решение об обязании обеспечить нормативную очистку сточных вод (вступило в силу с 24.12.2010)



Дело № 2-1005/2010г. Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2010 года

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П. Некрасовское 8 декабря 2010 года

Судья Некрасовского районного суда Ярославской области Карманова М.Ю. при секретаре Канашкиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора, заявленному в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Санаторий «Золотой Колос» об обязании в срок до 1 июля 2012 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Волга,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился Ярославский межрайонный прироохранный прокурор с иском заявленным в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Санаторий «Золотой Колос» об обязании в срок до 1 июля 2012 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Волга. ВВВВ

В судебном заседании представители Ярославской межрайонной прироохранной прокуратуры Шарапова А.В., Иманалиева Л.К. заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснили, что в результате проведенной Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки деятельности ООО «Санаторий «Золотой Колос» было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности предприятием не соблюдаются требования водного законодательства. В ходе проверки установлено, что основными видами деятельности предприятия являются оказание услуг по санаторно-курортному лечению больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сопутствующих заболеваний. Для реализации уставных целей Общество арендует земельный участок площадью 16,3га, на котором расположены главный корпус, лечебный корпус, пищеблок, киноспортивный комплекс, административное здание, изоляционный блок, гараж, котельная, 6 артезианских скважин пресной воды, 2 артезианские скважины минеральной воды, 129-ти местный пятиэтажный жилой дом и 24-х местный жилой трехэтажный дом, 2 КНС, очистные сооружения канализации. В жилых домах проживают как действующие, так и бывшие работники санатория. В ходе деятельности ООО «Санаторий «Золотой Колос» образуются сточные воды. При этом собственные хозяйственно-бытовые сточные воды, а также хозяйственно-бытовые сточные воды от жителей двух домов по системе канализации поступают на очистные сооружения, которые построены и введены в эксплуатацию в 1983г. После очистки сточные воды по канализационной трубе поступают на биопруд, а затем сбрасываются в р. Волга. В 2009г. ООО «Санаторий «Золотой Колос» в водный объект сброшено 66,158 тыс.куб.м. сточных вод. Согласно результатам производственного контроля очистка сточных вод, сбрасываемых в р. Волга, недостаточна. ООО «Санаторий «Золотой Колос» сбрасывает сточные воды в поверхностный водный объект с превышением установленных максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Представитель ответчика ООО «Санаторий «Золотой Колос» Коновалов В.К. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснил, что в тариф по водоотведению на 2011 год не включены затраты на проведение реконструкции очистных и на изготовление проекта по реконструкции. Финансирование соответствующих работ по объектам коммунального хозяйства предполагается за счет включения стоимости этих работ в тариф. Произведенные затраты сверх предусмотренных в тарифе, ресурсоснабжающей организации не возмещаются, в тариф следующего года не включаются. В 2009 году произведено расходов на 563 тыс.руб. больше чем предусмотрено в тарифе, образовался непокрытый убыток, в тариф 2011 года указанный убыток не был включен. При установлении тарифа на 2011 год департаментом регулирования тарифов был применен метод индексации. Во включении новых статей затрат было отказано. Таким образом, в связи с отсутствием источника финансирования в 2011 году работы по реконструкции и подготовке проекта выполняться не будут. Начало выполнения проекта может быть запланировано на начало 2012 года. Срок выполнения проекта - 3 месяца. Так, в настоящее время проводится реконструкция котельной на предприятии, проект был заказан в сентябре, изготовлен через 3 месяца, в настоящее время проект находится в стадии согласования в соответствующих госорганах, по предположительным оценкам на это уйдет еще как минимум 3-4 месяца. Таким образом, начало выполнения работ возможно ориентировочно не ранее 01.07.2012 года и при условии наличия финансирования. В 2011 году от услуг водоотведения от сторонних потребителей предполагается выручка 88 тыс.руб. в месяц, а предположительные затраты на реконструкцию - от 10 млн. рублей. Кроме того, на коллекторе, ведущем к биопруду и в непосредственной близости к биопруду, находится коттеджный поселок. Возможно, что жители этого поселка используют коллектор и биопруд для сброса своих сточных вод при отсутствии у них системы очистки сточных вод.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 11, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. В соответствии со ст.ст. 22, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов. В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Той же статьей установлено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. В Российской Федерации поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.Согласно ч. 4 ст. 35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Согласно требованиям, установленным Санитарными правилами и нормами «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПиН 2.1.5.980-00 (далее - СанПиН), утвержденными Главным государственным санитарным врачом 22.06.2000г., для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м. от места выпуска.

Учитывая, что у ООО «Санаторий «Золотой Колос» отсутствуют утвержденные в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов, предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водоеме при сбросе сточных вод с 16.03.2010г. должны определяться в соответствии с «Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», утвержденными приказом Росрыболовства от 18.01.2010г. № 20 и не превышать установленные в нем концентрации.

Вместе с тем, очистка сточных вод, сбрасываемых в р. Волга, недостаточна. ООО «Санаторий «Золотой Колос» сбрасывает сточные воды в поверхностный водный объект с превышением установленных максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается материалами производственного контроля, а именно, допустимая концентрация загрязняющего вещества «аммоний-ион» в сбрасываемых сточных водах в соответствии с указанными Нормативами должна составлять не более 0,5мг/л., однако по результатам производственного контроля в феврале 2010г. фактическая концентрация загрязняющего вещества «аммоний-ион» в сбрасываемых через выпуск сточных водах составила 3,36мг/л. В июне 2010г. концентрация указанного вещества в сточных водах составляла 2,7. Допустимая концентрация загрязняющего вещества «сульфаты» в сбрасываемых сточных водах в соответствии с указанными Нормативами должна составлять не более 100мг/л. Однако по результатам производственного контроля в феврале 2010г. фактическая концентрация загрязняющего вещества «сульфаты» в сбрасываемых сточных водах составила 137,27мг/л. В июне 2010г. концентрация указанного вещества в сточных водах составляла 125мг/л. Также в течение 2010г. ООО «Санаторий «Золотой Колос» при сбросе сточных вод периодически допускались превышения установленных нормативов по «фосфатам», «нефтепродуктам», «БПК», «ХПК» и пр.

Кроме того, в соответствии с п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500. Однако, как показывают анализы, сточные воды, сброшенные 24.06.10г. в р. Волга содержали 1 000 000 общих колиформных бактерий КОЕ/100мл (при нормативе <=500) и 1 000 000 термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100мл (при нормативе <= 100).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о систематическом загрязнении водного объекта - р. Волга со стороны ООО «Санаторий «Золотой Колос». ООО «Санаторий «Золотой Колос», сбрасывая сточные воды без достаточной их очистки, нарушает ст.ст. 3,22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 35, п.п. 1,2,5 ч. 2 ст. 39, ч.ч. 1,4 ст. 44, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56, ч. 6 ст. 60, ст. 69 Водного кодекса РФ, ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00, так как сточные воды после очистки сбрасываются с превышением пределов допустимых концентраций загрязняющих веществ по указанным выше компонентам.

Таким образом, суд удовлетворяет требования Ярославского межрайонного придоохранного прокурора и обязывает ООО «Санаторий «Золотой Колос» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Волга, в срок до 1 июля 2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Санаторий «Золотой Колос» в срок до 1 июля 2012 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Волга.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Некрасовский районный суд.

Судья М.Ю. Карманова