Дело № 2-800/11г. Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Некрасовское 29 сентября 2011 года Некрасовский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Суетовой М.Р., при секретаре Сироткиной Л.В., с участием пом. прокурора Некрасовского района Сутормина В.М., представителя истца Реут В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Некрасовского района Ярославской области в интересах Басалаева С.А. к Администрации сельского поселения Бурмакино о признании заключения комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, созданной на основании постановления администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признании решения жилищной комиссии от 14.03.2011 года незаконной и обязании администрации поставить Басалаева С.А. на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л: Прокурор Некрасовского района Ярославской области обратился в Некрасовский районный суд в интересах Басалаева С.А. к Администрации сельского поселения Бурмакино о признании заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, созданной на основании постановления администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконной и обязании администрации поставить Басалаева С.А. на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании пом. прокурора Некрасовского района Сутормин В.М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что прокуратурой Некрасовского района проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в части законности отказа жилищной комиссии администрации сельского поселения Бурмакино в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Установлено, что решением жилищной комиссии администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ Басалаеву С.А., являющемуся ветераном Великой Отечественной Войны и имеющего право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны, отказано в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ - намеренное ухудшение жилищных условий. Считает, что указанное решение является незаконным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от ДД.ММ.ГГГГ участвующие в государства, в том числе и Россия, признали право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий жилище. Государства - участники обязались принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права. Басалаев С.А. зарегистрирован и проживает по <адрес>. Дом <адрес> принадлежит дочери Басалаева С.А. - Реут B.C. на праве собственности. Ранее данное жилое помещение принадлежало супруге Басалаева С.А. - ФИО 1. В последующем ФИО 1. подарила дом дочери - Реут В.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ В данном доме Басалаев С.А. проживает вместе с супругой ФИО 1. Комиссией сельского поселения Бурмакино произведено обследование дома <адрес> По результатам обследования установлено, что данное жилое помещение не имеет горячего водоснабжения, централизованной канализации. В ходе проверки прокуратуры Некрасовского района установлено, что в нарушение п. 4.7 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» в жилом доме <адрес> отсутствуют вентиляционные каналы принудительной вентиляции с естественным побуждением в помещении кухни, где имеются источники повышенных выделений влаги, тепла, газов. Таким образом, дом <адрес> не соответствует санитарным нормам и требованиям. Кроме того, согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, износ дома <адрес> составляет 71%, что является существенным, дом с таким износом непригоден для проживания в соответствии с п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом министра ЖКХ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. №, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Установлено, что жилые помещения в <адрес> обеспечены инженерными системами: электроснабжение, хозяйственно-питьевым водоснабжением, водоотведением, газоснабжением. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Устава сельского поселения Бурмакино <адрес> входит в состав сельского поселения Бурмакино. На территории сельского поселения Бурмакино канализация, водопровод имеются. Отсутствие в <адрес> где проживает Басалаев С.А. горячего водоснабжения, канализации, вентиляционных каналов принудительной вентиляции с естественным побуждением в помещении кухни, где имеются источники повышенных выделений влаги, тепла, газов, износ дома на 71% позволяет говорить о данном жилом помещении, как о не отвечающем установленным для жилого помещения требованиями и служит основанием для постановки Басалаева С.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых помещений по подп. 3 п.1 ст. 51 ЖК РФ. Факт дарения принадлежащего ФИО 1 жилого помещения своей дочери Реут В.А. на основании договора дарения не позволяет говорить о том, что Басалаев С.А. намеренно ухудшил свои жилищные условия. Данные действия заключаются в умышленных действиях гражданина, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Такие действия заключаются во вселении на принадлежащую на праве собственности, социального найма жилую площадь лиц, в совершении действий по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, совершении сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества и т.д. Как установлено, подобных действий Басалаевым С.А. не совершалось. Основанием для признания его нуждающейся в улучшении жилищных условий служит не отсутствие в собственности либо по договору найма жилого помещения, а несоответствие жилого помещения установленным требованиям. Следовательно, учитывая данные факты, Басалаева С.А. нельзя считать намеренно ухудшившим свои жилищные условия. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная на основании постановления администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ №, произвела обследование дома <адрес>. По результатам обследования составлен акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому дом <адрес> признан пригодным для проживания. Заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по следующим основаниям. Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, (далее - Положение) орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. В нарушение п. 7 Положения к работе межведомственной комиссии при обследовании дома <адрес> ДД.ММ.ГГГГ не были привлечены: представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, промышленной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, собственник жилого помещения, что исключает объективность и полноту обследования жилого помещения. В данном составе комиссия не имела права принимать решение о признании либо не признании помещения пригодным для проживания. Кроме того, в заключении от ДД.