решение о признании решения жилищной комиссии незаконным



Дело № 2-858/11г.                   Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2011 года

                                                            

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Некрасовское                                                                                     15 августа 2011 года

        Некрасовский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Суетовой М.Р., при секретаре Сироткиной Л.В., с участием представителей истца Новиковой Л.В., Келарева Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Келаревой Т.А. к Администрации сельского поселения Бурмакино, Департаменту Строительства ЯО, Правительству Ярославской области о признании незаконным решения жилищной комиссии и поставке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании частично незаконным п. 1.1. договора социального найма, обязании ответчиков предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения,

                                                                 у с т а н о в и л:

           Келарева Т.А. обратилась в Некрасовский районный суд с иском к Администрации сельского поселения Бурмакино, Департаменту Строительства ЯО, Правительству ЯО о признании незаконным решения жилищной комиссии и поставке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании частично незаконным п. 1.1. договора социального найма, обязании ответчиков предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

           В судебном заседании представитель истца Новикова Л.В. заявленные исковые требования Келаревой Т.А. поддержала в полном объеме и пояснила, что Келарева Т.А. является вдовой ветерана и инвалида ВОВ ФИО 1, занимает одну комнату в муниципальной коммунальной квартире резервного жилфонда администрации <адрес> в здании бывшего военного общежития. Она инвалид 2 группы. Передвигается по квартире с большим трудом с помощью ходунков, на улицу не выходит, часто сердечные боли. Состояние здоровья не позволяет обходиться без посторонней помощи. В квартире с ней проживает ФИО 2, тоже ДД.ММ.ГГГГ рождения, страдающая глухотой, которая не может оказать ей помощь при необходимости. Сыновья Келаревой Т.А. проживают в <адрес> и так же в силу удаленного расстояния не имеют возможности ежедневно ухаживать за матерью. У Келаревой жилье не пригодно для проживания, так как воды горячей нет, она передвигается на ходунках, а воду она греет. Просит признать незаконным решения жилищной комиссии об отказе в поставке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать частично незаконным п. 1.1. договора социального найма, обязать ответчиков предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

        Представитель истца Келарев Г.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что договор социального найма, противоречит ст. 70 ЖК РФ, что согласно п. 1.1 договора, нельзя вселить в квартиру близких родственников. Считает, что права нанимателя Келаревой Т.А. и её интересы, этим нарушены. Считает, что данный договор соответствует договору найма служебного помещения, а не договору социального найма. В квартире Келаревой Т.А. есть туалет, холодная вода, центральное отопление, газ, электричество. Просит удовлетворить исковые требования.

      Ответчик ФИО 3 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд отзыв, в котором указал, что в связи с тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в котором проживает Келарева Т.А. не является резервным жилым фондом, как указано в уточненном иске, и его приватизация не запрещена, наниматель имеет право оформить право собственности на данное жилое помещение. Сын Келаревой Т.А. зарегистрирован по месту жительства и является собственником 1/2 доли жилого помещения по адресу: <адрес> Так же в настоящее время уход за Келаревой Т.А. осуществляет социальный работник. С иском не согласны.

       Ответчик ФИО 4 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. На территории области действует постановление Правительства области от 11.01.2010 № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ ». Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5- ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Порядок распространяется на следующие категории граждан:

- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ

- граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", состоящие на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- граждане, указанные в статье 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. Орган исполнительной власти, уполномоченный производить оформление свидетельств на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, является Департамент Строительства Ярославской области. В соответствии с указанным Порядком, сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на основании Федерального закона «О ветеранах», формируется и ведется департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области. Очередность в сводном списке определяется в зависимости от даты признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.

       Таким образом, претендовать на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, имеют только те граждане, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

      Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учёта относится к компетенции органов местного самоуправления.

       В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены условия, при которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Келарева Т.А. не относится ни к одной из категорий граждан, указанных в статье 51 Жилищного кодекса РФ. Истец на праве договора найма занимает комнату в квартире по <адрес> Общая площадь жилого помещения, в том числе с долей мест общего пользования в указанной квартире у неё составляет 44 кв.м. В указанном жилом помещении истец по месту жительства зарегистрирована одна. На территории Некрасовского муниципального района установлена учетная норма общей площади - 10 кв.м. Таким образом, истец обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы и не может претендовать на признание нуждающейся в жилых помещениях. В удовлетворении исковых требований Келаревой Т.А. просят отказать.

