Дело № 2-230/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Соколовской Л.В. с участием зам.прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) Федорова И.П., при секретаре Ковлековой М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Нера 28 ноября 2011 года гражданское дело по иску заместителя прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) в интересах Скрыбыкина Дениса Дмитриевича к Министерству Финансов Республики Саха (Якутия) и Администрации Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о взыскании субвенции для приобретения жилья и предоставлении жилья У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Оймяконского района РС (ЯЧ) в интересах Скрыбыкина Д.Д. обратился с иском к ответчикам, о взыскании субвенции на приобретение жилья, об обязании перечислить сумму субвенции и предоставлении жилого помещения Скрыбыкину Д.Д., поскольку он состоит на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, относится к категории внеочередников, из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Зам.прокурора Оймяконского района РС (Я) Федоров И.П. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Скрыбыкин Д.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки не указал. Представитель МФ РС (Я) в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном возражении на исковое заявление просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Представитель Администрации МО «Оймяконский улус (район)» по доверенности исковые требования признала в полном объеме, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ООиП УО «Оймяконский улус (район)» ФИО1 иск поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении. С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ. Заслушав стороны и исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям: Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам нуждающимися в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами. В соответствии со ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (наряду с иными категориями) детям сиротам и детям, оставшимся без попечении родителей. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 -ФЗ (ред. От 17 декабря 2009 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей и дети сироты, не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 ч. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г., 225-3 №457-111 (ред. от 14 апреля 2010 года) «О порядке предоставлении жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутии)», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительно власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма. Согласно п.п. 1.2, 1.3. 14. 15 Постановления Правительства РС(Я) от 26 августа 2010 года № 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (вместе с «Положением о порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа») детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я) по договорам социального найма и государственного или муниципального бюджета. При отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают не ниже установленных социальных норм в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я). Между тем, в соответствии с п. 5.4. постановления Правительства РС (Я) от 26.08.2010г. N 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» главам муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) рекомендовано предусмотреть средства из бюджета муниципального образования на софинансирование приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В соответствии п. 2.9 Постановления Орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке, оформляет его в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма. В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 года 348 -З № 711 -111 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством РС(Я) социальных норм. Часть 2 статьи 57 ЖК РФ не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья то есть в порядке очередности лиц равно категории. Как следует из ст.ст. 143, 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют только порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственно власти РФ. Названный порядок определен ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди, а внеочередное предоставлении жилья подразумевает, что оно должно предоставляется без всякой очереди. Возможность органов государственной власти и органов местного самоуправления по разным причинам откладывать предоставление предусмотренных Законом гарантий гражданам (детям, оставшимся без попечения родителей и детям сиротам) ведет к ухудшению положения ребенка который оказался в трудной жизненной ситуации. Частью 4 статьи 49 ЖК РФ, определением Конституционного суда РФ от 5.02.2009г. № 250-0-П установлено, что детям-сиротам и детям," оставшимся без попечения родителей, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления только в случае их наделения в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В ч. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В силу ч. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Судом установлено, что Скрыбыкин Д.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты> является сиротой. Его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается копией свидетельства о смерти, сведения об отце Скрыбыкина Д.Д., что следует из справки о рождении, отсутствуют. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, относятся лицав возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Скрыбыкин Д.Д. относится к данной категории лиц. В настоящее время Скрыбыкин Д.Д. обучается в ВУЗе в <данные изъяты> проживает в общежитии, по окончании обучения намерен вернуться в <данные изъяты> В <данные изъяты> жилья не имеет. Согласно списка лиц из детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и получающих жилую площадь в <данные изъяты> в <данные изъяты> года установлено, что Скрыбыкин Д.Д. в данный список не включен. В собственности и на балансе МО «Оймяконский улус (район)» свободные жилые помещения для предоставления гражданам на условиях социального найма отсутствуют, данное обстоятельство сторонами не оспаривается. При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что на основании федерального закона у Скрыбыкина Д.Д., возникло право на получение социальной поддержки. Обязанность обеспечить право на получение жилого помещения Скрыбыкина Д.Д., возникает у местного самоуправления с момента наделения их отдельными государственными полномочиями в случае предоставления субвенций. При таких обстоятельствах, за пределами выделенных средств субвенции, органы государственной власти РС (Я) несут ответственность за предоставление жилого помещения остальным нуждающимся в жилье детям-сиротам, в том числе Скрыбыкину Д.Д. Социальные нормы предоставления жилья детям сиротам, детям оставшимся без попечении родителей законами РС(Я) не определены. Сходные отношения регулируются ч. 3 ст. 10 Закона РС (Я) от 13 июля 2006 года «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС(Я) по договорам социального найма», согласно которого, норма предоставления одиноко проживающему человеку установлена в размере <данные изъяты> квадратных метра (общая площадь). Согласно постановления Главы МО «Оймяконский улус (район) от ДД.ММ.ГГГГ года № средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в МО «Оймяконский улус (район) на <данные изъяты> года установлена в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Размер стоимости целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья для предоставления Скрыбыкину Д.Д. составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> кв. м х <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.). Согласно п. 3.51. Положения «О Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) и его коллегии», утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 30.10.2008 N 449, Министерство финансов РС (Я) представляет интересы Казны Республики Саха (Якутия) в судах различных инстанций и юрисдикции. Статьей 10 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 22 августа 2004 года предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться за защитой их прав в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Таким образом суд находит обоснованным заявленные исковые требования в интересах Скрыбыкина Д.Д. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования заместителя прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) - удовлетворить. Взыскать с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства Финансов Республики Саха (Якутия) в пользу Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» сумму субвенции в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за пределами предоставленных МО «Оймяконский улус (район)» в <данные изъяты> году субвенций на приобретение жилья детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей. Перечислить сумму субвенции в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек на расчетный счет Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» в течение 3 месяцев. Обязать Муниципальное образование «Оймяконский улус (район)» с момента получения субвенции, предоставить Скрыбыкину Денису Дмитриевичу отдельное жилое помещение, площадью не менее <данные изъяты> кв. м. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд РС (Я) в течение 10 дней. Председательствующий: Л.В. Соколовская