Дело № 2-742/2011г. мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Некрасовское 15 июня 2011 года Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Суетовой М.Р., при секретаре Сироткиной Л.В., с участием помощника прокурора Некрасовского района Ятмановой А.Ю., представителя истца Бармашова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Некрасовского района Ярославской области, действующего в интересах Бармашова В.П. к Администрации сельского поселения Красный Профинтерн о признании решения жилищной комиссии незаконным, обязании поставить на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Некрасовского района Ярославской области, действующий в интересах Бармашова В.П. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской области о признании решения жилищной комиссии при администрации сельского поселения Красный Профинтерн незаконным и постановке Бармашова В.П. на очередь на улучшение жилищных условий. В судебном заседании помощник прокурора Некрасовского района Ятманова А.Ю. исковые требования поддержала, пояснила, что прокуратурой Некрасовского района проведена проверка соблюдения требований жилищной законодательства и установлено, что решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Бармашову В.П., являющемуся инвалидом ВОВ и имеющему право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством( ст. 14 ФЗ О Ветеранах), отказано в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. В ходе проверки, установлено, что указанное решение является незаконным, так как Бармашов В.П. зарегистрирован и проживает по <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит его сыну - ФИО 1 на праве собственности на основании договора передачи жилой площади в личную собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Бармашов В.П. проживает в данном жилом помещении совместно с семьей сына ФИО 1, на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ. В жилом помещении проживает всего 3 человека : Бармашов В.П., ФИО 1 ФИО 2 Комиссией СП Красный Профинтерн произведено обследование квартиры № дома № по <адрес> и установлено, что в данном жилом помещении имеется газовое отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение, отсутствует центральное отопление и горячее водоснабжение. Основанием признания Бармашова В.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий следует считать п. 3 ч. 1ст. 51 ЖК РФ - проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований. По информации администрации на территории СП Красный Профинтерн канализация, водопровод и центральное отопление имеются. Отсутствие в д. № по <адрес>, где проживает Бармашов В.П., центрального отопления и горячего водоснабжения позволяет говорить о данном жилом помещении, как о не отвечающем установленным для жилого помещения требованиям и служит основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых помещений по подп. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ. Учитывая, что Бармашов В.П. относится к категории граждан, имеющих право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны, и действиями администрации СП Красный Профинтерн нарушены его жилищные права, просит признать решения жилищной комиссии при администрации сельского поселения Красный Профинтерн незаконным и обязать Администрацию СП Красный Профинтер поставить Бармашова В.П. на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель истца Бармашов Н.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что отец является инвалидом 2 группы в связи с ранением на фронте. Его жена так же является инвалидом. Ухаживать за 2 инвалидами ему тяжело. алидов Великой Отечественной войны, и действиями администрации СП Красныйо на льготы и преимущества, установленные действующи Ответчик представитель Администрации сельского поселения Красный Профинтрен в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, возражений по иску не представил. Третье лицо представитель Департамента строительства Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что, согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учёта относится к компетенции органов местного самоуправления. Вместе с тем нельзя согласиться с трактовой истцом положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» по следующим основаниям. До настоящего времени не устранены в полном объеме противоречия, существовавшие до конца ДД.ММ.ГГГГ между Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Земельным кодексом РФ, содержащие различную смысловую нагрузку термина поселения. Истцом воспроизводится термин поселения как муниципальной единицы, включающей в себя несколько населенных пунктов. Земельный кодекс в термин поселения включал понятие «населенные пункты», а следовательно содержал и соответствующую главу «Земли поселений». В конце ДД.ММ.ГГГГ указанные противоречия были устранены, путем внесения изменений в Земельный кодекс (глава XV и статьи, входящие в ее состав, получили иное наименование - «Земли населенных пунктов»). Считаем что пункт 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №, в содержание «поселение» вкладывает смысл - «населенный пункт». О различии указанных понятий говорит статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,в соответствии с которым сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, кишлаков, аулов). В сельское поселение (муниципальное образование) входит несколько административно-территориальных образований (поселков, деревень - населенных пунктов), которые имеют различную степень обеспеченности инженерными системами:<адрес> (административный центр сельского поселения Красный Профинтерн - абзац 18 части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») может обладать инженерными коммуникациями, иметь централизованные сети, <адрес> централизованных инженерных сетей не имеет. Полагают, что для решения вопроса о соответствии жилого помещения требованиям предъявляемым к жилым помещениям необходимо выяснить имеются ли централизованные инженерные сети в <адрес>.