О признании нуждающимся в получении жилого помещения



Дело 2-39/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2011 год п. Усть-Нера

Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Сараева А.В., при секретаре Долгополовой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кислова Евгения Владимировича к Администрации Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с ликвидацией п. Эльгинский Оймяконского района Республики Саха (Якутия),

у с т а н о в и л:

Кислов Е.В. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному Образованию «Оймяконский улус (район)» о признании за ним права на получение жилищного сертификата в связи с ликвидацией поселка Эльгинский. В своем исковом заявлении Кислов Е.В. суду поясняет следующее: в 1978 году его семья переехала в п. Эльгинский Оймяконского района Якутской АССР. С 1987 года истец начал работать самостоятельно и после службы в армии он был принят на работу в старательскую артель «...» прииска Маршальский. В этот период Кислов Е.В. проживал в п. Эльгинский на жилой площади, принадлежащей прииску Маршальский ГОК «Индигирзолото». В мае 1997 года Кислов Е.В. со своей супругой и сыном был вынужден выехать из Якутской АССР в Иркутскую область в связи с ликвидацией производства, на котором работал истец, и надеялся найти там другую работу. Во исполнение Постановления Правительства РС (Я) от 8 мая 1997 года поселок Эльгинский с 1 сентября 1997 года был ликвидирован. На момент выезда семья истца не имела никакой жилой площади. Жилье либо жилищный сертификат его семья не получила до настоящего времени. В очереди на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты истец не состоял. На основании изложенного Кислов Е.В. просит суд исковые требования удовлетворить и признать за ним право на получение жилищной субсидии в первую очередь. Просит обязать Администрацию МО «Оймяконский улус (район)» включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» и обязать ответчика выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Иркутской области РФ.

Кроме этого, Кислов Е.В. направил в суд письмо, в котором уточнил исковые требования. В данном письме Кислов поясняет суду, что в связи с предстоящей ликвидацией поселка он в июне 1997 года вывез свою семью в г. Шелехов Иркутской области. Не найдя там подходящей работы Кислов Е.В. вернулся в п. Эльгинский, где устроился в старательскую артель «...» и был направлен на участок поселка Кропоткино Иркутской области.

На судебное заседание истец не явился, в своем заявлении просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие с последующим направлением копии решения.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело в отсутствие истца с участием его представителя по доверенности.

Представитель истца Пучко Н.В. (доверенность б/н от 16 ноября 2011 года) исковые требования Кислова Е.В. поддержала в полном объеме и суду пояснила, что истец с 1978 года проживал в п. Эльгинский Оймяконского района, работал на прииске Маршальский комбината «Индигирзолото». В мае 1997 года истец был вынужден с семьей выехать в Иркутскую область в связи с отсутствием работы. На момент выезда из Якутии жилого помещения у истца не имелось. Впоследствии, до момента ликвидации поселка, Кислов Е.В. вернулся и устроился в старательскую артель «...». Пояснить какой у истца был стаж работы, на момент ликвидации поселка, представитель истца не смогла. Просит исковые требования истца удовлетворить.

Представитель ответчика Щеклеин Я.С. (доверенность б/н от 20 июля 2010 года) исковые требования Кислова Е.В. не признал и суду пояснил, что на момент ликвидации поселка истец выбыл в другой регион для проживания. Согласно трудовой книжки истца следует, что на момент ликвидации поселка Кислов Е.В. находился и работал на территории Иркутской области. В связи с этим Кислов и его семья не была включена в списки лиц проживающих в поселке. Представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

На основании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) № 181 от 08 мая 1997 года «О неотложных мерах по комплексному решению проблем золотодобывающей отрасли» и Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июня 1997 № 697-р «О порядке и сроках ликвидации отдельных поселков Оймяконского района» принято решение приступить к закрытию в текущем году следующих поселков: Нелькан, Ольчан и Эльгинский (шахта Маршальская) Оймяконского улуса. Процесс закрытия указанных населенных пунктов начать к 01 сентября 1997 г.

