решение о признании незаконными действия (бездействия) администрации



Дело № 2-982-2011     

РЕ Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Некрасовское                                    24 августа 2011 года                    

Некрасовский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Лазутина С.П.,

при секретаре Бубновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Щелкуновой М.А. о признании незаконными действия (бездействие) администрации сельского поселения Красный Профинтерн,

у с т а н о в и л:

Первоначально Щелкунова М.А. обратилась в суд с заявлением о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания.

В заявлении Щелкунова указывает, что по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ. она является собственником жилого дома, находящегося по <адрес>. Как усматривается из технического паспорта, этот дом является бревенчатым и построен в ДД.ММ.ГГГГ. При строительстве дома использованы не новые строительные материалы, а от бывшего дома. В настоящее время дом имеет физический износ <данные изъяты>

Для признания этого дома непригодным для проживания она ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в администрацию сельского поселения Красный Профинтерн с заявлением об обследовании дома межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. бывшим главой администрации сельского поселения Красный Профинтерн ей было сообщено, что такая комиссия в поселении не создана, соответственно, решить вопрос по заявлению Щелкуновой не представляется возможным.

После обращения с жалобами в администрацию Некрасовского района и прокуратуру Некрасовского района Щелкуновой сообщили, что межведомственная комиссия в поселении создана.

Тем не менее, до дня подачи заявления в суд дом межведомственной комиссией не обследован, заключительного документа по ее заявлению нет.

Не имея иной возможности признать дом непригодным для постоянного проживания, Щелкунова заказала и провела строительную комиссию, по заключению которой физический износ дома превышает <данные изъяты> то есть дом не пригоден для постоянного проживания.

Впоследствии Щелкунова уточнила заявленные требования и наряду с признанием дома непригодным для проживания просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Красный Профинтерн и обязать ее рассмотреть вопрос по заявлению Щелкуновой.

В судебном заседании заявитель ЩелкуноваМ.А. заявленные требования поддержала и дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что признание указанного жилого дома непригодным для постоянного проживания необходимо для решения вопроса о включении ее дочери, зарегистрированной и проживающей по одному с нею адресу, в жилищную программу как молодой семьи.

Настаивает на удовлетворении судом требования о признании спорного жилого дома непригодным для постоянного проживания.

Представитель заинтересованного лица - ФИО 1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В переданном по факсимильной связи письме и.о. главы администрации просила суд рассмотрение дела отложить в связи с нахождением представителя администрации в отпуске.

Указанную причину неявки в судебное заседание представителя администрации суд признает неуважительной, поскольку администрация представляет собой орган самоуправления, который возглавляет глава администрации. Любой из них, в том числе и глава, могут и должны представлять в суде интересы муниципального образования.

Представитель заинтересованного лица - ФИО 2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Решение по делу полагает на усмотрение суда.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании свидетель ФИО 3 пояснила, что она приходится дочерью Щелкуновой М.А. Вместе со своим ребенком она зарегистрирована и проживает по месту жительства своей матери - Щелкуновой М.А. Она намерена принять участие в программе по обеспечению молодых семей жильем. Этому препятствует наличие в собственности у матери указанного выше жилого дома, так как суммарная площадь квартиры, в которой они проживают, и этого дома не позволяет претендовать на участие в этой программе.

Кроме того, подтвердила, что жилой дом, находящийся в <адрес>, фактически не пригоден для постоянного проживания, поскольку все основные деревянные части его сгнили. Строительная экспертиза подтвердила, что фактический износ дома составляет <данные изъяты>

Для этого она и ее мать Щелкунова М.А. пытались решить вопрос о признании дома непригодным для проживания путем обращения в администрацию сельского поселения Красный Профинтерн, но до сих пор этот вопрос не решен. Бывший глава администрации поселения <данные изъяты> отказывалась от создания межведомственной комиссии и обследовании дома. Затем после жалоб в прокуратуру района и администрацию района такая комиссия создана, но обследование дома не проведено.

           Исследовав письменные доказательства по делу и все доказательства в их совокупности, суд считает, что требования Щелкуновой М.А. подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст.15 ЖК жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно п.8 этого же Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать указанной межведомственной комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что Щелкунова М.А., являясь собственником жилого дома, находящегося по <адрес> (л.д.7, 8), обратилась в администрацию сельского поселения Красный Профинтерн с заявлением об обследовании межведомственной комиссией этого дома и вынесении решения о соответствии этого дома предъявляемым к жилым помещениям требованиям (л.д.16, 17).

Из письма главы администрации сельского поселения Красный Профинтерн <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается отказ в даче заключения, поскольку на территории поселения межведомственная комиссия не создана (л.д.19).

Несмотря на вмешательство руководства администрации Некрасовского района и прокуратуры Некрасовского района в эту ситуацию (л.д.18, 20-21), до дня рассмотрения дела в суде обследование дома не проведено, заключение не изготовлено.

В соответствии с ч.1 ст.254 КПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Следовательно, Щелкунова М.А. вправе оспорить в судебном порядке бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием принадлежащего ей жилого помещения непригодным для проживания.

При этом надлежащим заинтересованным лицом является администрация сельского поселения Красный Профинтерн, в функции которого в соответствии с п.п.6 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» входит организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и эксплуатации жилого фонда.

Поскольку до дня рассмотрения дела в суде обследование принадлежащего Щелкуновой М.А. жилого дома межведомственной комиссией не проведено, суд полагает установленным нарушение права Щелкуновой М.А. на признание принадлежащего ей дома непригодным для проживания и, соответственно, незаконное бездействие администрации сельского поселения.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление о незаконном действии (бездействии) обоснованным, выносит решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение.

В данном случае это означает, что администрация сельского поселения Красный Профинтерн обязывается судом обеспечить проведение межведомственной комиссией оценку соответствия принадлежащего Щелкуновой жилого дома предъявляемым к жилым помещениям требованиям и вынести соответствующее решение.

Удовлетворяя требования Щелкуновой М.А. частично, суд исходит из того, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Поэтому ее требование о признании дома непригодным для постоянного проживания в данном случае удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования Щелкуновой М.А. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района Ярославской области в части непроведения межведомственной комиссией оценки соответствия жилого помещения - жилого дома, находящегося по <адрес> предъявляемым к жилым помещениям требованиям.

Обязать должностных лиц сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района Ярославской области обеспечить проведение межведомственной комиссией оценку соответствия жилого помещения - жилого дома, находящегося по <адрес> предъявляемым к жилым помещениям требованиям и вынести соответствующее решение в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Некрасовский районный суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Судья                                                 С.П. Лазутин