Следует также принять во внимание, расстояние от <адрес>, составляет более <данные изъяты> км, что более чем в тринадцать раз превышает протяженность самого <адрес>. Наличие сетей в одном населенном пункте, входящем в состав муниципального образования. Границы муниципального образования - сельского поселения Красный Профинтерн - определены и утверждены Законом Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № 105-з «Об описании границ муниципальных образований Ярославской области». В границах муниципального образования находятся не только земли населенных пунктов, но и земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения. Представляется абсурдной ситуация, при которой будут в наличии централизованные сети водоснабжения и канализации на протяжении всей территории сельского поселения. В отношении густонаселенных европейских районов теоретически возможно объединить все населенные пункты трубами централизованной канализации и горячего водоснабжения, но в отношении обширных пространств территорий Сибири и Дальнего Востока такая позиция истца является весьма сомнительной. Необходимость определения наличия или отсутствия инженерных сетей непосредственно в границах конкретного населенного пункта подтверждена судебной практикой.В частности, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № при возвращении дела на новое рассмотрение указано, что в материалах дела отсутствуют сведения о наличии в самом населенном пункте, где расположении жилой, который признается непригодным для проживания, инженерных систем. Правовое отличие понятий «поселение» и «населенный пункт», а также их смысловая нагрузка, содержащаяся в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, раскрыта в пункте 4 раздела Жилищные споры справки Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами гражданских дел в ДД.ММ.ГГГГ по кассационным и надзорным данным». Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село). В соответствии со статьей 3 Закона Ярославской области от 07.02.2002 № 12-з «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения»,населенный пункт - территориальная единица, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая местом постоянного или сезонного проживания людей. Согласно пункта 1 статьи 4 Устава сельского поселения Красный Профинтерн Ярославской области, в состав сельского поселения Красный Профинтерн входят несколько населенных пунктов, в том числе <адрес>. При решении вопроса о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях комиссией сельского поселения Красный Профинтерн было произведено обследование жилого дома № <адрес> По результатам осмотра установлено, что двухэтажный одноквартирный жилой дом представляет собой кирпичное строение, в нем имеется вода, канализация, газовое отопление, отсутствуют водопровод и канализация. Вместе с тем в соответствии с пунктом 41 Положения, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ,не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Бармашов В.П. проживает в жилом доме <адрес>, собственником которого на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан является его сын ФИО 1 Полагают, что необходимо выяснить, с какого времени Бармашов В.П. проживает в указанном доме, возможно до заключения договора приватизации в ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на него распространяется действие Жилищного кодекса РСФСР, статьи 53 о праве пользования жилым помещением членами семьи собственника. А поскольку жилищные отношения носят длящийся характер, то и статья 31 Жилищного кодекса РФ. Исходя из статуса семейного родства, дети и родители не могут быть бывшими членами семьи, и по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ родители сохраняют право пользования жилым помещением, собственниками которого являются дети, независимо от ведения ими совместного хозяйства. В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. При этом, исходя из позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимного согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу. Таким образом, не усматривается оснований, по которым в соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданин может быть признан нуждающимся в жилых помещениях. Считают, что отказ органов местного самоуправления в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях Бармашова В.П. принят в полном соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении исковых требований просят отказать, дело просят рассмотреть в отсутствии представителя, а копию решения выслать в их адрес. Свидетель И.Л. в судебном заседании пояснил, что работает главным инженером МУП РКЦ ЖКХ. Пояснил, что наличие индивидуального газового отопления не может считаться тождественным центральному отоплению, это не одно и тоже. Центральное отопление идет через сети к источнику тепла, который не может быть индивидуальным. Газ это коммунальная услуга, эта услуга идет на отопление дома, на обогрев воды. Газ это оплачиваемая услуга. Индивидуальное отопление это альтернатива, но оно не тождественно и не приравнивается к центральному. