Дело № 2-794/11г. Мотивированное решение изготовлено 10.12. 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Некрасовское 05 декабря 2011 года Некрасовский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Суетовой М.Р., при секретаре Сироткиной Л.В., с участием представителя истца Чапнина И.Е., представителя ответчика сп Кузьмичева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бархотова М.М. к сп о признании решения жилищной комиссии сп незаконным и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилищных помещениях, у с т а н о в и л: Бархотова М.М. обратилась в Некрасовский районный суд к сп о признании решения жилищной комиссии сп незаконным и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилищных помещениях. В судебном заседании представитель истца Чапнина И.Е. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилой <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>, представляет собой ветхое жилое помещение, не имеющее необходимых удобств и не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утверждено Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания. Согласно п. 12 раздела II указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Вышеуказанное Постановление Правительства РФ устанавливает общие требования к основаниям, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и распространяет свое действие на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Истица проживает в доме, непригодном для проживания, о чем свидетельствует экспертное заключение. Так же об этом свидетельствует и технический план дома, что процент износа составляет <данные изъяты>. Бархотова М.М. пожилой человек, ей сложно проживать без удобств, и поскольку она является вдовой ветерана ВОВ имеет право на поддержку со стороны государства. Ответчик представитель сп Кузьмичева С.В. заявленные исковые требования не признала и пояснила, что решением жилищной комиссии администрации сп Бархотова М.М. было отказано в постановке на очередь как, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она не собственник этой квартиры, по договору купли-продажи она ухудшила свои жилищные условия по ст. 53 ЖК РФ. Даже по новому техническому паспорту износ дома составляет <данные изъяты>, этот дом пригоден для проживания, просит в иске отказать. Третье лицо представитель П в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд отзыв в котором указал, что согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во исполнение данного положения Федерального закона в Ярославской области действует постановление Правительства Ярославской области от 11.01.2010 № 1-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области. Согласно указанному Порядку одним из условий предоставления мер социальной поддержки является постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Как следует из текста искового заявления, Бархотова М.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны - Бархатов А.М.. На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Бархотова М.М., как супруга умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на предоставление мер социальной поддержки. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах". Вместе с тем, согласно предписаниям по исполнению Указа, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права. В качестве обоснования заявленных требований истица указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году по договору купли-продажи продала жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащий ей на праве собственности, своему сыну - Бархатов Б.А. в связи с невозможностью осуществления надлежащего ухода за жилым домом в силу возраста и состояния здоровья. Приложенная к исковому заявлению выписка из похозяйственной книги № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о том, что в настоящее время в указанном жилом доме, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Бархотова М.М. зарегистрирована и проживает одна. В соответствии с частями 1, 2 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, довод истицы о том, что она не имела намерений ухудшать свои жилищные условия путем продажи жилого дома своему сыну в связи с трудностями по содержанию жилого дома, имеющего большой физический износ, является несостоятельным, поскольку фактические обстоятельства спорной ситуации не изменились, а изменился лишь собственник жилого дома. Сама же истица до сих пор проживает в указанном помещении несмотря на обстоятельства, которые послужили причиной продажи дома своему сыну. Так же в исковом заявлении истица указывает на отсутствие канализации в жилом доме, что, по её мнению, свидетельствует об отсутствии необходимого уровня благоустройства. Однако Правительство Ярославской области полагает, что данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии необходимого уровня благоустройства жилого дома в силу пункта 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47. В соответствии с указанным пунктом отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого дома непригодным для проживания. Кроме того, в приложенных в исковому заявлению документах, имеется акт обследования условий проживания ветерана ВОВ, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих на территории <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым исследуемый жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, признан пригодным для проживания. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Бархотова М.М. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, а, следовательно, не может быть обеспечена жилым помещением за счет средств федерального бюджета как супруга умершего участника Великой Отечественной войны. Учитывая вышеизложенное, с учетом требований законодательства, конкретных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, <адрес> просит отказать в удовлетворении исковых требований, в соответствии с пунктом 5 статьи 167 и статьей 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит рассмотреть исковое заявление без участия своего представителя, копию решения суда направить в их адрес. Третье лицо представитель Д в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв и просил рассмотреть дело без участия их представителя. Считают, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года № 258-0-0, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной властней местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. В ДД.ММ.ГГГГ году истица отчудила жилое помещение своему сыну, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг). Согласно выписке из похозяйственной книги № по <адрес> собственником жилья является Бархатов Б.А.; зарегистрирована - Бархотова М.М. с ДД.ММ.