           Представитель ответчика ФИО 5 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд отзыв в котором указал, что согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во исполнение данного положения Федерального закона в Ярославской области действует постановление Правительства Ярославской области от 11.01.2010 № 1-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области. Согласно указанному Порядку одним из условий предоставления мер социальной поддержки является постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, за счет Средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Как следует из текста искового заявления, Келарева Таисия Алексеевна является вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО 1. На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Келарева Т.А., как супруга умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на предоставление мер социальной поддержки. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». Вместе с тем, согласно предписаниям по исполнению Указа, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права. В качестве обоснования заявленных требований истица сослалась на пункт 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, указала, что представила все необходимые документы, из которых усматривается нуждаемость в улучшении жилищных условий. Однако решением жилищной комиссии администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с приложенной в исковому заявлению выпиской из поквартирной карточки администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ в комнате по <адрес> Келарева Т.А. зарегистрирована одна и общая площадь занимаемой истицей комнаты составляет 44 кв.м. Таким образом, обеспеченность жилой площадью на одного человека представляется больше учетной нормы, установленной для данного населенного пункта, а, следовательно, Келарева Т.А. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и не может быть обеспечена жилым помещением за счет средств федерального бюджета как супруга умершего участника Великой Отечественной войны. Учитывая вышеизложенное, с учетом требований законодательства, конкретных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, Правительство области просит отказать в удовлетворении исковых требований, в соответствии с пунктом 5 статьи 167 и статьей 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело без участия своего представителя.

        Суд, выслушав представителей истца, изучив письменные отзывы и письменные материалы дела и другие доказательства, считает требования истца Келаревой Т.А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

       Судом установлено, что решением жилищной комиссии при администрации сельского поселения Бурмакино Некрасовского района ЯО от ДД.ММ.ГГГГ, гражданке Келаревой Т.А. являющейся вдовой умершего инвалида ВОВ ФИО 1., имеющей право на льготы и преимущества для ветеранов Великой Отечественной войны, отказано в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причиной отказа послужило то, что Келарева Т.А. является нанимателем жилого помещения- комната по договору социального найма, расположенного по <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, а также исходя из учетной нормы площади жилого помещения, по которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (общая площадь жилого помещения составляет 44 кв.м., прописан 1 человек).

           Судом установлено, что Келарева Т.А. является вдовой инвалида - участника Великой Отечественной войны и имеет право и льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Келарева Т.А. проживает в коммунальной квартире (общей площадью 73,3 кв.м.) по <адрес> жилой площадью 21,7 кв.м (общая площадь числящегося за ней жилого помещения составляет 44 кв.м).

      Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учёта относится к компетенции органов местного самоуправления.

       В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены условия, при которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Келарева Т.А. не относится ни к одной из категорий граждан, указанных в статье 51 Жилищного кодекса РФ. Истец на основании договора найма занимает комнату <адрес> Общая площадь жилого помещения, в том числе с долей мест общего пользования в указанной квартире у неё составляет 44 кв.м. В указанном жилом помещении истец по месту жительства зарегистрирована одна. На территории Некрасовского муниципального района ЯО установлена учетная норма общей площади - 10 кв.м. Таким образом, истец обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы и не может претендовать на признание нуждающейся в жилых помещениях. Комната, в которой проживает истец Келарева Т.А., является благоустроенной и имеет следующие элементы благоустройства: водоснабжение, центральное отопление, газоснабжение, электроосвещение, водоотведение. Это подтверждает и представитель истицы Келарев Г.В. Согласно Постановления Главы СП Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении уровня благоустройства жилья в сельском поселении Бурмакино», уровень благоустройства определяется наличием следующих элементов благоустройства: электроснабжение, центральное отопление, газовое или печное. Таким образом, судом установлено, что оснований для признания Келаревой Т.А. нуждающейся в жилых помещениях нет, поэтому отказ органов местного самоуправления в принятии её на учет нуждающихся в жилых помещениях является правомерным. Коме этого, истица имеет право на приватизацию указанной комнаты, что подтверждает в своем отзыве представитель администрации СП Бурмакино. Соответственно суд отказывает истице Келаревой Т.А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения жилищной комиссии и поставке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании ответчиков предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

       Вместе с тем истцом Келаревой Т.А. заявлено требование о признании частично незаконным п. 1.1. договора социального найма, согласно которого наниматель Келарева Т.А. проживает в комнате <адрес> без права вселения в предоставленную комнату других лиц и близких родственников. Данные требования по мнению суда подлежат удовлетворению, поскольку данный п.1.1. договора нарушает жилищные права истицы Келаревой Т.А. и противоречит ст. 70 ЖК РФ, согласно которой наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей и других граждан в качестве членов своей семьи.

               Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья

р е ш и л:

Исковые требования Келаревой Т.А. к Администрации сельского поселения Бурмакино удовлетворить частично.

Признать незаконным п. 1.1. договора социального найма, заключенного между Келаревой Т.А. и СП Бурмакино Некрасовского района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в части запрета ей вселения в предоставленную комнату других лиц и близких родственников.

В остальной части заявленных исковых требований Келаревой Т.А. - отказать.

        Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Некрасовский районный суд ЯО.

       

Судья                                                                                                                М.Р. Суетова