Дело № 2-230/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Соколовской Л.В.
с участием зам. прокурора Оймяконского района РС (Я) Сокрут О.А.
при секретаре Сафоновой К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Нера
06 сентября 2010 года
гражданское дело по иску заместителя прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределённого круга лиц Государственному учреждению социального обслуживания «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» о понуждении устранить нарушения противопожарного законодательства и прекращении деятельности до полного устранения нарушений противопожарного законодательства.
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Оймяконского района РС (Я) обратился с вышеуказанным иском к ГОУ СО «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Свои требования мотивирует тем, что ответчик осуществляет свою деятельность с января 2010 года, при осуществлении деятельности грубо нарушает правила пожарной безопасности.
В ходе проверки 06 мая 2010 года был выявлен ряд грубых нарушений правил пожарной безопасности, по результатам проверки было вынесено предписание № 1-55 с требованием устранить выявленные нарушения в срок до 15 июля 200 года. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что подтверждается актом повторной внеплановой проверки от 06 августа 2010 года. Кроме того, разрешение на ввод в эксплуатацию здания ГУ СО «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Номер обезличен от 09 февраля 2010 года признано недействительным, государственная экспертиза на реконструкцию задания детского сада в пос. Артык для размещения там ГУ СО «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» не проводилась, положительное заключение проектной документации требованиям технического регламента и результатам инженерных изысканий отсутствует. В связи с тем, что проектная документация на реконструкцию указанного здания не прошла государственную экспертизу, что повлекло за собой грубые и многочисленные нарушения противопожарного законодательства. Нарушение противопожарного законодательства создают потенциальную угрозу для лиц, находящихся там, а так же персонала учреждения в случае возникновения пожара.
Представитель ответчика Очеретяная Е.А. заявленные требования не признала, в судебном заседании пояснила, что большинство выявленных нарушений устранено. 06 августа 2010 года была проведена повторная проверка, которая выявила дополнительные нарушения из 12 пунктов, с четырьмя из них они не согласны. В настоящее время не выполненными остались нарушения в части архитектуры здания, вопрос об из устранении решается на уровне Правительства РС (Я). Административное приостановление деятельности учреждения установлено до 27 октября 2010 года, до этой даты все нарушения должны быть устранены. Просит в иске отказать.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд принимает решение на основании следующих обстоятельств:
В силу ст.ст. 34 и 37 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду и т.д.
Правилами ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Постановлением Госкомтруда ССР от 20 июня 1978 года № 202 «Об утверждении Типового положения о доме престарелых и инвалидов» указано, что дом-интернат организуется в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованием техники безопасности и располагать всеми видами коммунального благоустройства для проживания престарелых и инвалидов.
Решением Оймяконского районного суда от 13 июля 2010 года разрешение Номер обезличен от 09 февраля 2010 года о вводе в эксплуатацию здания ГУ СО «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» признано незаконным. Как установлено действия по выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию неправомерны по причине отсутствия положительного заключения государственной экспертизы на реконструкцию здания.
Согласно ч.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемые для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной регистрации, за исключением случаев предусмотренных статьей.
Реконструкция здания детского сада п. Артык относится к категориям объектов, проектная документация которых подлежит обязательной государственной экспертизе.
Постановлением Оймяконского районного суда от 27июля 2010 года ГУ СО «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказания в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации здания) сроком на 90 суток.
Судебные акты вступили в законную силу.
18 февраля 2010 года начальником УГПН ГУ МЧС РФ по РС (Я) главным государственным инспектором РС (Я) по пожарному надзору ФИО в адрес министра труда и социального развития РС (Я) ФИО1 было направлено сообщение по проектно-сметной документации на строящиеся и реконструируемые объекты с круглосуточным пребыванием людей, в частности с указанием выявленных нарушений при реконструкции здания детского сада в пос. Артык Оймяконского улуса для размещения ГУ СО «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов», проектировщика ООО «Теплостройпроект» состоящие из 17 пунктов, включающие в себя нарушения, устраняемые только перестройкой здания.
Указанные в данном сообщение нарушения были установлены актом проверки 06 мая 2010 года, на основании которого было выдано предписание 1-55 и установлен срок исполнения до 15 июля 2010 года.
06 августа 2010 года была проведена повторная проверка, согласно акта проведенной проверки выявлены 12 нарушений противопожарного законодательства, вынесено предписание № 106/1/107 и установлен срок исполнения до 15 ноября 2010 года.
Учитывая, характер деятельности учреждения, связанный с осуществлением функций по содержанию лиц, находящихся в учреждении круглосуточно, а так же относящихся к категории маломобильных граждан, беспомощных в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья, нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу чрезвычайной ситуации, ущербу здоровья людей, могут привести к человеческим жертвам и значительным материальным потерям.
Согласно ст. 1065 ГК РФ в случае, если опасность причинения вреда в будущем является следствием эксплуатации предприятия, сооружения или иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает вредом, суд вправе обязать ответчиков, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика проектная документация направлена на государственную экспертизу, но заключение еще не получено, письменных доказательств данного факта не представлено.
Как пояснила в судебном заседании представитель ОГПН по Оймяконскому району Гапченко О.Н. здание эксплуатируемое ответчиком относится к категории объектов к которым применяются повышенные требования к соблюдению правил пожарной безопасности. В районе не было ранее подобных объектов, поэтому все выявленные нарушения, согласовывались и уточнялись в Управлении пожарного надзора по РС (Я).
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные прокурором исковые требования законными и обоснованными, отсутствие положительного заключения государственной экспертизы на реконструкцию здания детского сада в пос. Артык для размещения там ГУ СО «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» а так же разрешения на ввод здания в эксплуатацию, не устранение выявленных проверками нарушений правил пожарной безопасности, при дальнейшей эксплуатации здания и продолжении осуществления деятельности ГУ СО «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» в случае возникновения пожара возникнет реальная опасность для граждан проживающих в учреждении медико-социального обслуживания, а так же его персонала.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение социального обслуживания «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» устранить нарушения противопожарного законодательства указанные в предписании № 106/1/107 от 06 августа 2010 года в полном объеме в срок до 15 ноября 2010 года.
Прекратить деятельность ГУ СО «Оймяконский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» до полного устранения нарушений противопожарного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней с подачей жалобы через Оймяконский районный суд.
Председательствующий: Л.В. Соколовская