Дело №2 – 111/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Неман 28 апреля 2011 г.
Неманский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Авдеевой Т.Н.,
при секретаре Станкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева <данные изъяты> к ОВД по Неманскому муниципальному району, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Неманского городского суда от 17 октября 2003 года Дмитриеву В.А. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Приговором Неманского городского суда от 14 апреля 2004 года, оставленным без изменений определением судебной коллегии по уголовным делам Калининградского областного суда от 01 июня 2004 года, Дмитриев В.А. осужден по ст.111 ч. 4 УК РФ к лишению свободы на срок 8 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Согласно учетным записям в книге «Учета лиц, содержащихся в ИВС при ОВД по Неманскому городскому округу Калининградской области» НР 263 от 23.11.2001г., НР 428 от 01.01.2004 г. Дмитриев В.А. содержался в ИВС при ОВД (далее ИВС) в периоды с 15.10.2003г. по 23.10.2003г., с 03.12.2003г. по 13.12.2003г., с 13.02.2004г. по 23.02.2004г., с 15.03.2004г. по 03.04.2004г., с 13.04.2004г. по 24.04.2004г., с 13.05.2004г. по 23.05.2004г.
Дмитриев В.А. обратился в суд с иском к ОВД по Неманскому муниципальному району, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ему ненадлежащими условиями содержания в ИВС г.Немана в размере по 1000 рублей за каждые сутки содержания в ИВС, так как он содержался в условиях, которые не соответствовали требованиям Федерального закона РФ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений», «Конвенции о защите прав и свобод обвиняемых лиц», Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, Правилам пожарной безопасности, а именно: получал одноразовое питание (в обед); не выводился на прогулку ввиду отсутствия прогулочного дворика; не оказывалась доврачебная помощь ввиду отсутствия аптечки; отсутствовала комната для свиданий; в камере отсутствовали настольные игры, радио, вешалка, полка для продуктов питания, постельное белье, матрас, одеяло, подушка, стол и лавки; не выдавались мыло, зубная паста и щетка, станок для бритья, туалетная бумага, зеркало, ножницы, не осуществлялась помывка в душе; в камере отсутствовало естественное освещение, вентиляция, кран с проточной водой, унитаз; отсутствовал медицинский работник.
В судебном заседании Дмитриев В.А. не присутствовал, находится в местах лишения свободы. О дне судебного заседания надлежаще уведомлен, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела. Несмотря на разъяснение права, предусмотренного ст.48 ГПК РФ о ведении дела в суде через представителя, Дмитриев В.А. данным правом не воспользовался.
В судебном заседании представитель ОВД по Неманскому муниципальному району – Петрова Е.А., действующая по доверенности, с исковыми требованиями истца не согласилась, поскольку им не представлено доказательств наличия факта причинения морального вреда. Суду пояснила, что условия содержания обвиняемых и подозреваемых в ИВС при ОВД, действительно, на период содержания Дмитриева В.А. в ИВС не в полной мере соответствуют Федеральному Закону РФ №103 – ФЗ от 15 июля 1995 г. «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и приказу МВД РФ №950 от 22 ноября 2005 г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД». Однако, в таком несоответствии требованиям действующего законодательства вины ОВД нет в связи с недостаточным финансированием для надлежащего оборудования ИВС. Помещение ИВС представляет собой пристройку к зданию ОВД, 1973 года постройки, в котором проектом не был предусмотрен прогулочный двор и комната для свиданий. В камерах, действительно нет индивидуальных спальных мест (их заменяют деревянные нары), ночное освещение (освещение круглосуточное лампами накаливания не менее 100 Вт) не предусмотрено. В помещении ИВС имеется общий санузел, в котором всегда есть хозяйственное мыло и туалетная бумага. Камеры оборудованы принудительной вытяжкой, радиоточка в общем коридоре. В период содержания Дмитриева В.А., ему предоставлялись посуда, матрац, одеяло и подушка. Дмитриев В.А. обеспечивался бесплатным питанием, а именно: на завтрак - хлеб, чай, сахар, масло; на обед - первое, второе блюда, напиток; на ужин - второе блюдо, хлеб, чай, сахар. В связи с отсутствием приборов для подогрева пищи и холодильника второе блюдо, предназначенное на ужин, выдавалось одновременно с обедом. Прием передач продуктов питания в ИВС не ограничен, кипяток предоставляется по требованию с 07.00 до 22.00 часов. Постельное белье, средства индивидуальной гигиены выдаются по требованию содержащихся. От Дмитриева В.А. такого требования не поступало. Душевой кабины в помещении ИВС не имеется, но Дмитриеву В.А., как и всем остальным, утром и вечером предоставлялось время для гигиенических процедур. Возможность помывки Дмитриеву В.А. действительно не предоставлялась. Санпропускник с камерой дезинфекцией не предусмотрен, но ежемесячно, с 2006 года, санитарно-эпидемиологической службой проводится обработка камер и помещений ИВС. До 2006 года обработка камер производилась своими силами 5% раствором хлорамина. Медицинский работник в штатном расписании ИВС отсутствует, но в случае жалоб на здоровье незамедлительно вызывается скорая медицинская помощь. Дмитриев В.А. за медицинской помощью не обращался. Представитель считает, что вины ОВД по Неманскому городскому округу нет, поскольку в имеющихся условиях сотрудники ИВС старались обеспечить условия содержания, соответствующие требованиям закона. Просит в иске отказать.