ММ.ГГГГ не проставлен его номер, в тексте заключения не приведено заключение, взятое из акта обследования, что предусмотрено формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение № 1). В нарушение установленной формы по тексту заключения упоминается комиссия, а не межведомственная комиссия, которая предусмотрена установленной формой заключения. В акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что износ дома составил 71%, тем не менее, комиссия признала дом пригодным для проживания в нарушение п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом министра ЖКХ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №. Просит признать заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, созданной на основании постановления администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ №, о признании жилого дома <адрес> пригодным для постоянного проживания незаконным, признать решение жилищной комиссии при администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Басалаеву С.А. в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по ст. 53 Жилищного кодекса РФ незаконным, обязать администрацию сельского поселения Бурмакино поставить Басалаева С.А. на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель истца Басалаева С.А. - Реут B.C. в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора в интересах Басалаева С.А. поддержала в полном объеме и просила удовлетворить. Ответчик Администрация сельского поселения Бурмакино в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, возражают по заявленным требованиям. Ответчик Департамент Строительства Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд отзыв, в котором указал, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года№ 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. На территории области действует постановление Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № 32». Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № №- ФЗ "О ветеранах" и от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Порядок распространяется на следующие категории граждан: - инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ; - граждане, указанные в статьях 17 - 19 и 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах", состоящие на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий; - граждане, указанные в статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах", вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ Орган исполнительной власти, уполномоченный производить оформление свидетельств на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, является департамент строительства Ярославской области. В соответствии с указанным Порядком, сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на основании Федерального закона «О ветеранах», формируется и ведется департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области. Очередность в сводном списке определяется в зависимости от даты признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях. Таким образом, претендовать на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, имеют только те граждане, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вызывает сомнение правомерность обращения в суд органов прокуратуры, поскольку в прокуратуру за защитой прав обратился человек, который в силу возрастных и умственных особенностей вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав. В силу невозможности самостоятельно осуществлять действия по получению меры социальной поддержки Басалаев С.А. и уполномочил Реут B.C. случае необходимости вести все его гражданские дела в суде. Вызывает сомнение правомерность обращение Реут B.C. в органы прокуратуры и добросовестность выполнения принятого ею на себя поручения Басалаева С.А. Полагаем, что в данном случае имеет место превышение прокурором полномочий, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ. Прокурором в суд подаются исковые и иные заявления только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Реут B.C. может самостоятельно обратиться в суд. Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учёта относится к компетенции органов местного самоуправления. Вместе с тем нельзя согласиться с трактовой истцом положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» по следующим основаниям. До настоящего времени не устранены в полном объеме противоречия, существовавшие до конца ДД.ММ.ГГГГ между Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Земельным кодексом РФ, содержащие различную смысловую нагрузку термина поселения. Истцом воспроизводится термин поселения как муниципальной единицы, включающей в себя несколько населенных пунктов. Земельный кодекс в термин поселения включал понятие «населенные пункты», а следовательно содержал и соответствующую главу «Земли поселений». В конце ДД.ММ.ГГГГ указанные противоречия были устранены, путем внесения изменений в Земельный кодекс (глава XV и статьи, входящие в ее состав, получили иное наименование - «Земли населенных пунктов»). Считаем что пункт 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №, в содержание «поселение» вкладывает смысл - «населенный пункт». Правовое отличие понятий «поселение» и «населенный пункт», а также их смысловая нагрузка, содержащаяся в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, раскрыта в пункте 4 раздела Жилищные споры справки Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами гражданских дел в 2010 году по кассационным и надзорным данным». Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село). В соответствии со статьей 3 Закона Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № 12-з «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения», населенный пункт - территориальная единица, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая местом постоянного или сезонного проживания людей. Согласно пункта 1 статьи 4 Устава сельского поселения Бурмакино Ярославской области, в состав сельского поселения Бурмакино входят несколько населенных пунктов. Полагаем, что о наличии инженерных сетей в <адрес> говорить преждевременно. Из справки, представленной Бурмакинским муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства следует, что централизованное водоснабжение и канализация имеются только в двух домах <адрес>. Таким образом, удельный вес жилищного фонда обеспеченного централизованным водоснабжением и канализацией составляет менее 2%. Таким образом, уровень благоустройства жилого фонда <адрес> допускает наличие жилых помещений