Дело № 2-943/10г. Мотивированное решение изготовлено 7 декабря 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Некрасовское 30 ноября 2010 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Суетовой М.Р., при секретаре Лисенковой Е.В., с участием пом. прокурора Некрасовского района Ятмановой А.Ю., представителя истца Кремневой С.Д. - Чечиной Г.Ф., представителя Администрации сельского поселения Бурмакино Майорова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Некрасовского района в защиту интересов Кремневой С.Д. к Администрации Сельского поселения Бурмакино о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации сельского поселения Бурмакино (протокол от Дата обезличена г.) об отказе Кремневой С.Д. в постановке на очередь нуждающихся в улучшение жилищных условий по пп.2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, обязании Администрации СП Бурмакино поставить Кремневу С.Д. на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Некрасовского района Ярославской области обратился в Некрасовский районный суд в защиту интересов Кремневой С.Д. к Администрации Сельского поселения Бурмакино о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации сельского поселения Бурмакино (протокол от Дата обезличена г.) об отказе Кремневой С.Д. в постановке на очередь нуждающихся в улучшение жилищных условий по пп.2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ и обязании Администрации СП Бурмакино поставить Кремневу С.Д. на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседание пом. прокурора Некрасовского района Ярославской области Ятманова А.Ю. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что прокуратурой Некрасовского района была проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией сельского поселения Бурмакино. Установлено, что решением жилищной комиссии при администрации сельского поселения Бурмакино, протокол от Дата обезличена года, гражданке Кремневой С.Д., имеющей в соответствии с удостоверением серии ВВ Номер обезличен право на льготы и преимущества для ветеранов Великой Отечественной войны, отказано в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что решение является незаконным, так как Кремнева С.Д. зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес 1. ... данного дома принадлежит на праве собственности Кремневой С.Д. Комиссией сельского поселения Бурмакино произведено обследование квартира дома Адрес 1 По результатам обследования установлено, что данное жилое помещение не имеет горячего водоснабжения и канализации. Отсутствие в доме Адрес 1 где проживает Кремнева С.Д., горячего водоснабжения и канализации, позволяет говорить о данном жилом помещении, которое не отвечающим установленным для жилого помещения требованиями и служит основанием для постановки Кремневу С.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых помещений. Просит признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации сельского поселения Бурмакино от Дата обезличена. об отказе Кремневой С.Д. в постановке на очередь нуждающихся в улучшение жилищных условий по пп.2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ и обязать Администрацию СП Бурмакино поставить ФИО0 на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель Кремневой С.Д. - Чечина Г.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что её маме скоро ... лет. Муж её был инвалид войны, был без ноги. Сама она в войну работала в госпитале. Когда ей прислали справку, что она может претендовать на улучшение жилищных условий, то она не думала, что доживет до такого времени. Проживает она в неблагоустроенном жилье: топит печь, она ей носит дрова в кухню.. Зимой в мороз, в доме температура воздуха не превышает 16 градусов. Она бы её взяла к себе жить, но она не хочет, говорит, что замерзнет, но в своем доме. В доме нет ни горячего водоснабжения, ни канализации.
Ответчик представитель Администрации сельского поселения Бурмакино Майоров И.С. в судебном заседании исковые требования не признал в связи с тем, что комиссия выезжала, данный дом пригоден для проживания, однако он считает, что дом, в котором проживает Кремнева, не благоустроенный.
Третье лицо представитель Правительства Ярославской области в судебное заседание не явился о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. На территории Ярославской области действует постановление Правительства области от 11.01.2010 № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от Дата обезличена № Номер обезличен Органом исполнительной власти, уполномоченным производить оформление свидетельств на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, является департамент строительства Ярославской области. Таким образом, претендовать на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, имеют право только те граждане, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. 2. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учёта относится исключительно к компетенции органов местного самоуправления. Согласно статье 3 Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учету подлежат, в том числе граждане, обеспечение жилыми помещениями, которых в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Решением жилищной комиссии при администрации сельского поселения Бурмакино от Дата обезличена Кремневой С.Д. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещениях по пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кремнева С.Д. проживает в жилом помещении (Адрес 1 не имеющим горячего водоснабжения и канализации. Действительно, согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах, также и газоснабжение). Однако, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Так же, согласно пункту 41 указанного Порядка, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Таким образом, жилое помещение, в котором проживает Кремнева С.Д. не является непригодным для проживания. Просят рассмотреть дело в отсутствии представителя, решение на усмотрение суда.