ГГГГ г. (по сегодняшний день проживает одна). Напрашивается вопрос: где истица предполагал жить после продажи своего единственного жилья, и на какие цели потрачены средства от реализации имущества? Сам факт заключения договора купли-продажи не привел правовому изменению сторон: истица как проживала, так и осталась проживать в жилом доме одна, о чем свидетельствует выписка из похозяйственной книги №. Полагают, что истицей совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий. Кроме того, изложенное свидетельствует и о том, что существует взаимная договоренность с собственником жилого помещения по вопросу проживания. При этом, исходя из статуса семейного родства, дети и родители не могут быть бывшими членами семьи, и по смыслу частей 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ родители сохраняют право пользования жилым помещением, собственниками которого являются дети, независимо от ведения ими совместного хозяйства. Учитывая положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Таким образом, напрашивается вывод о том, что истица проживает в указанном жилом помещении как член семьи собственника жилого помещения, при этом даже с учетом совершения сделки купли-продажи. Просят в иске отказать. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, письменные отзывы и другие доказательства, считает требования Бархотова М.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что решением жилищной комиссии сп от ДД.ММ.ГГГГ Бархотова М.М., являющейся вдовой ветерана Великой Отечественной Войны и имеющей право на льготы и преимущества, установленные ФЗ «О ветеранах», отказано в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ - намеренное ухудшение жилищных условий. Бархотова М.М. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Данный дом принадлежит ее сыну Бархатов Б.А. на праве собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ранее данное жилое помещение принадлежало Бархотова М.М. В данном доме она проживает одна. Комиссией сп от ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование <адрес> результатам обследования установлено, что данное жилое помещение не имеет горячего водоснабжения, централизованной канализации. Сделан вывод о пригодности дома для проживания. В соответствии со ст. 15 ч.1 п.3 ФЗ «О ветеранах» участники Великой отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз. На территории Ярославской области действует постановление Правительства области от 11.01.2010 № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета». Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". Органом исполнительной власти, уполномоченным производить оформление свидетельств на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, является Департамент строительства Ярославской области. Претендовать на получение субсидии на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве) за счет средств федерального бюджета или перечисление единовременной выплаты, имеют право только те граждане, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учёта относится к компетенции органов местного самоуправления. Согласно статье 3 Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учету подлежат, в том числе граждане, обеспечение жилыми помещениями которых в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам Российской Федерации. В соответствии со ст. 51 ч.1 п.3 ЖК РФ основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, является проживание в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства области от 11.01.2010 № 1-п меры социальной поддержки за счёт средств федерального бюджета предоставляются гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.Согласно абзаца 12 пункта 8 постановления Правительства области от 11.01.2010 № 1-п, меры социальной поддержки предлагаются гражданину один раз в текущем году в порядке очерёдности в соответствии с утверждённым сводным списком граждан, который формируется департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области согласно пунктов 4, 5 постановления Правительства области от 11.01.2010 № 1- п Бархотова М.М. в постановке на учет в качестве нуждающейся отказано по ст. 53 ЖК РФ - намеренное ухудшение гражданином своих жилищных условий. Суд считает, что данная статья ЖК не применима к Бархотова М.М., поскольку факт продажи ею жилого помещения сыну в ДД.ММ.ГГГГ году не свидетельствует о том, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия. Данные действия заключаются в умышленных действиях гражданина, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Такие действия заключаются во вселении на принадлежащую на праве собственности, социального найма, жилую площадь лиц, в совершении действий по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, совершении сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества и т.д. Как установлено, подобных действий Бархотова М.М. не совершалось. Основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий служит не отсутствие в собственности либо по договору найма жилого помещения, а несоответствие жилого помещения установленным требованиям. Следовательно, учитывая данные факты, Бархотова М.М. нельзя считать намеренно ухудшившей свои жилищные условия. И после и до договора купли-продажи, Бархотова М.М. проживает в одинаковых условиях. Суд считает, что она проживает в помещении, не отвечающим для жилого помещения требованиям. Это подтверждается представленными доказательствами со стороны истца: заключением по инженерному обследованию технического состояния конструктивных элементов индивидуального жилого дома, расположенного в <адрес>, согласно которого сделан вывод о возможности применения к данному дому положения о признании его непригодным для проживания. Так же согласно представленного технического паспорта на жилой <адрес>, процент износа основного строения и пристроек составляет от <данные изъяты> до <данные изъяты> Таким образом судом установлено, что жилой <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>, представляет собой ветхое жилое помещение, не имеющее необходимых удобств и не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Поскольку суд пришел к выводу, что жилое помещение, где проживает истица, не имеет необходимых удобств и не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, поэтому это служит основанием для постановки Бархотова М.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилых помещений по подп. 3 п.1 ст. 51 ЖК РФ. Кроме этого судом установлено, что состав комиссии по рассмотрению и разрешению жилищных споров, на момент принятия решения, был не утвержден. Положение о жилищной комиссии при администрации сельского поселения Бурмакино утверждено Постановлением администрации сельского поселения Бурмакино от 12.02.2010 № 23. В соответствии с п. 3.2 Положения о комиссии ее состав утверждается ежегодно постановлением администрации сельского поселения Бурмакино. В ДД.ММ.ГГГГ году состав жилищной комиссии утвержден на основании постановления администрации сельского поселения Бурмакино от ДД.ММ.ГГГГ таким образом, жилищная комиссия при администрации сельского поселения Бурмакино принимала решение в отношении Бархотова М.М. ДД.ММ.ГГГГ в неутвержденном составе, а принимать решение комиссия до ДД.ММ.ГГГГ была неправомочна. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья р е ш и л: Исковые требования Бархотова М.М. удовлетворить. Признать решение жилищной комиссии сп от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Бархотова М.М.. в признании нуждающейся в жилых помещениях незаконным. Обязать сп принять Бархотова М.М., на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Некрасовский районный суд ЯО. Судья М.Р. Суетова