не обеспеченных централизованным водоснабжением и канализацией. Домовладение <адрес> находится в зоне индивидуальной жилищной застройки одноэтажными жилыми домами, поэтому однозначно устанавливается благоустроенность данного жилого помещения применительно к конкретным условиям населенного пункта. Указанная позиция о возможности установления благоустроенности жилого помещения применительно к условиям конкретного населенного пункта подтверждается и судебной практикой (решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Дополнительно обращаем внимание на то, что в сельском поселении Бурмакино постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении уровня благоустройства жилья в сельском поселении Бурмакино Некрасовского района Ярославской области» установлен уровень благоустройства в сельском поселении Бурмакино со следующими элементами: центральное газовое или печное отопление, электроосвещение. При решении вопроса о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях комиссией сельского поселения Бурмакино было произведено обследование жилого дома <адрес>. По результатам осмотра установлено, что в одноэтажном жилом доме имеется центральный водопровод, центральное газоснабжение, отопление от газового котла, канализация выгребная яма. Таким образом, жилой дом <адрес> соответствует утвержденному уровню благоустройства. Басалаев С.А. проживает в жилом доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. На момент отчуждения указанного жилого дома ДД.ММ.ГГГГ по договору дарения дочери Реут B.C. он являлся членом семьи собственника жилого помещения - жены ФИО 1. В соответствии с пунктом 5 договора дарения зафиксировано, что на момент заключения договора в доме проживают Басалаев С.А. и ФИО 1. Других договоренностей в письменном виде по праву пользования и проживания Басалаевыми в жилом доме не представлено. Следовательно, имеют место иные устные договоренности о порядке проживания в указанном жилом доме. Поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер, то на период проживания с ДД.ММ.ГГГГ распространяет действие статья 53 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой совместно проживающие с собственником лица вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное. В настоящее время к жилищным отношениям применимы нормы Жилищного кодекса РФ. Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользоваться данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением сторон между собственником и членами его семьи. Исходя из статуса семейного родства, дети и родители не могут быть бывшими членами семьи, и по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ родители сохраняют право пользования жилым помещением, собственниками которого являются дети, независимо от ведения ими совместного хозяйства. В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Таким образом, напрашивается вывод о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Басалаев С.А. проживает в указанном доме как член семьи собственников жилого помещения даже с учетом совершения сделки по дарению жилого дома. В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом, исходя из позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимного согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу. Отсутствуют сведения о том, что Реут B.C. зарегистрирована в жилом доме. Однако это не указывает на то, что Басалаев С.А. проживает в доме не как член семьи собственника. В Некрасовском муниципальном районе установлена учетная норма 10 кв.м. А в соответствии с выпиской из домовой книги и техническим паспортом общая площадь жилого дома составляет 38,9 кв.м. Поскольку истец, является членом семьи собственника жилого дома, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, считаем, что нуждаемость в жилых помещениях не подтверждается. Таким образом, отказ органов местного самоуправления в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях Басалаева С.А. принят в полном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время Басалаев С.А. отсутствует в сводном списке граждан, претендующих на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета. В случае принятия решения о постановке (восстановлении) на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Басалаев С.А. может быть обеспечен мерами социальной поддержки за счёт средств федерального бюджета как участник Великой Отечественной войны в порядке очерёдности в соответствии со сводным списком граждан Ярославской области, претендующих на предоставление мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий за счёт средств федерального бюджета. Дело прося рассмотреть в их отсутствие. Свидетель ФИО 2 в судебном заседании пояснила, что она работает техником БТИ, и она в Бурмакино обследовала <адрес> по проценту износа. Дом ветхий, ДД.ММ.ГГГГ постройки, по информации дом собрали из старого. Пол в доме ветхий, фундамент развалился, все сломано, все течет. Износ дома подсчитала, он составляет 71%. У дома аварийное состояние. Её работу проверяет бригадир, замечаний по определению процента износа с её стороны не последовало. Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, письменные отзывы и другие доказательства, считает требования прокурора Некрасовского района в интересах Басалаева С.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что решением жилищной комиссии администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ Басалаеву С.А., являющемуся ветераном Великой Отечественной Войны и имеющего право на льготы и преимущества, установленные ФЗ «О ветеранах», отказано в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ - намеренное ухудшение жилищных условий. Басалаев С.А. зарегистрирован и проживает по <адрес> принадлежит дочери Басалаева С.А. - Реут B.C. на праве собственности. Ранее данное жилое помещение принадлежало супруге Басалаева С.А. - ФИО 1 ФИО 1. подарила дом дочери - Реут В.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. В данном доме Басалаев С.А. проживает вместе с супругой ФИО 1. Жилищной комиссией сельского поселения Бурмакино произведено обследование дома <адрес>. По результатам обследования установлено, что данное жилое помещение не имеет горячего водоснабжения, централизованной канализации. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная на основании постановления администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ №, произвела обследование дома <адрес>. По результатам обследования составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № и дано заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания. В соответствии со ст. 15 ч.1 п.3 ФЗ «О ветеранах» участники Великой отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз. На территории Ярославской области действует постановление Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета». Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". Органом исполнительной власти, уполномоченным производить оформление свидетельств на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, является Департамент строительства Ярославской области. Претендовать на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, имеют право только те граждане, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учёта относится к компетенции органов местного самоуправления. Согласно статье 3 Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учету подлежат, в том числе граждане, обеспечение жилыми помещениями которых в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> принадлежащий Реут В.С. пригоден для проживания. Суд считает, что данное заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, поскольку это противоречит п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ износ дома <адрес> составляет 71%. Данный процент свидетельствует о том, что дом непригоден для проживания в соответствии с п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом министра ЖКХ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №. Судом установлено, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении уровня благоустройства жилья в сельском поселении Бурмакино Некрасовского района Ярославской области» установлен уровень благоустройства в сельском поселении Бурмакино со следующими элементами: центральное газовое или печное отопление, электроосвещение. Однако данное постановление было отменено по протесту прокурора. Таким образом, на день рассмотрения в суде, постановления об уровне благоустройства в СП Бурмакино нет. С данными выводами комиссии суд не соглашается так же, поскольку они сделаны без проведения каких-либо дополнительных исследований дома с помощью привлечения строительных специалистов или экспертов. Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ производился лишь визуальный осмотр дома без проведения инструментального контроля и других видов контроля и исследований. Кроме этого, суд соглашается с позицией прокурора, выступившего в интересах Басалаева С.А., что в состав комиссии включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а в необходимых случаях, органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. В нарушение п. 7 Положения о работе межведомственной комиссии, при обследовании дома <адрес> ДД.ММ.ГГГГ не были привлечены: представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, промышленной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека и собственник жилого помещения, что исключило объективность и полноту обследования жилого помещения. В данном составе комиссия не имела права принимать решение о признании либо не признании помещения пригодным для проживания. По вышеизложенным обстоятельствам, суд удовлетворяет требования о признании заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. В соответствии со ст. 51 ч.1 п.3 ЖК РФ основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, является проживание в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям. Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО 2. показала, что дом является аварийным, поскольку об этом говорит его ветхое состояние и установленный процент износа - 71%. Согласно пункта 6 постановления Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ № 1-п предоставление мер социальной поддержки осуществляется один раз посредством приобретения гражданами жилых помещений в собственность или участия в долевом строительстве жилого помещения с компенсацией затрат в размере субсидии на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета либо предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ № 1-п меры социальной поддержки за счёт средств федерального бюджета предоставляются гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.Согласно абзаца 12 пункта 8 постановления Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ № 1-п, меры социальной поддержки предлагаются гражданину один раз в текущем году в порядке очерёдности в соответствии с утверждённым сводным списком граждан, который формируется департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области согласно пунктов 4, 5 постановления Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ № 1-п В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ является правомерным при представлении документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Басалаеву С.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося отказано по ст. 53 ЖК РФ- намеренное ухудшение гражданином своих жилищных условий. Суд считает, что данная статья ЖК не применима к Басалаеву С.А., поскольку он собственником жилого дома <адрес> не являлся как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после. Ранее данное жилое помещение принадлежало супруге Басалаева С.А. - ФИО 1 В последующем ФИО 1. подарила дом дочери - Реут В.С. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Рует В.С. в данном домовладении не проживает, не зарегистрирована. Семья истца состоит из него и его жены, ФИО 1 Таким образом, суд пришел к выводу, что Басалаев С.А. проживает в доме, не принадлежащем ему на праве личной собственности, он не является членом семьи собственника, дом является непригодным для проживания, поскольку имеет процент износа 71%, он является ветераном Великой Отечественной Войны и имеет право на получение мер социальной поддержки, в связи с чем судом удовлетворяются заявленные прокурором исковые требования. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья р е ш и л: Исковые требования прокурора Некрасовского района Ярославской области в интересах Басалаева С.А. удовлетворить. Признать заключение межведомственной комиссии Администрации СП Бурмакино Некрасовского района ЯО от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома <адрес> пригодным для постоянного проживания- незаконным. Признать решение жилищной комиссии при администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе Басалаеву С.А. в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по ст. 53 Жилищного кодекса РФ незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Бурмакино Некрасовского района ЯО поставить Басалаева С.А. на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Некрасовский районный суд ЯО. Судья М.Р. Суетова