В судебное заседание представители ответчика - Управления Федерального казначейства по Калининградской области, Министерства финансов РФ не явились, несмотря на надлежащее уведомление. Возражений по существу требований не представлено.
Выслушав представителя ОВД по Неманскому муниципальному району, изучив материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить частично.
В соответствии со ст.ст. 150, 151 ГК РФ здоровье и иные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину в силу закона, защищаются в соответствии с законами и Гражданским Кодексом РФ. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо принадлежащие ему нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со ст.23 Федерального закона РФ от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и разделом V Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2003 г. № 950 (в дальнейшем указанных Правил), подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно сведениям, представленным ИВС при ОВД по Неманскому муниципальному району, изолятор временного содержания имеет 4 камеры: №1 – 6,2 кв.м., №2 – 6,3 кв.м., №3 – 10,3 кв.м., №4 –9,8 кв.м., которые рассчитаны по нормам на содержание одновременно не более 6 человек. Нормы санитарной площади в камере в отношении Дмитриева В.А. не нарушались.
На основании ст.24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Однако, как следует из пояснений представитель ОВД, подтверждается представленными в материалы дела сведениями в период содержаний Дмитриева В.А. обработка камер специальными средствами службой СЭС не проводилась, помещения обрабатывались раствором хлорамина. В связи с эти ссылки ОВД на имеющийся договора на санитарную обработку суд находит необоснованными, учитывая период содержания Дмитриева В.А.
Также установлено, что в камерах ИВС индивидуальных спальных мест (имеются деревянные нары) и шкафов нет. Прогулочный двор не предусмотрен проектом. Ночное освещение в камерах не предусмотрено, только круглосуточное освещение лампами накаливания не менее 100 Вт. В помещении ИВС имеется общий санузел, в котором всегда есть хозяйственное мыло и туалетная бумага. Камеры оборудованы принудительной вытяжкой только с 2004 года. Дмитриеву В.А. постельное белье не выделялось. Также истец обеспечивался бесплатным питанием, а именно: на завтрак - хлеб, чай, сахар, масло; на обед - первое, второе блюда, напиток; на ужин - второе блюдо, хлеб, чай, сахар. В связи с отсутствием приборов для подогрева пищи и холодильника второе блюдо, предназначенное на ужин, выдавалось одновременно с обедом. Кипяток предоставлялся по требованию с 07.00 до 22.00 часов. Душа в помещении ИВС не имеется, в период содержания Дмитриева В.эА. также не был оборудован бойлер для подогрева воды, но ему как и всем остальным, утром и вечером предоставлялось время для гигиенических процедур. Электрические розетки в камерах не положены. Книги выдаются по требованию арестованных, Радиоточка установлена в общем коридоре.
Так, из показаний свидетелей <данные изъяты>. явствует, что в период 2003-2004 года он по роду своей служебной деятельности постоянно находился в ИВС г.Немана, помнит Дмитриева В.А. и подтвердил, что ИВС ОВД г. Немана не в полной мере соответствовал требованиям указанного закона, а соответственно нарушал права Дмитриева В.А.
Таким образом, выслушав представителя ОВД по Неманскому муниципальному району, свидетеля, суд пришел к выводу о том, что требования указанного выше закона и указанных выше Правил при содержании истца были нарушены, создаваемые бытовые условия не отвечали в полной мере требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Несмотря на отсутствие договорных отношений, МП кафе «Надежда» г.Немана было организовано питание арестованных, находящихся в ИВС при ОВД три раза в день – завтрак, обед и ужин. В меню завтрака включено хлеб, чай, сахар, масло; обеда - хлеб, первое, второе, напиток; ужина - второе, хлеб, чай, сахар. Однако, как следует, из показаний представителя ОВД по Неманскому городскому округу, из-за отсутствия приборов для подогрева и хранения продуктов второе блюдо от ужина предоставляется вместе с обедом. Таким образом, в нарушение требований ст.22 Федерального закона №103-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О содержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», обязывающих подозреваемых и обвиняемых обеспечить бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ, в ИВС суточный рацион на одного человека не распределен в виде 3-х разового горячего питания. Завоз питания производится разово в течение суток, что свидетельствует о нарушении правил материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, в том числе и Дмитриева В.А. на период его нахождения в ИВС.