Данным Постановлением было предусмотрено направление для золотодобывающей отрасли 50% средств, предусмотренных Федеральным Законом для Республики Саха (Якутия), на жилищные субсидии для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, для осуществления целевой отраслевой программы, реализуемой Министерством финансов Республики Саха (Якутия), Министерством строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) и улусными администрациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. № 1170 были приняты предложения Правительства Республики Саха (Якутия), согласованные с Государственным Комитетом Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению и Министерством финансов Российской Федерации, о ликвидации поселков Ольчан, Эльгинский, Нелькан, Арга-Мой Оймяконского района и об оказании их жителям помощи в переселении в другие регионы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 и 4 ФЗ РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 131-ФЗ от 25 июля 1998 г. необходимо соблюдение трех условий для признания за гражданином права на жилищную субсидию - стаж работы, проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 лет, фактическое проживание, а также отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации. Статья 1 данного Закона на основании Постановления Конституционного суда РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотрено требование о наличии минимального стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ней местностях, дающих право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета. Положения данной статьи не распространяются на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

В судебном заседании установлено, что Кислов Е.В. был зарегистрирован в п. Эльгинский с 7 мая 1991 года по 9 июня 1998 года, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела справка, выданная ТП УФМС России по РС (Я) в Оймяконском районе от 20 января 2011 года.

Из копии трудовой книжки серии Номер обезличен следует, что на момент ликвидации п. Эльгинский трудовой стаж Кислова Е.В. в районах Крайнего Севера составлял 9 лет 6 месяцев из необходимого десятилетнего стажа, как того требовал, действовавший в тот период ФЗ РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 131-ФЗ от 25 июля 1998 г.

Кроме этого, суд не соглашается с доводами представителя истца о нахождении Кислова Е.В. в п. Эльгинский на момент его ликвидации по следующему основанию. Как следует из копии трудовой книжки Кислова Е.В. он был трудоустроен 9 июня 1997 года в АО «...», где проработал до 28 июля 1997 года, далее Кислов Е.В. трудоустраивался в АО «...», где проработал с 30 июля 1997 года по 10 октября 1997 года. Далее Кислов Е.В. трудоустраивался в АО «...», где проработал с 13 октября 1997 года по 16 апреля 1998 года. Таким образом, материалами дела подтверждается, что Кислов Е.В. в мае - июне 1997 года уехал из п. Эльгинский в Иркутскую область, где проработал до 16 апреля 1998 года и, соответственно, на момент ликвидации не проживал в п. Эльгинский, что в свою очередь является еще одним основанием для лишения его права на предоставление жилищного сертификата в первую очередь.

Согласно имеющимся в материалах дела спискам граждан, выезжающих из п. Эльгинский Республики Саха (Якутия) на постоянное место жительства, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.09.1992 г. № 1122, составленных по фактическому проживанию и наличию необходимого стажа работы, Кислов Е.В. в списках отсутствует, что в свою очередь еще раз опровергает доводы истца о фактическом проживании в поселке на момент его закрытия.

Кроме этого суд не соглашается со ссылками истца и его представителя о необходимости применения ФЗ № 125 - ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных местностей», поскольку на момент закрытия поселка Эльгинский РС (Я) действовал ФЗ № 131-ФЗ от 25 июля 1998 года.

Также судом установлено, что Кислов Е.В. постоянно проживает в Иркутской области, г. Шелехов, ..., дом № ..., кв. № ..., о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела копия паспорта серии Номер обезличен, выданного на имя истца Шелеховским ГОВД Иркутской области Дата обезличена. Данный факт также подтверждается справками Формы № 10, имеющимися в материалах дела и не оспаривается представителем истца.

Согласно ст. 3 Федерального Закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из ответа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на запрос суда следует, что за период с 1 марта 2005 года по 28 февраля 2011 года государственный жилищный сертификат Кислову Е.В. не предоставлялся. Федеральным законом от 13 декабря 2010 года № 357 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Иркутской области на финансирование социальных выплат предусмотрено в 2011 году - 389,176 млн. рублей. Так как на территории Иркутской области нет городов, поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ, в настоящее время социальные выплаты на приобретение жилья согласно федеральному законодательству предоставляются гражданам «второй» очередности.

Согласно письму Министерства Регионального развития РФ граждане, выехавшие из населенных пунктов до принятия решения об их закрытии и не проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на получение жилищных субсидий на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Согласно пункту 5 вышеуказанных правил право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации, в частности граждане выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.

Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Таким образом, суд считает, что с данным вопросом Кислов Е.В. должен обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту своего постоянного жительства, так как он постоянно проживает в Иркутской области и в настоящее время в Иркутской области производится финансирование на выделение жилищных субсидий.

Аналогичная позиция изложена в определениях судебной коллегии по гражданским делам ВС РС (Я) от 24 мая 2006 года и 19 июня 2006 года.

Учитывая вышеисследованные обстоятельства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковый требований Кислова Е.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кислова Евгения Владимировича к Администрации Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с ликвидацией п. Эльгинский Оймяконского района Республики Саха (Якутия) отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в кассационном порядке через Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней.

Судья: А.В. Сараев