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Бармашову В.П., являющемуся инвалидом ВОВ и имеющему право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством, отказано в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Бармашов В.П. зарегистрирован и проживает по <адрес> Данное жилое помещение принадлежит его сыну - ФИО 1, на праве собственности на основании договора передачи жилой площади в личную собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Бармашов В.П. проживает в данном жилом помещении совместно с семьей сына ФИО 1 на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ Комиссией СП Красный Профинтерн произведено обследование квартиры № дома № по <адрес> и установлено, что в данном жилом помещении имеется газовое отопление, канализация, водоснабжение, но отсутствует центральное отопление и горячее водоснабжение. Прокурор района, выступая в интересах Бармашова В.П., считает, что снованием признания Бармашова В.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий следует считать п. 3 ч. 1ст. 51 ЖК РФ - проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований. По мнению прокурора района нужно учитывать, что по информации администрации на территории СП Красный Профинтерн канализация, водопровод и центральное отопление имеются. Отсутствие в д. № по <адрес> где проживает Бармашов В.П., центральное отопление, горячего водоснабжения позволяет говорить о данном жилом помещении, как о не отвечающем установленным для жилого помещения требованиям и служит основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых помещений по подп. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ. Учитывая, что Бармашов В.П. относится к категории граждан, имеющих право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны, то действиями администрации СП Красный Профинтерн нарушены его жилищные права. В соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года, постановления Правительства области от 11 января 2010 года № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № 32» лица, указанные в ст. 14, 15, 17-19, 21 ФЗ «О ветеранах», состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют право на предоставление им социальной поддержки по обеспечению жильем. Бармашов В.П. с вопросом о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий обратилась в жилищную комиссию при администрации сельского поселения Красный Профинтерн. Однако решением данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет ему отказано по п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ, в том числе, согласно ч.1 п.3 указанной нормы, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям. Суд, считает отказ жилищной комиссии Бармашову В.П. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным. В соответствии с Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Об уровне благоустройства жилья в сельском поселении Красный Профинтерн», уровень благоустройства определяется наличием следующих элементов благоустройства: электроснабжение, центральное отопление, водоснабжение и канализация. Судом установлено, что в доме, где проживает Бармашов В.П. отсутствуют такие элементы благоустройства как: центральное отопление и электроснабжение. Данный вывод суда основан на акте обследования жилого помещения, в котором проживает инвалид ВОВ Бармашов В.П. от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией под председательством Главы СП Красный Профинтерн Балловой И.С. В акте указано, что имеется вода( не указано холодная или горячая), канализация и газовое отопление. Судом установлено, что наличие индивидуального газового отопления не может считаться тождественным центральному отоплению. Центральное отопление идет через сети к источнику тепла, который не может быть индивидуальным. Не соглашается суд и с позицией Департамента Строительства по ЯО, что для определения уровня благоустройства в <адрес> необходимо выяснить имеются ли централизованные инженерные сети в <адрес> и принимать во внимание, расстояние от <адрес> до <адрес>, которое составляет более <данные изъяты> км, и более чем в тринадцать раз превышает протяженность самого <адрес> Судом установлено, что населенный пункт <адрес> входит в состав муниципального образования Сельское Поселение Красный Профинтерн Некрасовского района Ярославской области, на территории которого действует принятое ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № «Об уровне благоустройства жилья в сельском поселении Красный Профинтерн». Учитывая, что Бармашов В.Н. относится к категории граждан, имеющих право на льготы и преимущества, установленные для участников Великой отечественной войны и что его жилищные условия требуют улучшения, суд считает, что он должен быть поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Некрасовского района ЯО удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации сельского поселения Красный Профинтерн от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Бармашову В.П. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основаниям по п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Обязать Администрацию сельского поселения Красный Профинтерн поставить Бармашова В.П. на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд. СУДЬЯ М.Р.СУЕТОВА