергосервис» - начальника службы охраны труда и производственного контроля ФИО1
По результатам проверки инспектором пожарного надзора в адрес руководителя Оймяконского филиала ОАО «Теплоэнергосервис» ФИО2 было внесено предписание № 1-129 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 15 декабря 2009 г.
Как пояснил допрошенный в судебном заседании 06.04.2010 г. государственный инспектор пожарного надзора Риянов В.З., проводивший проверку, до настоящего времени сведений об устранении отдельных нарушений, выявленных в ходе проверки, ОАО «Теплоэнергосервис» не представлено. Данные пояснения подтверждаются информационной справкой от 11.02.2010 г. Номер обезличен, направленной начальником ОГПН Оймяконского района в адрес прокурора л.д.6).
Представитель ответчика Черняк Т.С. в судебном заседании 15.03.2010 г. показала, что ФИО неоднократно проводились проверки и вносились представления по одним и тем же требованиям пожарной безопасности. Часть предписаний были сняты после обращения филиала ОАО «Теплоэнергосервис» с письмом в УГПН МЧС России по РС (Я). Относительно выполнения пунктов предписания от 30.09.2009 г., представитель ответчика пояснила, что их устранение возможно только в летний период, при проведении ремонтной кампании л.д.67).
Надлежащих доказательств, свидетельствующих об устранении отдельных нарушений требований пожарной безопасности в установленный предписанием от 30.09.2009 г. срок, в ходе судебного разбирательства ответчиком не представлено.
Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что факты нарушений правил пожарной безопасности на котельной не доказаны, опровергаются имеющимися в материалах дела документами о проведенной проверке и пояснениями представителя государственного пожарного надзора ФИО в судебном заседании, а также показаниями самого представителя ответчика об имеющихся нарушениях.
В рамках данного дела результаты проведенной инспектором пожарного надзора проверки и вынесенное по ее итогам предписание ответчиком не оспариваются. Также в деле отсутствуют сведения о том, что ранее ответчиком были обжалованы какие-либо действия инспектора пожарного надзора в связи с проведенной в сентябре 2009 г. проверкой и выражено несогласие с предписанием.
При таких обстоятельствах, суд считает установленными факты нарушений требований пожарной безопасности, выявленные на котельной № 3 мкрн.Индигирский.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» собственники имущества несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Доводы ответчика о том, что прокуратурой не был соблюден установленный Федеральным законом РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядок проведения проверки, основаны на неправильном применении закона.
Так, согласно ч.3 ст. 1 Закона, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при осуществлении прокурорского надзора.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 1.01.1992 г. № 2202-1, прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу с ч.2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре», органы прокуратуру не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, обращение прокурора в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчику об устранении нарушений требований пожарной безопасности, основано на законе.
Суд считает, что несоблюдение ответчиком ОАО «Теплоэнергосервис» обязательных требований пожарной безопасности на объекте, осуществляющем обеспечение населения тепловой энергией и горячим водоснабжением в зимний период, недопустимо.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) к Открытому акционерному обществу «Теплоэнергосервис» об устранении нарушений норм действующего законодательства в области пожарной безопасности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Теплоэнергосервис» по своевременному устранению нарушений норм действующего законодательства по пожарной безопасности.
Обязать ОАО «Теплоэнергосервис» в трехмесячный срок устранить в полном объеме допущенные нарушения на котельной №3, расположенной в микрорайоне Индигирский, пос.Усть-Нера, а именно: обеспечить прокладку электропроводов в соответствии с требованиями п. 2.1.36 Правил устройства электроустановок с применением несгораемых материалов; заменить электропровода и кабели с обветшавшей, поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; обеспечить соединение, ответвление, оконцевание жил проводов и кабелей в соответствии с требованиями п.2.1.21 Правил устройства электроустановок при помощи сварки, пайки сжимов, болтовых соединений, в соответствии с действующими инструкциями; обеспечить соединение, ответвление оконцевание жил проводов и кабелей в соединительных и ответвительных коробках в соответствии с требованиями п. 2.1. 26 Правил устройства электроустановок; оборудовать светильники колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд РС (Я) в течение 10 дней.
Председательствующий: п/п М.Н. Аргунова