Третье лицо представитель Департамента строительства Ярославской области в судебное заседание не явился о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. На территории Ярославской области действует постановление Правительства области от 11.01.2010 № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от Дата обезличена Номер обезличен Органом исполнительной власти, уполномоченным производить оформление свидетельств на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, является департамент строительства Ярославской области. Таким образом, претендовать на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, имеют право только те граждане, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. 2. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учёта относится исключительно к компетенции органов местного самоуправления. Согласно статье 3 Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учету подлежат, в том числе граждане, обеспечение жилыми помещениями которых в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Решением жилищной комиссии при администрации сельского поселения Бурмакино от Дата обезличена года Кремневой С.Д. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кремнева С.Д. проживает в жилом помещении (Адрес 1 не имеющим горячего водоснабжения и канализации. Действительно, согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах, также и газоснабжение). Однако, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Так же, согласно пункту 41 указанного Порядка, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Таким образом, жилое помещение, в котором проживает Кремнева С.Д. не является непригодным для проживания. Просят рассмотреть дело в отсутствии представителя, решение на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением жилищной комиссии при администрации сельского поселения Бурмакино, протокол от Дата обезличена года, гражданке Кремневой С.Д., являющейся вдовой умершего инвалида ВОВ ФИО 1 имеющей право на льготы и преимущества для ветеранов Великой Отечественной войны, отказано в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причиной отказа послужило то, что Крменева С.Д.является собственником ... доли жилого дома, расположенного по адресу: Адрес 1 имеющего общую площадь ... кв.м., а для постановки на учет общая площадь жилого помещения должна составлять на 1 человека менее 10 кв.метров. Суд считает, что данное решение жилищной комиссии является незаконным
Судом установлено, что Кремнева С.Д. является вдовой инвалида - участника Великой Отечественной войны и имеет право и льготы, установленные ст. 14 и 15 ФЗ «О ветеранах». Кремнева С.Д. зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес 1 ... данного дома принадлежит ей на праве собственности. Данное жилое помещение является неблагоустроенным, поскольку не отвечает установленным для жилого помещения требованием.
Согласно акта осмотра жилого помещения от Дата обезличена года домовладение представляет из себя бревенчатое деревянное, обшитое тесом и окрашенное. В доме отопление печное, водопровод ( холодное водоснабжение) функционирует только в летний период, канализация отсутствует, газ привозной, баллонный. Таким образом судом установлено, что горячая вода и канализация в доме. Где проживает Кремнева С.Д., отсутствуют.
В соответствии со ст. 51 ч.1 п.3 ЖК РФ основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, является проживание в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 п.12 : жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами: электроснабжение, хозяйственно - питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение. В поселениях без инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных. В суде установлено, что жилье в поселке Бурмакино Некрасовского района ЯО обеспечено инженерными системами: электроснабжения, хозяйственно - питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, газоснабжением.
Отсутствие в доме Адрес 1, где проживает истец Кремнева С.Д. горячего водоснабжения и центральной канализации, суд расценивает как проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а следовательно основанием постановки Кремневой С.Д. на учет в качестве нуждающегося.
В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г. обеспечение жильем происходит следующих категорий граждан: ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Отсюда следует, что жилым помещением должны обеспечиваться граждане, которые в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» приравнены или имеют право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников Великой Отечественной войны, что должно подтверждаться соответствующим военный билетом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ является правомерным при представлении документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отсутствие в доме Адрес 1 где проживает Кремнева С.Д., горячего водоснабжения и канализации позволяет говорить о данном жилом помещении, как неблагоустроенным, которое не отвечает установленным для жилого помещения требованиями и служит основанием для постановки Кремневу С.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых помещений. В соответствии со ст. 15 ч.1 п.3 ФЗ «О ветеранах» участники Великой отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз.
На территории Ярославской области действует постановление Правительства области от 11.01.2010 № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета». Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".
Органом исполнительной власти, уполномоченным производить оформление свидетельств на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, является департамент строительства Ярославской области.
Претендовать на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, имеют право только те граждане, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учёта относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно статье 3 Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учету подлежат, в том числе граждане, обеспечение жилыми помещениями которых в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Некрасовского района Ярославской области удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии при администрации сельского поселения Бурмакино от Дата обезличена года об отказе Кремневой С.Д. в постановке на очередь на улучшение жилищных условий незаконным.
Обязать Администрацию сельского поселения Бурмакино поставить Кремневу С.Д. на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Взыскать с Администрации СП Бурмакино в доход федерального бюджета госпошлину в сумме ... рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Некрасовский районный суд ЯО.
Судья М.Р.Суетова