Именно по фактам нарушения прав содержащегося в ИВС контингента на материально-бытовое, медико-санитарное и гигиеническое обеспечение, регулярное сбалансированное питание, ежедневные прогулки, предусмотренных ст.17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п.п. 6.43, 6.26 Правил внутреннего распорядка в ИВС, проведена проверка Уполномоченным по правам человека Вершининой И.В. 08 сентября 2005 года, по результатам которой дано заключение:
- помещение ИВС ОВД г. Немана не отвечает требованиям «Инструкции по проектированию объектов ОВД МВД СП 12-95 и Приказа МВД РФ ДСП-96 года, регламентирующих строительство и эксплуатацию помещений ИВС. В частности, в камерах ИВС отсутствуют кран с водопроводной водой, унитаз, нет прогулочного дворика, отсутствует санпропускник, санитарная обработка помещений службой СЭС не производится.
- спальные места камер состоят из дощатого настила. Индивидуальных спальных мест нет. Задержанным и арестованным лицам выдаются только матрацы, байковые одеяла, подушки, иными спальными принадлежностями они не обеспечиваются. Указанные принадлежности для сна санитарной обработке не подвергаются;
- в каждой камере имеются емкости для отправления естественных надобностей. Бочков для питьевой воды, урн для мусора, радиоточек не имеется. Все 4 камеры не имеют надлежащих окон. Проемы для окон, находящиеся под потолком, небольшого размера, загорожены металлическими листами с просверленными в них маленькими отверстиями, между которыми находятся металлические сетки, что препятствует прохождению воздуха и не дает достаточной вентиляции воздуха в камерах и достаточного освещения для нормального чтения периодической печати, литературы, также, как электрическая лампочка, выведенная за пределы камеры;
- в ИВС ОВД г. Немана дважды в сутки (с 6.00 до 7.00 час. и с 15.00 до 18.00 час.) осуществляется выводка арестованных в туалет, в помещении которого имеются унитаз, раковина и действующий кран для подачи воды. Горячей воды и помещения для душа не имеется;
- в камерах ИВС ОВД г. Немана отсутствуют вешалки для одежды, полки или тумбочки для хранения предметов личной гигиены и других личных вещей подозреваемых и обвиняемых. Нет стола для приема пищи с табуретами или скамьями, водопроводного крана с раковиной. Камеры не оборудованы стационарными санузлами, содержащиеся в них лица пользуются переносными бачками;
- организация санитарно-противоэпидемического режима в ИВС ОВД г. Немана возложена на дежурную службу. Журналы по санитарии и пожарной безопасности не ведутся. Медицинская помощь оказывается службой скорой помощи г. Немана, журнал регистрации обращения содержащихся в ИВС лиц за оказанием медицинской помощи ведется;
- приготовление горячей пищи для лиц, содержащихся в ИВС ОВД г. Немана, производится по договору с предприятием общественного питания г. Немана, кафе «Надежда». Обеспечение горячей пищи производится один раз в день на обед. Обеденное меню состоит из трех блюд. Распорядком дня не предусмотрен завтрак и ужин.
Данные факты не оспаривались представителем ОВД по Неманскому муниципальному району.
Указанные нарушения причинили Дмитриеву В.А. физические и нравственные страдания, тогда как ст.21 ч.1 Конституции РФ предусматривает, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.
В соответствии со ст.125 ГК РФ. В соответствии со ст. 9 ФЗ №103 – ФЗ от 15 июля 1995 г. «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ИВС при ОВД финансируются за счет средств федерального бюджета по смете МВД РФ.
Суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу будет Министерство финансов РФ, а ОВД по Неманскому муниципальному району таковым не является.
Однако, обязанность содержать лиц, находящихся под стражей, возложена, в том числе, и на изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД. В ходе рассмотрения дела, суду не представлены доказательства, свидетельствующие о принятых со стороны ОВД по Неманскому муниципальному району, в состав которого и входит ИВС, мерах по устранению нарушений, в том числе и о выделении средств на приведение ИВС в соответствие с требованиями закона.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, недостаточность финансирования, степень физических и нравственных страданий Дмитриева В.А., период его содержания в ИВС и считает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дмитриева <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации в пользу Дмитриева <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты>, в возмещение морального вреда компенсацию в сумме 3000 (три тысячи) рублей за счет средств казны Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья Неманского городского суда Т.Н.Авдеева